Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТОКИЙСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МАЛЫЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мацуямский Воскресенский храм
Мацуямский Воскресенский храм
Токийский храм во имя святителя Николая Чудотворца при кафедральном соборе, "малый храм" (недейств., разобран в 1962)

Храм был расположен на соборном участке, с северо-западной стороны Токийского Воскресенского собора. В 1908-1924 годах стоял в городе Мацуяме.

Мацуямская Воскресенская церковь

В ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов в Мацуяме был размещён один из крупных лагерей для русских военнопленных - общее число пленных здесь доходило до 6019 человек, на здешнем кладбище русских пленных упокоилось 97 человек. По окончании войны святитель Николай Японский принял на себя заботу о могилах и поминовении русских воинов, и стал усердно собирать пожертвования для увековечения их памяти. Было решено построить в Японии два храма-памятника, в Мацуяме и в Осаке, "для поминовения 373-х русских воинов, умерших в плену Японии и погребенных здесь, а также и всех, положивших свой живот за отечество в минувшую русско-японскую войну и погребенных на полях битв в Манчжурии и на дне здешних морей" [1]. Средства на строительство Мацуямского храма, на приобретение церковной утвари и убранства, на дом для священника были пожертвованы московской благотворительницей Ксенией Федоровной Колесниковой, супругой действительного статского советника Ивана Андреевича Колесникова. Вдобавок часть средств была собрана самими военнопленными; в ход также пошли средства оставшиеся от пожертвований в пользу военнопленных в годы войны. Иконостас высотой 7 метров и шириной 9 метров был создан в 1907 году известным живописцем Василием Гурьяновым.

Храм был возведён в 1908 году по адресу 松山市一番町七番地第二. Это была первая церковь созданная под руководством видного японского церковного архитектора-самоучки, Моисея Кавамуры. Освящение храма в честь Воскресения Христова последовало 3 августа того года. В возложенный на жертвенник синодик были "вписаны по-русски и по-японски 354 имени русских воинов христиан, умерших в плену в Мацуяма и других местах Японии, для всегдашнего поминовения их на проскомидиях при совершении божественной литургии" [2].

Поблизости от церкви почти не было православных верующих. После Октябрьской революции в 1917 году, когда Японская Православная Церковь лишилась поддержки из России, храм за неимением средств "стоял без пения".

Настоятели

Токийский Никольский малый храм.  Фото, апрель 1924 г.
Токийский Никольский малый храм. Фото, апрель 1924 г.

Токийский Никольский малый храм

После того как Великое Кантоское землетрясение и последовавшие пожары в сентябре 1923 года сильно повредили Токийский Воскресенский собор, по предложению архиепископа Японского Сергия было решено разобрать Мацуямский храм, перевезти его в Токио, и использовать как временный собор до времени восстановления основного. Средства на эти работы были изысканы путём продажи церковного земельного участока в Мацуяме, площадью 294 цубо. Разобранную церковь пароходом доставили до Кобе и поездом до Токио.

11 февраля [3] 1924 года архиепископ Сергий возглавил закладку храма в Токио с посвящением во имя святителя Николая Мирликийского. Строительство велось на соборном участке, к северо-западу от Воскресенского собора, на месте где ранее стояла первая православная церковь столицы - Рождественский домовой крестовый храм. 13 марта были освещены и подняты кресты на купола и колокола на колокольню [4]. Через два месяца после начала работ владыка Сергий освятил вновь собранный храм.

В 1924-1929 годы Никольский храм, который для отличия от собора (大聖堂、"большого храма") стали называть "малым храмом" (小聖堂), действовал как кафедральный собор Японской Православной Церкви. Здесь совершались главные богослужения, собирались ежегодные церковные Соборы.

После восстановления Токийского собора в 1929 году Никольский храм продолжал использоваться для богослужений в будние дни, а также стал тёплым зимним храмом. Вместе с кафедральным собором храм сохранился невредимым во время разрушительных американских бомбардировок в конце Второй мировой войны. В послевоенные годы, когда все прочие православные церкви и молитвенные дома столицы были разрушены, токийские верующие продолжали собираться сюда.

К началу 1960-х годов старый деревянный храм совсем обветшал. 28 марта 1962 года иконостас был отправлен в новопостроенный храм Осакского прихода после чего Никольская церковь была разобрана [5]. В январской публикации за 1963 год епископ Киотоский Владимир писал о церкви как об уже "не существующей" [6].

План Мацуямского Воскресенского (Токийского Никольского малого) храма
План Мацуямского Воскресенского (Токийского Никольского малого) храма

Архитектура

Храм был построен по образцовому проекту № 21 из Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях (М., 1899). Однако, японские строители заменили пятиглавие на одноглавие, изменили ряд декоративных элементов и строительную технологию, отчего церковь заметно отличалась от русских храмов выстроенных по тому же проекту (как Ичёрский Никольский храм Иркутской епархии). Специфика отделки, традиционные материалы, монохромная окраска, декоративная немногословность, строгость и лаконичность интерьера, высокое качество технического исполнения создавали общий образ изысканной простоты, свойственный японскому вкусу.

Использованные материалы

  • イサイヤ水島行楊『松山ハリストス復活聖堂』東京:正教会事務所(Исаия Мидзусима Кооёо, Мацуяма Харисутосу фуккацу сэйдоо (Мацуямский храм Воскресения Христова), Токио: Сэйкёо-кай дзимусё (Канцелярия Православной Церкви))、1911:
  • Боголюбов Алексей Михайлович, Российская Духовная Миссия в Японии в конце XIX-начале XX века (кандидатская диссертация), Санкт-Петербург, 2004:
  • Сергий (Тихомиров), архиеп. Японский, Освящение Воскресенского кафедрального собора в Токио. С историческим предисловием, 1930, переизд. в: Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: "Дмитрий Буланин", 2006, с. 453.
  • Левошко С. С., "Влияние русской православной традиции на становление японского православного зодчества, 1891-1917 годы", Макарьевские чтения, 2004, № 2:
  • Бесстремянная Г. Е., "По православной Японии. Статья 1: Из путевого дневника", портал Православие.Ru, 13 февраля 2008:



[1]  По словам свт. Николая Японского в прошении, направленном командованию Гвардейского флотского экипажа. Цит. по Боголюбов Алексей Михайлович, Российская Духовная Миссия в Японии в конце XIX-начале XX века (кандидатская диссертация), Санкт-Петербург, 2004, http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/rossijskaja-duhovnaja...tml

[2]  Описание освящения Мацуямской церкви составленное Е. В. Исаковой, цит. по Боголюбов Алексей Михайлович, Российская Духовная Миссия в Японии в конце XIX-начале XX века (кандидатская диссертация), Санкт-Петербург, 2004, http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/rossijskaja-duhovnaja...tml

[3]  Так согласно новостной заметке в 『正教時報』13巻4号(1924.03.01) 3, и закладной грамоте. В позднейших воспоминаниях митрополит Сергий (Тихомиров) пишет что произвёл закладку 13 февраля. См. Сергий (Тихомиров), архиеп. Японский, Освящение Воскресенского кафедрального собора в Токио. С историческим предисловием, 1930, переизд. в: Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: "Дмитрий Буланин", 2006, с. 453.

[4]  『正教時報』13巻6号(1924.04.01) 3。

[5]  東京復活大聖堂修復成聖記念誌刊行委員会編、『東京復活大聖堂修復成聖記念誌』東京:日本ハリストス正教会教団・東京復活大聖堂教会、1998、96。

[6]  Vladimir (Nagossky), Bishop of Kyoto, "The Orthodox in Osaka," The Russian Orthodox Journal, vol. 36-09, January 1963, p. 8.

Редакция текста от: 30.08.2018 19:28:48

"ТОКИЙСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МАЛЫЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google