Архиеп. Иоанн (Левицкий). Фото. нач. XX в. |
В миру Левицкий Иоанникий Алексеевич, родился 7 января 1857 года в селе Поповке Второй Черкасского уезда Киевской губернии в семье псаломщика.
Образование получил в Черкасском училище и Киевской духовной семинарии, которую окончил со званием студента.
Был принят на службу в Херсонскую епархию. Женился. 21 мая 1881 года был рукоположен во священника к Троицкой церкви местечка Степановки. В 1882 году, согласно прошения, был перемещён к Николаевской церкви села Плоского.
С 1889 по 1893 год прошёл курс обучения в Киевской духовной академии, выпустившись со степенью кандидата богословия. 18 июня 1892 года, согласно прошению, был пострижен в монашество с наречением имении Иоанн.
3 августа 1893 года был определён смотрителем Московского Донского духовного училища.
31 июля 1895 года был назначен инспектором Олонецкой духовной семинарии. Председательствовал в комиссии по проверке ученической библиотеки и комиссии для пересмотра и составления проекта инструкции помощнику инспектора семинарии. Был также назначен в комиссию для принятия имущества, материалов и припасов в семинарии от бывшего эконома семинарии.
13 февраля 1896 года был перемещен на ту же должность в Саратовскую духовную семинарию. Состоял председателем временного комитета по ремонту зданий Саратовской духовной семинарии. В 1898-1899 годах временно исполнял обязанности ректора семинарии.
29 ноября 1900 года был назначен ректором Астраханской духовной семинарии. 17 декабря того же года был возведён в сан архимандрита. В 1901 году был утверждён в должности председателя Астраханского епархиального училищного совета.
С 1901 по 1907 год состоял членом Астраханского епархиального комитета Православного миссионерского общества. В 1902 года исполнял обязанности председателя по епархиальному миссионерскому комитету. В 1905 году состоял в числе членов местной комиссии по разработке вопросов, предложенных к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви. Публиковался в "Астраханских епархиальных ведомостях". С 1907 года - член распорядительного комитета Астраханского русского патриотического общества, занимавшегося культурно-благотворительной деятельностью.
Еп. Ейский Иоанн (Левицкий). Фото нач. ХХ в. (РГИА) |
Епископство
25 декабря 1907 года был определён епископом Ейским, викарием Ставропольской епархии с пребыванием в Екатеринодаре. 31 января 1908 года в зале заседаний Синода состоялось его наречение, а 3 февраля того года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры - епископская хиротония, совершённая собором 12 иерархов. 23 февраля 1908 года прибыл в Ставрополь, где встретился с архиепископом Агафодором (Преображенским). К месту службы прибыл 28 февраля, с этого времени вступил в отправление своих обязанностей. Состоял настоятелем Екатерино-Лебяжской Николаевской общежительной пустыни вплоть до апреля 1912 года. Получил для проживания в Екатеринодаре подворье монастыря рядом с духовным училищем. Состоял председателем Александро-Невского религиозно-просветительного братства.
18 мая 1911 года был назначен первым викарием Ставропольской епархии. 30 сентября 1916 года был наделён особыми полномочиями, делавшими его викариатство полусамостоятельным, а 12 октября того же года получил титул епископа Кубанского и Екатеринодарского [1].
В 1917 году поддержал Февральскую революцию. 12 марта обратился с телеграммами к Временному правительству, в которых сообщал, что "молитвенно испрашивает у Бога помощи ему в трудах на благо и славу освобожденной родины" и "выражает свою радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной Церкви и духовенства".
При открытии 13 апреля Чрезвычайного съезда делегатов духовенства Кубанской епископии сказал: "Теперь народ-богатырь сбросил с себя оковы рабства, и Церковь вздохнула свободнее. Как узник, освобожденный из темницы, чувствует себя на верху счастья, так и Церковь в лице верных чад своих не может не радоваться своему освобождению от тех стеснений, которые давили самоопределяющуюся ее жизнедеятельность. Только свободная Церковь в свободном государстве может свободно служить народному благу" [2].
В мае 1918 года выдвигался в качестве кандидата при выборах нового Киевского митрополита.
26 апреля 1919 года в архиерейских покоях в Екатеринодаре состоялось архиерейское совещание, принявшее решение о созыве областного церковного Собора и организации органа временной высшей церковной власти. В мае того года участвовал в Юго-Восточном Русском Церковном Соборе в Ставрополе, на котором было признано необходимым выделение Кубанского викариатства из состава Ставропольской епархии. 18 июня 1919 года стал правящим архиереем новообразованной самостоятельной Кубанской и Екатеринодарской епархии.
Осенью 1919 года по решению Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России (ВВЦУ ЮВР) архиепископ Евлогий (Георгиевский) провел в Кубанской епархии ревизию. По его словам:
По воспоминаниям протопресвитера Георгия Шавельского, он был добрый и благочестивый, но неспособный к активной деятельности человек, целиком полагавшийся на своего секретаря: "При таком управлении жизнь в епархии шла сама собой, двигаясь по инерции, как попало". По словам Шавельского, первоначально ему предлагали перевод на одно из викариатств Киевской епархии, но он отказался и согласился уйти на покой, став настоятелем Кавказского Воскресенского мужского монастыря близ города Святого Креста (ныне Будённовск).
В декабре 1919 года решением ВВЦУ ЮВР был отстранен от должности правящего архиерея и отправлен на покой. Увольнение с кафедры, возможно, имело причинами не только его личные недостатки как правящего архиерея, но и конфликт между поддерживаемым ВВЦУ ЮВР генералом А. И. Деникиным и краевыми кубанскими властями, которым покровительствовал смещенный епископ. Шавельский упоминает, что после решения об увольнении, его продолжали поминать в храмах Кубани как правящего архиерея.
К сентябрю 1921 года после нескольких обращений приходов о возвращении его к управлению епархией патриарх Всероссийский святитель Тихон утвердил его епископом Кубанским и Краснодарским. В конце того же года был возведен в сан архиепископа. В епархии при нём были образованы Ейское и Армавирское викариатства.
В апреле 1922 года епархиальное собрание духовенства Кубани под его руководством постановило поддержать кампанию по изъятию церковных ценностей.
В обновленчестве
В мае 1922 года присоединился к обновленчеству, признав Высшее церковное управление (ВЦУ), после чего его Ейский викарий епископ Евсевий (Рождественский) объявил, что владыка впал в раскол и отстраняется от управления епархией.
29 октября 1922 года вошёл в состав обновленческого ВЦУ. От его имени выпускались воззвания с поддержкой политики советской власти, продналогов.
По некоторым данным к концу 1922 года архиепископ вновь подчинился было патриарху Тихону, но в начале 1923 года вернулся в обновленчество.
В апреле 1923 года участвовал в качестве свидетеля обвинения в судебном процессе над епископом Евсевием в Краснодаре. По замечанию протопресвитера Михаила Польского:
В мае 1923 года принял участие в обновленческом "Поместном Соборе", на котором поставил подпись под постановлением о лишении святителя Тихона патриаршества и духовного сана. В июле того же года был отправлен обновленческим Синодом на покой. Достоверных сведений о дальнейшей жизни и времени смерти не имеется [4].
Сочинения
- Гавриил Бучинский (кандидатское сочинение), Киев, 1893.
- Слово в день Св. Духа, Астрахань, 1902.
- Слово в Великий пяток: Произнесено в Астраханском кафедр. соборе, Астрахань, 1902.
- Слово в день святителя и чудотворца Николая и тезоименитства благочестивейшего государя имп. Николая Александровича: Произнесено в Астраханском Троицком соборе 6 дек. 1903 г., Астрахань, 1903.
- "Речь при наречении во епископа", ПрибЦвед., 1908, № 6, с. 289.
Награды
- наперсный крест (от Святейшего Синода, 1896)
- благодарность епархиального архиерея (1897)
- орден святой Анны 3-й степени (1900) и 2-й степени (1903)
Документы, литература
- ИР НБУВ, ф. 175, д. 1655, л. 1–2 об., ответы на типовую анкету от 5 сентября 1910 г., автограф; л. 3–3 об., машинопись, приписки-автограф.
- Архив ЦНЦ, ф. 3, оп. 1, д. 35.
- Польский М. А., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (репринт изд. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 2, с. 110-111.
- Шавельский Г. И., протопр., Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота, Н.-Й., 1954, т. 2, с. 340, 342.
- Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 3, с. 308.
- Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни: Восп., излож.: Т. И. Манухина, М., 1994, с. 321.
- Левитин, Шавров, Очерки смуты, с. 127, 154, 180, 280.
- Цыпин В. А., История Русской Церкви, с. 62, 74.
- «Обновленческий» раскол, с. 772, 773.
- Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало ХХ в.). Сборник документов (К 2000-летию христианства), Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края, Краснодар, 2001, сс. 118, 138-141.
- Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г., сост., автор предисл., коммент.: М. А. Бабкин, М., 2006, с. 69, 151.
- Крячко Н., свящ., "Учреждение Временного Высшего церк. управления на Юго-Востоке России в 1919 г.", ВЦИ, 2008, № 1(9), с. 5-55.
Использованные материалы
- Никитин Д. Н., "ИОАНН (Левицкий)", Православная энциклопедия, т. 23, с. 417-418:
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819-1920-е гг., т. 2: К-П, Киев, 2015, сс. 198-199:
- Кияшко Н. В., "Архиепископ Кубанский и Краснодарский Иоанн (Левицкий)", сайт Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии:
- "Настоятели Екатерино-Лебяжской пустыни", сайт Брюховецкого историко-краеведческого музея:
[1] Датировка по Кияшко Н. В., "Архиепископ Кубанский и Краснодарский Иоанн (Левицкий)", сайт Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии, http://kanonkuban.ru/istoriya-eparxii/arxiepiskop-ioann-levickij/, со ссылкой на Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало ХХ в.). Сборник документов (К 2000-летию христианства), Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края, Краснодар, 2001, сс. 118, 138-141. В других материалах встречаются иные датировки. Часто датой принятия нового титула называется 13 сентября 1916 года - см. например Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819-1920-е гг., т. 2: К-П, Киев, 2015, с. 199, http://www.academia.edu/19875021/
[2] Цит. по Рос. духовенство, 2006, с. 69.
[3] Польский, ч. 2, с. 110, 111.
[4] Согласно данным архиепископа Флавиана (Иванова), скончался 18 января 1923 года во время всенощного бдения в Екатерининском кафедральном соборе. Но указанный год смерти ошибочен, поскольку по данным Д. Н. Никитина архиепископ Иоанн еще упоминался в документах 1926 года, как находящийся на покое. Наконец, по предположению Мануила (Лемешевского), скончался не ранее 1927 года.