Свт. Кирилл Александрийский |
Память 18 января вместе со свт. Афанасием Александрийским и 9 июня
Племянник и преемник (с 412 г.) по Александрийской кафедре знаменитого Феофила, он под его руководством получил отличное образование, как в богословии, так и в науках светских, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание в обществе монахов Нитрийской пустыни.
В 403 г., будучи в сане диакона, вместе с патр. Феофилом присутствовал на Соборе "при Дубе", осудившем Иоанна Златоуста.
Свою епископскую деятельность Кирилл Александрийский открыл гонением на еретиков-новациан, которые были изгнаны из его епархии, и иудеев, которые были отчасти изгнаны, отчасти избиты, с конфискацией их имуществ. Эта мера свт. Кирилла вызвала против него неудовольствие александрийского префекта Ореста; монахи свт. Кирилла, со своей стороны, отвечали открытыми оскорблениями префекта, а один из них даже ранил его камнем, за что был казнен. Кирилл Александрийский провозгласил его страдальцем за истину и похоронил с почетом.
До позднейшего времени над свт. Кириллом тяготело обвинение в подстрекательстве параболан к убийству знаменитой Гипатии; оно опровергнуто лишь в 1881 г., исследованием католического ученого Коппалика.
Когда епископ Аттик Константинопольский предложил свт. Кириллу внести в церковные диптихи имя Златоуста, он отказался, что объясняют обыкновенно его искренним убеждением в законности низвержения Златоуста. Лишь в 418 г. им было исполнено предложение Аттика, благодаря убеждениям его друга Исидора Пелусиота, влияние которого вообще смягчило суровый характер управления свт. Кирилла.
С 419 г. деятельность Кирилла Александрийского почти всецело посвящена борьбе с ересью Нестория; этому способствовал, между прочим, давний антагонизм Александрии против Антиохии, которой принадлежал Несторий Константинопольский по рождению и образу мыслей (антиохийская школа), и Константинополя, которому, со времени перенесения туда императорской резиденции, Александрия должна была уступить свое место в ряду патриархатов. Александрийская школа искони была защитницей церковного учения и в своем богословствовании не шла далее интерпретации его, тогда как антиохийская школа была органом богословия спекулятивного и рационалистического. Несмотря на то, что Несторий пользовался покровительством самого императора, что его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский и свободомыслящие всей империи, победа свт. Кирилла была полная: в своих сочинениях он защитил и сформулировал "веру церкви" по спорному вопросу, по общему признанию, настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей Церкви.
Свт. Кирилл, архиеп. Александрийский. Греческая икона |
Опираясь на поддержку папы Целестина, свт. Кирилл созвал собор в Александрии, который одобрил сформулированные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематизмов Кирилла). Несторий отвечал на них своими анафематизмами. Наконец, константинопольский клир и сам Несторий просили императора Феодосия решить спор на вселенском соборе.
В 431 г. святитель Кирилл председательствовал на III Вселенском Соборе в Ефесе, на котором ересь Нестория была осуждена. Но борьба продолжалась и после собора, причем император энергично поддерживал Нестория. Святитель Кирилл возвратился в свою епархию и управлял ее еще 13 лет после того. Скончался в 444 г.
Почитание
Согласно иконописной традиции, по Московскому подлиннику, изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони (простой или крещатой), омофоре, митре-шапочке) и сапожках с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. По греческому подлиннику - плешив, с проседью и с закрученной, длинноватой, разделенной на конце на две пряди бородой; в фелони и омофоре.
Молитвословия
Свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские. Русская икона, XIV в. (Гос. Эрмитаж) |
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ов Богодухновенное удобрение,/ Кири́лле прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси́,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Тропарь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 3
Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все́ погаси́вши злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся́ обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго на́м ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 6
Бе́здну на́м уче́ний богосло́вия/ источи́л еси́ я́ве от исто́чник Спа́совых,/ е́реси погружа́ющую, блаже́нне Кири́лле,/ и ста́до невреди́мо от треволне́ний спаса́ющую,/ страна́м бо все́м наста́вник, преподо́бне,// я́ко Боже́ственная явля́я.
Кондак свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4
Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся́ соблюди́те, пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя́.
Творения
Уже после Ефесского собора Кириллом Александрийским составлены объяснения на "анафематизмы", "Объяснение учения о воплощении сына Божия", "Замечания на мнения Феодорита Кирского", "Апологетик к императору", "Изъяснение символа Никейского", "Изложение учения о св. Троице", "Пять книг против Нестория". Кроме того, от него дошли до нас толкования на книги: Песнь Песней, пророка Исаии и малых пророков, на Евангелия от Луки и Иоанна, на Послания к коринфянам и к евреям и другие, сочинения о поклонении Богу духом и истиной и о "О вере христианской" (против Юлиана).
В числе творений святителя Кирилла имеются и "Беседы", среди которых особенно трогательно и назидательно "Слово об исходе души", помещенное в славянской "Следованной Псалтири".
Сочинения свт. Кирилла Александрийского имели в разное время 75 изданий — первое 1508 г. в Париже, последнее [1] в 1880 г. в Лейпциге (Неймана). Новейшее из полных собраний — Миня, в "Patrologiae cursus completus" (series graeca, тт. LXVIII-LXXVII; русский перевод — Москва, 1885 и сл.).
Литература
- Жизнеописание Кирилла Александрийского и "Acta sanctorum" (под 25 июня);
- Tillemont, "Mémoires pour servir à l'histoire ecclésiastique" (т. XIV, где К. посвящено 159 глав и 94 примечания);
- Dr. Joseph Kopallik, "Eine Biographie...nach den Quellen gearbeitet" (Майнц, 1881); рецензии на это сочинение профессора А. Лебедева, в "Прибавлении к творениям св. отцов" (1882) и профессора Болотова, в "Христианском Чтении" за 1883 г.;
- архимандрит Порфирий, "Св. Кирилл Александрийский", в "Прибавлениях к творениям св. отцов" (в русском переводе 1855 г.);
- профессор А. Лебедев, "Вселенские соборы IV и V вв." (Москва, 1879).
- Характеристика сочинений Кирилла Александрийского, в сравнении с сочинениями Афанасия Великого, в изд. Шмита: "S. Cyrilli commentarii in Lucae evangelium" (Оксфорд, 1859).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life1267.htm
- Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон:
[1] по данным словаря Брокгауза