Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИННОКЕНТИЙ (СОКАЛЬ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Иннокентий (Сокаль).
Еп. Иннокентий (Сокаль).
Иннокентий (Сокаль) (1883 - 1965), епископ б. Смоленский и Дорогобужский.

В миру Сокаль Иван Иванович, родился 7 января 1883 года в городе Корхов Холмской губернии.

Окончил Варшавское духовное училище [1] , а в 1906 году – Холмскую духовную семинарию.

В 1910 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Кандидатская диссертация была написана на тему: «Западнорусские полемические сочинения против протестантства в XVI-XVII вв. (до 1640 г.)» [2].

26 сентября 1910 года был назначен помощником инспектора Курской духовной семинарии.

Вскоре Иван вступил в брак с Трегубовой Марией Софроньевной и принял диаконский сан.

14 октября 1912 года был рукоположен в сан иерея в Курской епархии, в городе Рыльске, епископом Рыльским Никодимом. Назначен в Рыльске инспектором в духовным училище и четырех классах семинарии.

Принимал непосредственное участие в открытии мощей святителя Иоасафа Белгородского. «Это были для меня, - вспоминал протоиерей Иоанн, - счастливые дни, оставившие впечатление на всю жизнь» [3].

В 1919 году протоиерей Иоанн был командирован священноначалием в Палестину для приема от англичан имущества Русской духовной миссии в Иерусалиме.

С 1921 по 1931 год состоял инспектором духовных семинарий в Югославии.

С 1931 по 1940 год он был первым священником в составе причта Свято-Троицкой церкви Белграда, находясь в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.

В 1940 году назначен настоятелем Троицкого храма Белграда.

В 1944 году он назначен благочинным всех русских церквей и приходов в Югославии.

В начале сентября 1944 года, незадолго до освобождения Югославии советскими войсками, страну покидали русские эмигранты, в их числе был и глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Анастасий (Грибановский). Но многие священники, не желая бросать свою паству, оставались. Для ряда пастырей освобождение Югославии Красной армией связывалось с надеждой воссоединения с Московским Патриархатом, отношения с которым давно были прерваны по причинам церковно-политического характера.

Осенью 1944 года в Москву на имя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия было отправлено специальное письмо, подписанное настоятелем Свято-Троицкого храма в Белграде протоиереем Иоанном Сокалем с ходатайством о возвращении на Родину и вхождении в состав Московской Патриархии [4].

Письмо-обращение протоиерея Иоанна Сокаля не осталось без ответа. В начале 1945 года глава Русской Православной Церкви в письме к митрополиту Скопийскому Иосифу, писал о предстоящем направлении особой делегации во главе с епископом Кировоградским Сергием по "деловым вопросам, касающимся наших Церковных взаимообщений и, в частности, по вопросу о переходе в наше ведение Мукачевско-Пряшевской епархии, а также тех русских приходов, которые находятся в ведении протоиерея Сокаля" [5]. Это письмо не осталось тайной для русского духовенства в Югославии и, прежде всего, для протоиерея Иоанна Сокаля.

В феврале 1945 года протоиерей Иоанн Сокаль был участником торжества по поводу избрания на патриарший престол патриарха Московского и всея Руси Алексия.

10 апреля 1945 года на имя патриарха Алексия I было выслано письмо, в котором протоиерей Иоанн Сокаль просил "принять весь русский приход Белградской церковной общины в юрисдикцию Русской Церкви, чтобы наша церковная жизнь в дальнейшем могла протекать под непосредственным архипастырским руководством Вашего Святейшества", подчеркивая, что "моральным для нашего ходатайства служит то обстоятельство, что мы не принимали в общем направлении Карловацкого Синода и в его деятельности, направленной к обособлению от Московской Патриархии. И как только представилась возможность, мы и проявили свое настроение в том, что решили остаться на местах, дождаться прихода Красной Армии и ходатайствовать о воссоединении нас с Русской Церковью" [6].

8 апреля 1945 года в Белград прибыла делегация Русской Православной Церкви. В соответствии с данными епископу Сергию (Ларину) полномочиями от Святейшего Патриарха Алексия причт и община Свято-Троицкой церкви в Белграде были приняты в каноническое и евхаристическое общение и подчинение Московской Патриархии. Остальные приходы переходили в состав Сербской Церкви в подчинение сербских епархиальных архиереев, как это было, например, на территории Воеводины, в Бачской епархии. Оставшееся там небольшое число русских за неимением русских священников обслуживало сербское духовенство, знающее русский язык и русское церковное пение [7].

В том же 1945 году указом патриарха Алексия протоиерей Иоанн был утвержден в должности благочинного русских православных приходов Югославии.

В 1948 году протоиерей Иоанн Сокаль, протоиерей Владислав Неклюдов, профессор Всеволод Троицкий были в Москве почетными гостями на торжествах в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и участвовали в совещании предстоятелей и представителей Православных Автокефальных Церквей.

В феврале 1950 года протоиерей Иоанн Сокаль с семьей вернулся на Родину, получив назначение ректором в Саратовскую духовную семинарию.

9 февраля 1951 года на открытом заседании Совета Ленинградской духовной академии под председательством ректора академии епископа Лужского Симеона и в присутствии митрополита Ленинградского Григория, прошла защита магистерской диссертации протоиерея Иоанна Сокаля. Рецензентами диссертации были профессор протоиерей В. М. Верюжский и доцент протоиерей И.С. Козлов. После успешной защиты Ученый Совет присудил соискателю степень магистра богословия. Данное постановление было утверждено патриархом Алексием 26 февраля 1951 года.

25 июня 1953 года отец Иоанн назначается ректором Минской духовной семинарии.

В 1956 году переведен ректором Одесской духовной семинарии.

20 июля 1957 года был назначен настоятелем Смоленского Успенского собора и секретарем Смоленского епархиального управления. В этой должности он встречает тяжелый период т.н. хрущевских гонений на Церковь.

Вскоре отца Иоанна постигает тяжелая утрата, умирает его супруга Мария Софроньевна. Овдовев, отец Иоанн принимает монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре с именем Иннокентий. Ему было уже 76 лет.

Священный Синод на своем заседании от 24 апреля 1959 года определил иеромонаху Иннокентию по возведению в сан архимандрита быть епископом Смоленским и Дорогобужским. Его епископская хиротония состоялась 10 мая 1959 года в Троице-Сергиевой Лавре. Чин хиротонии совершали патриарх Алексий, архиепископ Можайский Макарий и епископ Дмитровский Пимен.

До епископа Иннокентия епархией управлял епископ Михаил (Чуб), который только в период с 1955 по 1957 года непосредственно находился в Смоленске, а с 1957 по 1959 год совмещал управление Смоленской епархией со служением в Германии, в Берлинской епархии. Так что нужда в своем архиерее в Смоленске была острая, а отец Иннокентий Сокаль был уже не просто знаком со всеми делами епархии, а родным для всех человеком. Однако, уже 15 октября 1964 года он ушел на покой по болезни в возрасте 81 года.

14 мая 1965 года епископ Иннокентий скончался. Чин отпевание епископа Иннокентия был совершен 16 мая епископом Волоколамским Питиримом и епископом Смоленским и Дорогобужским Антонием. Похоронен владыка Иннокентий на Тихвинском кладбище Смоленска, рядом с могилами других почивших Смоленский архипастырей [8].

Награды

  • золотой наперсный крест с украшениями (определением Архиерейского Синода РПЦЗ, 1932)
  • митра (от патриарха Алексия I, 13 ноября 1945)
  • Сербский государственный орден св. Саввы 4-й степени (от сербского правительства за духовно-просветительскую деятельность, 1927)

Труды

  • «Психологический анализ личности св. Иоасафа в связи с современным состоянием русского общества» (Курск, 1911);
  • «Как должны жить христиане по учению св. Иоасафа» (Курск, 1911);
  • «Учение церковных писателей о Божием попущении» (Курск, 1911);
  • «Бытие Бога» (София, 1938).
  • "Путешествие Югославской делегации из Белграда в Москву на выборы Патриарха Московского и всея Руси". "ЖМП" 1945, № 4.
  • "Покаянное чувство в молитвах и песнопениях св. Четыредесятницы" "ЖМП" 1950, № 3.
  • "Возвращение на Родину". "ЖМП" 1950, № 4.
  • "Богослужения Великих Пятка и Субботы". "ЖМП" 1951, № 3.
  • "Церковное торжество в Вязьме (освящение Свято-Троицкого собора)". "ЖМП" 1958, № 2.
  • "Речь при наречении его во епископа Смоленского и Дорогобужского". "ЖМП" 1959, № 6, с. 38.

Литература

  • "ЖМП" 1959, № 6, с. 30, № 6, с. 38, 1960, № 11, с. 49, 1961, № 8, с. 32, 1963, № 6, с. 10, 1964, № 11, с. 4.
  • Иером. Павел "Епископ Иннокентий Сокаль" (Некролог). "ЖМП" 1965, № 7, с. 18.
  • Am 11.5.1963 erhielt er den Vladimir-Orden 2. Klasse.

Использованные материалы



[1]  Киреев А., протод., Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, М., 2002, 392.

[2]  Труды Киевской Духовной Академии, 1910, кн. III.

[3]  Магистерский коллоквиум прот. И. Сокаля в Ленинградской Православной Духовной Академии 9 февраля 1951 года, Л., 1951, с. 60-61.

[4]  ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 18. Л. 23 и об

[5]  ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Л. 35

[6]  ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Л. 37.

[7]  ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 991. Л. 3.

[8]  Журнал Московской Патриархии, 1965, №7, 16.

Редакция текста от: 06.01.2017 16:26:41

"ИННОКЕНТИЙ (СОКАЛЬ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google