Борис (Вик), митр. Херсонский. Фотография начала 1960-х гг. |
В миру Вик Борис Иванович, родился 28 августа [1] 1906 года в Саратове в семье рабочего.
В 1917 году окончил два класса Саратовского духовного училища.
В 1923 году был послушником Саратовского Спасо-Преображенского монастыря.
В 1925 году окончил 5-ю Советскую школу 2-ой ступени города Саратова.
В 1926 г. рукоположен в сан диакона (целибат) обновленческим архиереем к одному из рязанских храмов.
Несколько лет состоял келейником у обновленческого воронежского митрополита Корнилия (Попова).
В июне 1928 года пострижен обновленцами в рясофор с именем Серафим, в марте 1930 года последовало пострижение в мантию с именем Борис.
В 1931 г. мобилизован на военную службу в тыловое ополчение.
В 1934 году принят в общение с Московской патриархией в монашеском достоинстве, без признания хиротоний.
В мае 1935 года рукоположен во иеродиакона, а затем в иеромонаха.
Вскоре был арестован и в июне 1935 году осуждён, в июне 1937 году освобожден.
В августе того же года поступил на работу в Сармашстрой (позднее назывался «Трест № 13»), где работал до сентября 1940 года. В мае 1941 года перешёл на должность коменданта в Трест зелёного строительства Саратовского горсовета, 28 августа того же года мобилизован и до октября 1942 года работал начальником снабжения и зав. складом промстроительства.
Примечательно, что архиепископ Андрей (Комаров), открывавший в Саратове собор в октябре 1942 года, не хотел допускать иеромонаха Бориса до священнослужения и предложил ему сначала покаяться. Неизвестно, что имел в виду архиепископ под этим словом: участие ли в обновленческом расколе или же какие-нибудь другие, тайные грехи. Епископ Григорий (Чуков) вступив на Саратовскую кафедру после архиепископа Андрея в октябре 1942 года, оказал полное доверие молодому иеромонаху и способствовал его дальнейшему продвижению.
1 ноября 1942 года иером. Борис был назначен настоятелем саратовского кафедрального собора, вскоре был возведен в сан игумена, а в августе 1943 года в сан архимандрита.
Борис (Вик), еп. Нежинский |
31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви.
C 16 апреля 1945 года - епископ Черниговский.
Распоряжением патриарха Алексия 3 апреля 1946 года было признано воссоединение Японской Православной Церкви с Московским Патриархатом и для урегулирования юридической стороны дела в Японию в качестве полномочных представителей Патриархата были посланы епископы Сергий (Ларин) и Борис (Вик). Однако, они не смогли проехать дальше Владивостока, так как американские оккупационные власти не выдали им виз на въезд в страну [2].
С 13 января 1947 года - епископ Саратовский и Вольский.
С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных православных Церквей.
18 ноября того же года было поручено временное управление Чкаловской епархией. 4 марта 1949 г. назначен епископом Чкаловским и Бузулукским.
22 февраля 1949 года за проявленное во время Крещенского водосвятия в Саратове попустительство, имевшее последствием соблазнительное нарушение общественного приличия и т.п. Священный Синод сделал строгое замечание.
4 марта 1949 года переведен его на Чкаловскую и Бузулукскую кафедру.
В июне 1950 г. был командирован в Берлин для ознакомления с церковной жизнью Германской епархии. По результатам поездки Борис (Вик) и прот. В. Д. Шпиллер подготовили патриарху Алексию I доклад, в котором ставились вопросы о необходимости активизации церковной жизни в Западной Германии и о переустройстве епархии.
26 сентября 1950 года назначен епископом Берлинским и Германским.
Архиеп. Борис (Вик). Фотография 1954 г. |
При нем продолжился процесс возвращения русских эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви. Владыка принимал меры по восстановлению и ремонту православных храмов в ГДР и Западном Берлине, в т. ч. Воскресенского кафедрального собора, кладбищенского храма святых равноап. Константина и Елены в Тегеле, епархиальных домов в Потсдаме и Берлине. В архиерейском доме в Берлине с апр. 1951 г. действовал домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского. По инициативе владыки 1 января 1952 г. в Германии начал издаваться ежемесячный журнал «Голос Православия» (тираж 500 экз.), редакционную коллегию которого возглавил епископ. При архиерейском доме была организована демонстрация советских патриотических кинофильмов. Православная Германская епархия во главе с архиеп. Борисом была зарегистрирована в ГДР как единственная представительница Русской Церкви.
С 29 июля по октябрь 1954 года временно управлял Ярославской епархией.
С 11 ноября 1954 года - архиепископ Алеутский и Северо-Американский, экзарх Северной и Южной Америки и управляющий Краснодарской епархией.
31 декабря 1954 г. архиепископ прибыл в США с целью совершить поездку по епархии, посетил множество приходов в различных городах страны, 27 феврале следующего года был вынужден вернуться в СССР ввиду отказа правительства США продлить визу.
В середине 1950-х гг. владыка являлся постоянным участником международных конференций в защиту мира.
25 апреля 1956 года назначен архиепископом Херсонским и Одесским с поручением ему и временного управления Ворошиловградской епархии и с оставлением за ним звания экзарха Северной и Южной Америки.
С ноября 1958 по февраля 1959 г. находился в Нью-Йорке (США), проводил работу по налаживанию жизни Экзархата. Активная церковная деятельность владыки вызвала недовольство в Гос. департаменте США, и архиепископу было отказано в продлении визы.
25 февраля 1959 года возведен в сан митрополита.
С марта по август 1960 г. находился в США в связи с завершением капитального ремонта Никольского храма в Нью-Йорке, переданного решением Верховного суда США Московской Патриархии, вопреки притязаниям РПЦЗ. В октябре 1960 г. сопровождал патриарха Алексия I в поездке в Грузию и Армению.
В июле 1961 г. принимал участие в Архиерейском Соборе РПЦ. При обсуждении изменений в «Положении об управлении приходов» выступил с речью, в которой поддержал передачу приходских финансов и имущества в ведение мирян. Однако деятельность Бориса (Вика) как правящего архиерея была направлена на противостояние властям в условиях нового этапа гонений на Церковь; Бориса стремился не допустить снятия с регистрации правосл. храмов епархии, в т. ч. Ильинского собора в Одессе. Зам. уполномоченного Совета по делам РПЦ по УССР М. Гладаревский сообщал, что Борис (Вик) «всячески ищет причины для сопротивления нашим рекомендациям по объединению религиозных общин, закрытию церквей, сужению деятельности духовенства». В характеристике на архиерея, составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Одесской обл., отмечалось, что «вся его деятельность - это упорное сопротивление всем нашим мероприятиям».
С 16 июня 1962 года освобожден от должности экзарха Северной и Южной Америки по болезни.
16 ноября того же года был освобожден и от управления Ворошиловградской епархией.
В 1963 году перенес инфаркт.
В 1964 году с ним произошел повторный инфаркт, но митрополит принял участие в юбилее патриарха Алексия.
С 5 февраля 1965 года находился в течение трёх месяцев в госпитале; проходил дальнейший курс лечение в Сочи после третьего инфаркта.
Скончался 16 апреля 1965 года в Сочи. Отпевание Б., состоявшееся 19 апреля в Одессе, возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоасаф (Лелюхин). Митрополит похоронен на кладбище одесского Успенского монастыря.
Награды
Церковные
- крест на клобуке (27 декабря 1954)
- орден св. блгв. кн. Владимира 1-й степени (11 мая 1963).
Светские
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
Сочинения
- "О насильственном разлучении православной паствы в Америке со своим архипастырем", ЖМП, 1955, № 3, 13-14.
- "Поучение в день Пятидесятницы", ЖМП, 1961, № 6, 39-40.
- "Речь на приеме участников сессии в Одессе", ЖМП, 1964, № 4, 16-17.
Литература
- ЖМП, 1944, № 4, 10, 11; 1947, № 1, 16; 1949, № 2, 22; 1950, № 10, 3; 1951, № 11, 4; 1952, № 2, 3; 1954, № 8, 3; № 12, 6; 1955, № 1, 7; № 3, 13-14; № 4, 15; 1956, № 6, 6; № 7, 13; 1957, № 7, 12; 1958, № 11, 10; № 12, 7, 14-15; 1959, № 1, 12, 13; № 2, 37-39; № 3, 12, 13, 15; № 4, 14-16; № 6, 28; № 7, 30; № 8, 14, 16, 17; № 9, 17, 24, 45; № 10, 18, 20, 28, 30, 37, 38; № 11, 8, 9; № 12, 20; 1960, № 1, 12, 18, 44; № 2, 58, 59, № 3, 21-23; № 4, 12, 14, 26, 28-29; № 6, 27; № 7, 3; № 11, 4, 7, 8; № 12, 8, 9, 11-16, 17, 19, 20; 1961, № 1, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 23; № 3, 70; № 4, 56, 57; № 5, 8, 9; № 6, 39-40; № 8, 11, 12, 31, 33; № 9, 6, 13; № 10, 3, 4, 23; 1962, № 7, 36; № 12, 12; 1963, № 1, 28; № 6, 10; № 9, 8; № 10, 20; № 11, 7; 1965, № 3, 4; № 5, 5; № 6, 7.
- Журнал Засед. Св. Син., № 1 от 13.I.1947; № 24 от 18.XI.48; № 10 от 29.VII.54; № 16 от 11.XI.1954; № 5 от 25.IV.1956.
- "Русск. Правосл. Церк.", 153, 156, 208.
- "Состав Рос. Прав. Церк. Иерархии на 1965 год", 18.
- ФСП 1, № 305, 13.
- Дополнение к Кат-ЕС.
- Заметки и дополнения Е. М. № 33.
- Владимир (Сабодан), иером. Митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик): Некролог // Там же. 1965. № 6. С. 7-11.
Использованные материалы
- О. Н. Копылова. Борис (Вик Борис Иванович). Православная энциклопедия, т. 6, с. 35-36
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Суханова, Н. А., Цветущая ветка сакуры. История Православной Церкви в Японии, Москва, Изд-во храма св. мц. Татианы, 2003, 49.
[1] В ЖМП 1965, № 6, 8 указана дата рождения 27 августа.
[2] Суханова, Н. А., Цветущая ветка сакуры. История Православной Церкви в Японии, Москва, Изд-во храма св. мц. Татианы, 2003, 49.