Девять чинов ангельских. Символическая греческая икона |
Из Священного Писания и предания известно, что они владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волею, умом и могуществом, и занимающие высшую степень в ряду творения.
Библия об ангелах:
- ангелы бесплотны: (Пс. 103:4, Евр. 1:7)
- о явлении и служении ангелов: (Быт 16:7-11, Суд 13:6, Иез 10, Дан 6:22, Мф 4:11; Мф 18:10, Лк. 1:19, Лк 16:22, Лк 22:43, Деян 6:15, Деян 12:9, Евр 1:14, Евр 2:16, 2 Фес. 1:7, Откр 10:1, 2, 6)
- ангелов множество: (3 Цар 22:19, Пс 17:11, Дан 7:10, Мф 26:53. Лк. 2:9-14, 1 Кор 4:9, Евр 12:22)
- ангелы сильны и могуществены: (Пс 102:20, 2 Пет 2:11, Откр 5:2, Откр 17:21, Откр 19:17)
- о деятельности ангелов: (Суд 13:20, Ис 6:2-6, Мф 13:42, Мф 26:53, Деян 27:23, Откр 8:13)
Ангелы одарены свободной волей; согрешившие делаются злыми духами. Таковы диавол и бесы. Это ангелы не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд 1:6).
Ангельская иерархия
По "Небесной Иерархии" Дионисия Ареопагита Ангелы подразделяются на три лика:
- Высшая иерархия
- Серафимы ("огненные") - пламенеют любовью к Богу и горят ею
- Херувимы - излияние премудрости, просвещения. Через них посылается истинное Богопознание
- Престолы - носящие Бога, служат правосудию Божию
- Средняя иерархия
- Господства - наставляют властителей мудрому управлению, учат господствовать над своей волей
- Силы - исполняют волю Божию. Творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворений и прозорливости святым
- Власти - укрощают силу дьявола, ограждают людей от бесовских искушений
- Низшая иерархия
Ангелы народов
В Пятой книге Моисея - Второзаконии говорится в греко-славянском чтении: "Егда́ разделя́ше Вышний язы́ки, яко разсе́я сы́ны Адамовы, постави пределы язы́ков по числу ангел Божиих" (Втор. 32, 8). В еврейско-русском чтении это место звучит иначе: "Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых".Существует мнение, что первое прочтение этого стиха правильнее. При этом ссылаются на Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова, где говорится: "Кому́ждо язы́ку устроил вожда́, и часть Господня Израиль есть" (Сир. 17, 14, 15). Так считали некоторые отцы и учители христианской церкви, например Ориген, Киприан, Златоуст и др. Вероятно, нынешнее еврейское чтение "бене-израель" поставлено вместо древнего, правильного "бене-эль".
Смысл приведенного из Второзакония стиха такой: Бог во время смешения язы́ков и рассеяния народов отдал все народы под покровительство особых Ангелов-хранителей, а еврейский народ взял под Свое непосредственное попечение, как часть и удел Свой.
Литература
- Св. Дионисий Ареопагит, О небесной Иерархии, М., 1898:
Использованные материалы
- Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г.
- Богословско-литургический словарь. АГГЕЛ
- Свт. Маркъ Ефесскiй, "Отвѣтъ царю Іоанну Палеологу на его недоумѣнія, касательно нравственной немощи человѣка", опубл. в Странникъ, СПб., 1872, т. III, 32-50:
[1] О том что ангелы созданы по образу Божию учат св. Дионисий Ареопагит (кн. О Бож. именах, гл. 4), св. Кирилл Александрийский, прп. Иоанн Дамаскин (Точное изл. правосл. веры, кн. 2, гл. 3), свт. Марк Ефесский ("Отвѣтъ царю Іоанну Палеологу на его недоумѣнія, касательно нравственной немощи человѣка", опубл. в Странникъ, СПб., 1872, т. III, 32-50) и другие. См. Макария Догм. богословие, т. 1, 393.