Мит. Ириней (Бекиш) |
В миру Иван Дмитриевич Бекиш, родился 2 октября 1892 года в городе Межиречье Радинского уезда Седлецкой губернии Российской империи (ныне юго-восточная Польша). В 1914 году окончил Холмскую духовную семинарию. По выпуске он вступил в брак и два года служил чтецом на приходе. Затем последовала его пресвитерская хиротония, совершенная епископом Бельским Серафимом 1 августа 1916 года. О. Иоанн назначен в военное духовенство и приставлен помощником настоятеля Люблинского кафедрального собора.
В течении последующих лет настоятельствовал в ряде приходов в Польше: в Гуще (Люблинский район, с 12 июля 1919 года); Лишневке (Ковельский район, со 2 августа 1924 года); Бельском (Сарненский район, с 22 июня 1925 года) и Полице (Сарненский район, с 1 сентября 1926 года). 11 декабря 1928 назначен благочинным второго благочиния Сарненского района. В 1934 году, вместе с возведением в сан протоиерея, был назначен настоятелем прихода в Камень-Каширском, и 1 мая этого года становится благочинным первого Камень-Каширского районного благочиния.
Как успешный администратор 1 января 1935 года был назначен в консисторию Пинской епархии. В 1936 году был делегатом на Предсоборном совещании, а затем в том же году был переведен на должность помощника настоятеля Пинского собора. 26 августа 1938 года назначен настоятелем прихода в Лунинце и местным благочинным, а с 1 октября – ещё и заведующим Лунинецким миссионерксим комитетом.
В 1944 году эвакуировался вместе с семьей в Германию где служил в лагерях для перемещенных лиц. В октябре 1947 года выехал в Бельгию и с 19 октября вошел в подчинение митрополита Владимира, главы Русского Экзархата в Западной Европе Константинопольского Патриархата. С 1 августа 1948 года протоиерей Иоанн является настоятелем Свято-Троицкого храма в городе Шарлеруа а также местным благочинным.
20 марта [1] 1952 года отец Иоанн переехал в США и, предъявив канонический отпуст, был принят в состав русской "Американской митрополии". 8 мая того же года был приписан настоятелем к Троицкому храму в Мак-Аду (McAdoo), штат Пеннсильвания. После смерти 31 марта 1953 года его жены, Ксении Бекиш, о. Иоанн был 15 мая 1953 года избран епископом Токийским и Японским, 28 мая принял монашеский постриг с именем Ириней и был возведен в сан архимандрита. Его епископская хиротония была совершена в Нью-Йоркском Покровском соборе 7 июня 1953 года митрополитом Леонтием (Туркевичем) в сослужении владык "Американской митрополии" архиепископа Димитрия, епископов Иоанна, Ионы и Дионисия [2].
Пребыв в Японию епископ Ириней развил активную деятельность по восстановлению здесь Церковной жизни, сильно пострадавшей во время Второй Мировой Войны. При нем отстраиваюстя церкви, восстанавливаются общины, растет число обращенных в Православие. Одним из важнейших достижений владыки стало открытие 17 октября 1954 года Токийской духовной семинарии, прекратившей свое существование во время войны. Перед японской паствой стояла угроза вымирания местного духовенства и возобновление духовного образования в Японии было насущной необходимостью.
Самым болезненным вопросом в жизни японского Православия было разделение между сторонниками Московского Патриархата, во главе с епископом Николаем (Оно), и Американской митрополии, которых возглавлял епископ Ириней. Своей энергичной деятельностью и дипломатией епископ Ириней склонил епископа Николая и большинство его клира отступить от Москвы и войти в состав Американской митрополии в апреле 1954 года. Хотя в 1955 году православная паства Кореи вышла из подчинения епископу Иринею и перешла под омофор Константинопольского Патриархата, достижения владыки в Японии были высоко оценены Большим Архиерейским Собором Американской Митрополии, который 9 мая 1957 года возвел его в сан архиепископа.
14 июня 1960 года архиепископ Ириней был назначен архиепископом Бостона и Новой Англии и помощником престарелого главы Американской митрополии, митрополита Леонтия. Параллельно он недолго служил администратором Канадской архиепископии. Синодальным решением Митрополии 9 октября 1962 архиепископ был вновь назначен главой Японской епархии, но, оставаясь в Америке, реальное управление японской паствой оставил новохиротонисанному епископу Киотоскому Владимиру (Нагосскому), который в 1964 году формально занял место владыки Иринея как Токийский архиерей [3].
Мит. Ириней (Бекиш) |
Как и в Японии, владыка Ириней проявил дипломатичность и административный талант в управлении Американской митрополией. Его предстоятельство было ознаменовано историческим достижением – полным примирением Московского Патриархата и Американской митрополии и дарованием последней автокефалии от Русской Матери-Церкви 10 апреля 1970 года. Вскоре после обретения нового статуса Американской Церковью её Архиерейский Синод даровал митрополиту Иринею, как главе автокефальной Церкви, титул «Блаженнейший» 9 июня 1970 года.
Митрополит Ириней председательствовал на Соборе Церкви открывшемся 20 октября 1970 года – последнем, XIV Соборе Митрополии и первом Соборе Американской Церкви. В последующие годы митрополит трудился преобразовывая администрацию Церкви в виду её нового положения.
Однако, вскоре его здоровье начало заметно ухудшаться. В начале 1974 года митрополит Ириней обратился к Синоду с просьбой избрать временного администратора митрополичьей кафедры для повседневной работы и 15 мая 1974 года на этот пост был назначен архиепископ Монреальский и Канадский Сильвестр (Харунс). Владыка Ириней продолжал утверждать документы и решения вплоть до 1977 года, когда, 9 марта, он объявил о своем решении уйти на покой 25 октября, в день открытия V Собора Американской Церкви. Этот Собор избрал новым главой Церкви епископа Феодосия (Лазора), а митрополит Ириней удалился в Дом Престарелых во имя свв. Косьмы и Дамиана на Статен Айланде (Staten Island), Нью-Йорк.
Скончался 18 марта 1981 года в Нью-Йорке от сердечного приступа. Отпевание состоялась 20 марта в Манхэттэнском Покровском соборе, а погребение - 21 марта на кладбище Южно-Ханаанского Тихоновского монастыря, штат Пеннсильвания.
Многое указывает на то, что владыка Ириней был более дипломат и администратор чем монах. Быть может, справедливо мнение что его действия на архиерейской кафедре зачастую метили на достижение скорейшего внешнего эффекта, а не внутреннего возрастания. Одако, сыграв ключевую роль в укреплении и восстановлении Церковной жизни в Японии, в преодолении разделений православных паств Японии и Америки, владыка Ириней вписал свое имя в историю как архиерей-миротворец.
Награды
- набедренник и скуфья (1917).
- камилавка (11 декабря 1928).
- золотой наперсный крест (1929).
- палица (1937).
- наперсный крест с драгоценностями (1940).
- митра (1947).
Литература
- ЖМП, 1970, № 8, с. 54-55.
- The Russian Orthodox Journal, February 1959, p. 8-9; April 1981, p. 9.
- Tarasar, C. J., Orthodox America, 1794-1976: Development of the Orthodox Church in America (Православная Америка, 1794-1976: Развитие Православной Церкви в Америке), Syosset: Orthodox Church in America, Dept. of History and Archives, 1975, p. 260.
- «Orthodox Christianity in North America» («Православное Христианство в Северной Америке»), The Orthodox Church, 1993, № 3, p. 4.
- Митрофан (Зноско-Боровский), епископ, Хроника одной жизни, М.: Свято-Владимирское братство, 2006, с. 548-585.
- Суханова, Н. А., Цветущая ветка сакуры: История Православной Церкви в Японии, М.: Храм св. Татианы, 2003, с. 52.
- The Brotherhood of Theologians “Zoe”, ed., A Sign of God. Orthodoxy 1964. A Pan-Orthodox Symposium (Знак Божий. Православие 1964. Все-Православный Симпозиум), Athens, Greece, 1964, p. 313.
Использованные материалы
- Подробная биография на официальном сайте Православной Церкви в Америке:
- Статья справочника «Религиозные Деятели Русской Эмиграции»:
- Alexis Liberovsky, «Primatal Elections in the OCA» («Предстоятельские Выборы в ПЦА»):
- История храма в Шарлеруа (Бельгия):
- The Russian Orthodox Journal, February 1959, p. 8-9.
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
[1] Так в биографии на официальном сайте Православной Церкви в Америке, http://oca.org/HSbioireney.asp?SID=7. Согласно "The Russian Orthodox Journal", February 1959, 8 - 22 марта
[2] Имена приведены по "The Russian Orthodox Journal", February 1959, 8; отождествлены на основе известных данных о епископате митрополии на то время. Владык Иоаннов в составе митрополии в то время было не менее трех - епископы Иоанн (Шаховской) и Иоанн (Гарклавс), а также владыка Иоанн (Злобин), чей сан не уточнён.
[3] The Brotherhood of Theologians “Zoe”, ed., A Sign of God. Orthodoxy 1964. A Pan-Orthodox Symposium, Athens, Greece, 1964, p. 313.