Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН (ЛЕВИЦКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Иоанн (Левицкий). Фото. нач. XX в.
Архиеп. Иоанн (Левицкий). Фото. нач. XX в.
Иоанн (Левицкий) (1857 - не ранее 1926/27), б. архиепископ Кубанский и Екатеринодарский, деятель обновленчества

В миру Левицкий Иоанникий Алексеевич, родился 7 января 1857 года в селе Поповке Второй Черкасского уезда Киевской губернии в семье псаломщика.

Образование получил в Черкасском училище и Киевской духовной семинарии, которую окончил со званием студента.

Был принят на службу в Херсонскую епархию. Женился. 21 мая 1881 года был рукоположен во священника к Троицкой церкви местечка Степановки. В 1882 году, согласно прошения, был перемещён к Николаевской церкви села Плоского.

С 1889 по 1893 год прошёл курс обучения в Киевской духовной академии, выпустившись со степенью кандидата богословия. 18 июня 1892 года, согласно прошению, был пострижен в монашество с наречением имении Иоанн.

3 августа 1893 года был определён смотрителем Московского Донского духовного училища.

31 июля 1895 года был назначен инспектором Олонецкой духовной семинарии. Председательствовал в комиссии по проверке ученической библиотеки и комиссии для пересмотра и составления проекта инструкции помощнику инспектора семинарии. Был также назначен в комиссию для принятия имущества, материалов и припасов в семинарии от бывшего эконома семинарии.

13 февраля 1896 года был перемещен на ту же должность в Саратовскую духовную семинарию. Состоял председателем временного комитета по ремонту зданий Саратовской духовной семинарии. В 1898-1899 годах временно исполнял обязанности ректора семинарии.

29 ноября 1900 года был назначен ректором Астраханской духовной семинарии. 17 декабря того же года был возведён в сан архимандрита. В 1901 году был утверждён в должности председателя Астраханского епархиального училищного совета.

С 1901 по 1907 год состоял членом Астраханского епархиального комитета Православного миссионерского общества. В 1902 года исполнял обязанности председателя по епархиальному миссионерскому комитету. В 1905 году состоял в числе членов местной комиссии по разработке вопросов, предложенных к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви. Публиковался в "Астраханских епархиальных ведомостях". С 1907 года - член распорядительного комитета Астраханского русского патриотического общества, занимавшегося культурно-благотворительной деятельностью.

Еп. Ейский Иоанн (Левицкий). Фото нач. ХХ в. (РГИА)
Еп. Ейский Иоанн (Левицкий). Фото нач. ХХ в. (РГИА)

Епископство

25 декабря 1907 года был определён епископом Ейским, викарием Ставропольской епархии с пребыванием в Екатеринодаре. 31 января 1908 года в зале заседаний Синода состоялось его наречение, а 3 февраля того года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры - епископская хиротония, совершённая собором 12 иерархов. 23 февраля 1908 года прибыл в Ставрополь, где встретился с архиепископом Агафодором (Преображенским). К месту службы прибыл 28 февраля, с этого времени вступил в отправление своих обязанностей. Состоял настоятелем Екатерино-Лебяжской Николаевской общежительной пустыни вплоть до апреля 1912 года. Получил для проживания в Екатеринодаре подворье монастыря рядом с духовным училищем. Состоял председателем Александро-Невского религиозно-просветительного братства.

18 мая 1911 года был назначен первым викарием Ставропольской епархии. 30 сентября 1916 года был наделён особыми полномочиями, делавшими его викариатство полусамостоятельным, а 12 октября того же года получил титул епископа Кубанского и Екатеринодарского [1].

В 1917 году поддержал Февральскую революцию. 12 марта обратился с телеграммами к Временному правительству, в которых сообщал, что "молитвенно испрашивает у Бога помощи ему в трудах на благо и славу освобожденной родины" и "выражает свою радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной Церкви и духовенства".

При открытии 13 апреля Чрезвычайного съезда делегатов духовенства Кубанской епископии сказал: "Теперь народ-богатырь сбросил с себя оковы рабства, и Церковь вздохнула свободнее. Как узник, освобожденный из темницы, чувствует себя на верху счастья, так и Церковь в лице верных чад своих не может не радоваться своему освобождению от тех стеснений, которые давили самоопределяющуюся ее жизнедеятельность. Только свободная Церковь в свободном государстве может свободно служить народному благу" [2].

В мае 1918 года выдвигался в качестве кандидата при выборах нового Киевского митрополита.

26 апреля 1919 года в архиерейских покоях в Екатеринодаре состоялось архиерейское совещание, принявшее решение о созыве областного церковного Собора и организации органа временной высшей церковной власти. В мае того года участвовал в Юго-Восточном Русском Церковном Соборе в Ставрополе, на котором было признано необходимым выделение Кубанского викариатства из состава Ставропольской епархии. 18 июня 1919 года стал правящим архиереем новообразованной самостоятельной Кубанской и Екатеринодарской епархии.

Осенью 1919 года по решению Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России (ВВЦУ ЮВР) архиепископ Евлогий (Георгиевский) провел в Кубанской епархии ревизию. По его словам:

"Преосвященный Иоанн, слабый и беспомощный человек, в столь трудное и бурное революционное время наладить управление своей епархии не сумел. В епархиальных делах был хаос, в консистории с ним мало считались... Развал в управлении епархией дошел до крайнего предела".

По воспоминаниям протопресвитера Георгия Шавельского, он был добрый и благочестивый, но неспособный к активной деятельности человек, целиком полагавшийся на своего секретаря: "При таком управлении жизнь в епархии шла сама собой, двигаясь по инерции, как попало". По словам Шавельского, первоначально ему предлагали перевод на одно из викариатств Киевской епархии, но он отказался и согласился уйти на покой, став настоятелем Кавказского Воскресенского мужского монастыря близ города Святого Креста (ныне Будённовск).

В декабре 1919 года решением ВВЦУ ЮВР был отстранен от должности правящего архиерея и отправлен на покой. Увольнение с кафедры, возможно, имело причинами не только его личные недостатки как правящего архиерея, но и конфликт между поддерживаемым ВВЦУ ЮВР генералом А. И. Деникиным и краевыми кубанскими властями, которым покровительствовал смещенный епископ. Шавельский упоминает, что после решения об увольнении, его продолжали поминать в храмах Кубани как правящего архиерея.

К сентябрю 1921 года после нескольких обращений приходов о возвращении его к управлению епархией патриарх Всероссийский святитель Тихон утвердил его епископом Кубанским и Краснодарским. В конце того же года был возведен в сан архиепископа. В епархии при нём были образованы Ейское и Армавирское викариатства.

В апреле 1922 года епархиальное собрание духовенства Кубани под его руководством постановило поддержать кампанию по изъятию церковных ценностей.

В обновленчестве

В мае 1922 года присоединился к обновленчеству, признав Высшее церковное управление (ВЦУ), после чего его Ейский викарий епископ Евсевий (Рождественский) объявил, что владыка впал в раскол и отстраняется от управления епархией.

29 октября 1922 года вошёл в состав обновленческого ВЦУ. От его имени выпускались воззвания с поддержкой политики советской власти, продналогов.

По некоторым данным к концу 1922 года архиепископ вновь подчинился было патриарху Тихону, но в начале 1923 года вернулся в обновленчество.

В апреле 1923 года участвовал в качестве свидетеля обвинения в судебном процессе над епископом Евсевием в Краснодаре. По замечанию протопресвитера Михаила Польского:

"к чести покойного архиепископа он ничего не показал против епископа Евсевия, и в устроенном им поединке он чувствовал себя видимо смущенно и не находил, что отвечать епископу на его спокойные вопросы, касавшиеся причин их разделения" [3].

В мае 1923 года принял участие в обновленческом "Поместном Соборе", на котором поставил подпись под постановлением о лишении святителя Тихона патриаршества и духовного сана. В июле того же года был отправлен обновленческим Синодом на покой. Достоверных сведений о дальнейшей жизни и времени смерти не имеется [4].

Сочинения

  • Гавриил Бучинский (кандидатское сочинение), Киев, 1893.
  • Слово в день Св. Духа, Астрахань, 1902.
  • Слово в Великий пяток: Произнесено в Астраханском кафедр. соборе, Астрахань, 1902.
  • Слово в день святителя и чудотворца Николая и тезоименитства благочестивейшего государя имп. Николая Александровича: Произнесено в Астраханском Троицком соборе 6 дек. 1903 г., Астрахань, 1903.
  • "Речь при наречении во епископа", ПрибЦвед., 1908, № 6, с. 289.

Награды

  • наперсный крест (от Святейшего Синода, 1896)
  • благодарность епархиального архиерея (1897)
  • орден святой Анны 3-й степени (1900) и 2-й степени (1903)

Документы, литература

  • ИР НБУВ, ф. 175, д. 1655, л. 1–2 об., ответы на типовую анкету от 5 сентября 1910 г., автограф; л. 3–3 об., машинопись, приписки-автограф.
  • Архив ЦНЦ, ф. 3, оп. 1, д. 35.
  • Польский М. А., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (репринт изд. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 2, с. 110-111.
  • Шавельский Г. И., протопр., Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота, Н.-Й., 1954, т. 2, с. 340, 342.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 3, с. 308.
  • Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни: Восп., излож.: Т. И. Манухина, М., 1994, с. 321.
  • Левитин, Шавров, Очерки смуты, с. 127, 154, 180, 280.
  • Цыпин В. А., История Русской Церкви, с. 62, 74.
  • «Обновленческий» раскол, с. 772, 773.
  • Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало ХХ в.). Сборник документов (К 2000-летию христианства), Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края, Краснодар, 2001, сс. 118, 138-141.
  • Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г., сост., автор предисл., коммент.: М. А. Бабкин, М., 2006, с. 69, 151.
  • Крячко Н., свящ., "Учреждение Временного Высшего церк. управления на Юго-Востоке России в 1919 г.", ВЦИ, 2008, № 1(9), с. 5-55.

Использованные материалы



[1]  Датировка по Кияшко Н. В., "Архиепископ Кубанский и Краснодарский Иоанн (Левицкий)", сайт Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии, http://kanonkuban.ru/istoriya-eparxii/arxiepiskop-ioann-levickij/, со ссылкой на Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало ХХ в.). Сборник документов (К 2000-летию христианства), Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края, Краснодар, 2001, сс. 118, 138-141. В других материалах встречаются иные датировки. Часто датой принятия нового титула называется 13 сентября 1916 года - см. например Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819-1920-е гг., т. 2: К-П, Киев, 2015, с. 199, http://www.academia.edu/19875021/

[2]  Цит. по Рос. духовенство, 2006, с. 69.

[3]  Польский, ч. 2, с. 110, 111.

[4]  Согласно данным архиепископа Флавиана (Иванова), скончался 18 января 1923 года во время всенощного бдения в Екатерининском кафедральном соборе. Но указанный год смерти ошибочен, поскольку по данным Д. Н. Никитина архиепископ Иоанн еще упоминался в документах 1926 года, как находящийся на покое. Наконец, по предположению Мануила (Лемешевского), скончался не ранее 1927 года.

Редакция текста от: 16.06.2018 18:46:33

"ИОАНН (ЛЕВИЦКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google