Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НЕСТОР (АНИСИМОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митрополит Нестор (Анисимов). 1956 г.
Митрополит Нестор (Анисимов). 1956 г.
Нестор (Анисимов) (1885 - 1962), митрополит Кировоградский и Николаевский, Камчатский миссионер.

Митрополит Нестор (в мире Николай Александрович Анисимов) родился 9 ноября 1885 г. в г. Вятке в семье военного чиновника Свияжского полка Александра Александровича Анисимова (статского советника) и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея-настоятеля Вятской кладбищенской церкви (Ахтырского кладбища).

С раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища становится послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а затем поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению.

17 апреля 1907 г. принимает монашеский постриг с именем Нестора в честь прп. Нестора Летописца [1]. 6 мая 1907 г. возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня, 9 мая, посвящается в иеромонахи.

В июне 1907 года [2], по благословению о. Иоанна Кронштадтского, отправился миссионером на Камчатку к архиепископу Евсевию Владивостокскому и Камчатскому.

В 1907-1909 гг. иеромонах Нестор добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников - камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдаленных уголках огромного Камчатского края.

В первые же годы своего пребывания в Камчатской области, ознакомившись с жизнью и бытом населения Камчатской области, иеромонах Нестор отметил, что на Камчатке нет духовной миссии и никакой миссионерской работы. Но по камчадальским селениям были кое-где приходы. Также и среди оседлых и кочующих народностей: тунгусов, чукчей, коряк, алеутов и др. не было никакой работы духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Население жило жизнью доверчивых детей природы ничего не знавших на свете, кроме своей камчатской примитивной жизни среди суровой природы. Их эксплуатировали жестоким хищническим образом наезжавшие туда всевозможные торговцы, которые за мишуру, за бесценок, или за водку и спирт обогащались, а население бедствовало. Также жестокий ущерб причиняли населению Камчатско-Чукотского края американцы и японцы. Американцы десятки лет безнаказанно обирали население, навязывая всякий хлам, привозимый из Америки на своих шхунах. Японцы, пользуясь ничтожной охраной дореволюционного времени - двумя военными кораблями Охотского моря и Великого океана, легко и безнаказанно вылавливали нашу рыбу, имея сотни пароходов и шхун в русских водах.

Иеромонах Нестор (Анисимов) с мамой Антониной Евлампиевной перед отъездом на Камчатку
Иеромонах Нестор (Анисимов) с мамой Антониной Евлампиевной перед отъездом на Камчатку
Все эти ненормальные и безобразные явления заставили о. Нестора обратить на них серьезное внимание, и он явился во Владивосток к своему начальнику архиепископу Евсевию с изложенным иеромонахом проектом создания Камчатской Духовной Миссии и Камчатского Православного Братства, предусматривая уставами этих учреждений широкую просветительно-благотворительную работу с открытием Главного Совета Братства при Епархиальном архиерее с отделениями в центре России, т.е. в Петербурге, Москве, Киеве и других городах с целью сближения Камчатской окраины с деловым центром России, где совершенно не знали правители государства своего отдаленного Камчатско-Чукотского края и не интересовались им, а потому и отдали всем, кому угодно на расхищение.

В начале 1910 г., получив благословение правящего архиерея, о. Нестор отправляется в Санкт-Петербург с докладом о создании Камчатской Духовной Миссии и о Камчатском Православном Братстве, где сталкивается с черствостью и даже враждебностью бюрократов Синода и его обер-прокурора. Это не останавливает молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удается привлечь к идее создания Братства широкую православную общественность и депутатов Государственной Думы. Однако решающую роль сыграло личное участие государя Николая Александровича, государыни Александры Феодоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Все вопросы в Государственной думе и просьбы об отпуске средств на строительство в Камчатской области были приняты и удовлетворены государственными учреждениями, т.е. Государственной думой и Государственным Советом.

В результате этих усилий 14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное Камчатское Братство, а вскоре его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Деятельно помогали Братству св. равноап. Николай (Касаткин), архиепископ Японский, прпмц. вел.кн. Елисавета Феодоровна, сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Действенную помощь оказывала царская семья. Братству были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. Официальным Покровителем Братства стал Цесаревич Алексей Николаевич.

Иеромонах Нестор (Анисимов). 1911 г.
Иеромонах Нестор (Анисимов). 1911 г.
В 1910-1917 гг. на средства Братства на Камчатке были построены десятки церквей, часовен, школ, приютов, больниц, лепрозориев и амбулаторий.

Камчатское братство со столичными отделениями обогатило Камчатскую Духовную Миссию не только средствами, но и обильным инвентарем для миссионерских церквей, школ, приюта для детей кочующих народностей Камчатской области и для колоний прокаженных. Отец Нестор на братские средства организовал походные аптеки, общину сестер милосердия, строил школьные здания, приюты и церкви во Владивостоке, на Седанке и в разобранном виде сплавлял с русскими рабочими в Камчатскую область на пароходах добровольного флота.

О. Нестор благоустроил колонию прокаженных, часто посещая больных для изучения условий их существования, посетил большую колонию прокаженных в Ямбургском уезде, Петербургской тогда губернии.

Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевел на местные языки Божественную Литургию, частично Евангелие, составил словарь и разговорные вопросы и ответы на корякском языке. На тунгузский язык перевел молитву Господню "Отче наш…", заповеди Моисея и заповеди Блаженства. За эту работу о. Нестор в 1913 г. был возведен в сан игумена.

После начала войны 1914 г. о. Нестор организовал и возглавил санитарный отряд “Первая помощь под огнем” и лично выносил с поля боя раненных, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. Работал при Лейб-Драгунском полку в кавалерии, сам верхом на коне, бросался с эскадроном в конную атаку. За милосердие и героизм игумен Нестор был удостоен высшей духовной военной награды – права ношения наперсного креста на георгиевской ленте, а также ряда боевых орденов.

В конце 1915 г. о. Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке.

В 1916 году по постановлению Святейшего Всероссийского Синода избран в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского и 16 октября 1916 г. о. Нестор на 31 году жизни был хиротонисан во епископы в г. Владивостоке четырьмя архипастырями: архиепископом Евсевием Приморским и Владивостокским, архиепископом Сергием Японским, архиепископом Евгением Благовещенским и епископом Павлом Никольско-Уссурийским.

Епископ Нестор (Анисимов). 1923 г.
Епископ Нестор (Анисимов). 1923 г.
В 19171918 годах епископ Нестор участвует во Всероссийском Поместном Соборе и выборах святого патриарха Тихона. После октябрьских событий в Москве 1917 года участвует в работе комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля под председательством священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и по благословению Собора издает книгу “Расстрел Московского Кремля”, за что вскоре арестовывается большевиками и более месяца находится в заключении. После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай добирается до Петропавловска-Камчатского, где продолжает свое епископское служение. Вскоре, однако, Владыка изгоняется большевиками с Камчатки.

Будучи особо доверенным лицом Св. Патриарха Тихона в 1919-1922 гг. Владыка выполняет ряд его поручений в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1921 г. епископ Нестор основывает Камчатское подворье в г. Харбине (Маньчжурия), а позже Дом Милосердия и трудолюбия, что позволило сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Основал приюты для детей сирот русской и китайской национальностей, приют для старцев хроников, слепых и больных калек, приют для юношей-наркоманов, приют глухонемых, дом для душевно-больных (умалишенных), школы с различными прикладными искусствами: живописи-иконописи, рукоделия, шитья и кройки, ремесел: столярных, ткацких, сапожной мастерской; бесплатные столовые для бедноты, бесплатную амбулаторию, зубоврачебный кабинет в Доме милосердия. Дети сироты обучались в гимназиях.

Находясь в ведении Заграничного Синода, Владыка тяжело переживает нестроения 20-30-х годов, последовательно отстаивая идеи единства страждущей Матери Церкви. В этот период Владыка посещает ряд стран Европы и Азии, встречаясь с иерархами Русской Православной Церкви за границей, предстоятелями ряда поместных Православных и инославных Церквей. Несколько раз совершает паломничество на Святую Землю.

В 1933 году епископ Нестор был возведен в сан архиепископа.

В 1938 году архиепископ Нестор посетил Индию, куда был приглашен Индусским Католикосом Патриархом Мар-Василиусом, возглавлявшим христианскую церковь, которая имеет свое начало от первого века, от апостола Фомы, проповедовавшего Христово учение в Индии и доходившего с проповедью даже до Китая. Шестьсот тысяч этих христиан во главе с своим Патриархом, митрополитами и всей патриархией возжелали воссоединиться с нашей Русской Православной Церковью, которую, изучив, считали среди всех христианских церквей непогрешимо преемственной от Апостольских времен, сохранившую чистоту Христова вероучения. Эти христиане-яковиты в период арианской ереси подверглись распространившемуся лжеучению Ария, но со временем эта ересь изжилась окончательно. Божественная Литургия у них совершается св. апостола Иакова, первого Иерусалимского Епископа.

Архиепископ Нестор (Анисимов). 1938 г.
Архиепископ Нестор (Анисимов). 1938 г.
Архиепископ Нестор ознакомился и изучил в Индии их христианство и церковно-догматическое установление Церкви этих христиан. В свою очередь архиепископ Нестор привез им на английском языке установления и канонические правила Вселенских Соборов для ознакомления, т.к. представители их иерархии не участвовали в последних четырех Вселенских соборах. Но строго канонического отступления в жизни их церквей не оказалось, а в то же время дисциплина и твердость их веры является хорошим примером для христиан. Формально, после совещаний архиепископа Нестора с представителями их Церкви, было согласовано воссоединение с Русской Церковью, но официальное церковное воссоединение было намечено на 1939 год, чтобы к тому времени подготовить хиротонию во епископа для индусской Православной Церкви нашего русского архимандрита Андроника, жившего в Индии и положившего хорошее начало воссоединению их с нашей Русской Православной Церковью. Отец архимандрит Андроник (Елпидинский), глубокий аскет и подвижник, пользовался большим авторитетом среди индусских христиан, которые сами отличаются высоконравственной аскетической жизнью. Но начавшаяся война Японии с Англией преградила путь в Индию и связь с Индусской христианской Церковью была потеряна на долгие годы. Во всяком случае доброе начало и взаимоотношение этих двух церквей сблизило и объединило в единой вере во Христа Спасителя.

Следует отметить чрезвычайно знаменательное пребывание архиепископа Нестора на Цейлоне, через который ему лежал путь в Индию. На Цейлоне владыка тяжко заболел воспалением почек и слег в больницу темнокожих Сингалозов. Отзыв об уходе и заботе всех больных, а в частности о владыке, он дает самый лучший, достойный похвалы и благодарности всему медперсоналу больницы, поставленной на первоклассную высоту без различия национальности, верования и материального положения болящих.

В период месячного пребывания владыки в больнице его ежедневно навещал владыкин секретарь архимандрит Нафанаил.

Однажды он пришел сообщить владыке, что к нему желает прийти один старик ксендз, именующий себя "независимым католиком". Владыка ранее никогда не слышал о существовании таких католиков. Он знал, что есть только старо-католики. С разрешения старшего врача, Владыка Нестор принял этого неизвестного католика, недоумевая, что ему надо от него. Это был старик 80-ти лет, ксендз Василий Альварец - португалец. Он, узнав из местных газет о прибытии русского православного архиепископа по совещанию с паствой, пришел, чтобы просить принять в безвозмездный дар его костел со всей огромной усадьбой, с пальмовой, кокосовой, банановой и др. тропическими плодами - рощей и с причтовым домом, словом все постройки со всем движимым имуществом, всю усадьбу, на которую предъявит документ. Причину этого дара отец Альварец рассказал владыке со слезами. Католики португальцы первые на Цейлоне основали католическую христианскую Церковь с благословения Ватикана. Дядя о. Василия Альвареца был на Цейлоне епископом и 18 приходов с костелами были им открыты. Много сингалозов было обращено ксендзами в католичество. Мирная жизнь долгое время не нарушалась, но по поручению папы, из Рима прибыли на Цейлон иезуиты со своим архиереем и начали изгонять португальцев-ксендзов, стремясь отнять приходы. Произошла борьба. Португальцы не уступали. В результате иезуиты своими жестокими приемами начали постепенно отравлять и всякими мерами лишать жизни португальских ксендзов. Тогда последние объявили себя "независимыми католиками" от Ватикана и папы. Были также убиты и отравлены разными способами епископ португалец - основатель Цейлонской католической Церкви и все ксендзы. Остался жив только один этот старик Альварец, который рассказал, что и его неоднократно пытались отравить и всеми способами отнять его последний приход. Например, воспользовавшись отсутствием его и слуги его дома, иезуиты, пробравшись в его усадьбу, подсыпали яд в приготовленный вареный рис для завтрака. Отец Василий, начав есть рис, вовремя обратил внимание, что рис снизу имеет зеленоватый цвет. Тогда он и слуга его дали собаке этот рис и собака, съев его, скоро околела. "Устал я от этих преступников-иезуитов, - сказал о. Василий владыке Нестору, - измучились мои прихожане и мы, узнав о вашем приезде и решили все через меня обратиться к вам, русский архиерей, с слезной просьбой принять в дар наш костел и усадьбу безвозмездно, т.к. мы не хотим оставлять иезуитам. Правда, я никогда не видел русского архиерея до сего дня, ни одного русского священника, но слышал много, что в Русской Церкви не иезуитов, нет таких христопродавцев-убийц, как это существует в Ватикане. Я уже стар и скоро отойду в вечность, но не могу допустить такого греха, дать на поругание наш костел, мою паству. Мы все просим вас, Владыко, взять и всех нас под свое архипастырское покровительство. Позвольте нам ходить на ваше Богослужение и мы будем изучать ваше православие. И когда поймем, то готовы быть вашими духовными детьми, вашей паствой".

Архиепископ Нестор ответил, что он лежит в больнице и не знает поправится ли. Если поправится, то посетит отца Альвареца, ознакомится более близко со всем делом и тогда решится дело общим советом и согласием, а за доверие владыка Нестор поблагодарил и пожелал спокойствия. По выходе из больницы владыка Нестор в сопровождении своего секретаря, священника сингалозца Англиканской Церкви, у которого владыка имел временный приют, и адвоката сингалозца Абиратни посетил о. Василия Альвареца, осмотрев костел и усадьбы, дом, документы, пошли навстречу убедительной просьбе о. Альвареца, принять весь этот дар. Составили акт безвозмездной дарственности, подписали обе стороны и подали в Окружной Цейлонский суд, который вскоре же утвердил архиепископа Нестора полноправным законным владельцем храма, дома и всей усадьбы. Радость Альвареца была неописуема. Он легко вздохнул и просил дожить ему под покровительством теперь нашей Русской Православной Церкви.

В день преподобного летописца Нестора и муч. Нестора Солунского (покровителя владыки) утром архиепископ Нестор освятил свой храм, отслужил первую Божественную Литургию в бывшем костеле. Молились все "независимые католики", православные греки и четверо русских, живших тогда на Цейлоне.

Так совершилось неожиданное торжество нашего русского православия, не посягавшее никогда на католичество.

Когда же Владыко Нестор уехал в Харбин к своей пастве и оставил настоятелем своего архимандрита, то вскоре иезуиты начали с помощью подкупленных людей причинять неприятности отцу Альварецу, отцу Нафанаилу, устраивали всевозможные обструкции, ломали ворота, бросали камнями и прочее. Архиепископа Нестора отдали под суд, как незаконного захватчика ватиканского имущества. Владыка Нестор по телеграфу из Харбина уполномочил три лица вести дело в суде. Вскоре суд признал законным хозяином архиепископа Нестора. Но начавшаяся война Японии с Англией и Америкой преградили сообщение с Цейлоном и архиепископ Нестор остался в неведении дальнейшего положения храма с усадьбой.

К 25-летию архиерейства был награжден бриллиантовым крестом на клобук.

В 1945 году архиепископ Нестор встречал приветствием от верующих города Харбина победоносную Советскую Армию. В том же году назначен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием управляющим Харбинской епархией, а в 1946 году возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, Экзарха по Восточной Азии.

Митрополит Нестор (Анисимов). 1955 г. (в заключении)
Митрополит Нестор (Анисимов). 1955 г. (в заключении)
14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к 8-ми годам заключения. В вину ему ставится участие в перенесении мощей св. прпмч. Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги “Расстрел Московского Кремля”, строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).

После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским.

22 мая 1957 г. награжден право ношения двух панагий.

8 сентября 1958 г. уволен на покой.

С 9 декабря 1958 г. – временный управляющий Кировоградской епархией.

В последние годы жизни Владыка много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью.

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице–Сергиевой Лавры в Переделкино.

Особо почитал Владыка Свято–Успенскую Киево-Печерскую Лавру. Первое посещение в 1905 г. произвело на него неизгладимое впечатление и предопределило принятие монашеского имени – Нестор. В последующие годы (в 19091918 гг. и после 1956 г.) Владыка многократно посещал Лавру, молился у ее святынь. В трудное время, предшествовавшее ее закрытию, Владыка несколько раз специально приезжал в Лавру, чтобы утешить ее наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы Веры Христовой.

Труды

Список трудов митрополита Нестора проверен по приложенному самим митрополитом общему списку его трудов и уточнен и дополнен согласно других списков его трудов, напечатанных на обложках переизданных им в Харбине "Пастырского Богословия" митрополита Антония (Храповицкого) и других богословских работ.

  • I. Периодика
    • "Журнал Восточно-Азиатского Экзархата" (ежемесячно) 1946-1947 гг.
    • "Юбилейный журнал Восточно-Азиатского Экзархата по случаю 800-летия Москвы".
    • "Юбилейный журнал 200-летия г. Петропавловска на Камчатке" с иллюстрациями.
  • II. Проповеди и беседы
    • "Великопостные беседы".
    • "Сборник проповедей и лекций".
    • "Проповеди и статьи в журнале "Путь Христов". Из. Харбинское.
    • "Статьи и проповеди в журнале "Хлеб Небесный". Изд. Харбинское.
    • Издание газеты "Воскресное Чтение".
  • III. Сочинения по Нравственному богословию и общие работы
    • "Великие истины Великого учителя".
    • "Облик женщины при свете христианства". Шанхай. I изд. русское 1932, 2-е изд. Белград , 1933.
    • "Женщина в свете христианства" (с иллюстрациями).
    • "Кладбище - путь вечного упокоения" (с иллюстрациями).
    • "Религиозная идея человека".
    • "Нравственная мораль и связанные с ней чистота поведения, речи, слова и совести".
    • "Семья и мир должны быть нерушимы".
  • IV. Миссионерство
    • "Устав Камчатского Православного Братства, основанного иеромонахом о. Нестором".
    • "Из жизни Камчатского миссионера и записки из дневника иеромонаха Нестора". СПБ, 1912.
    • "Летопись Камчатского Православного братства во Владивостокских Епархиальных Ведомостях".
    • "Камчатское Православное Братство Всемилостивого Спаса".
    • "Православие в Сибири" (исторический очерк). СПБ, 1910.
    • "О посещении Владыкой Нестором колоний прокаженных на Камчатке, в Ямбургском уезде Петербургской губернии, в Индии и в Иерусалиме".
    • "Дом милосердия" (с иллюстрациями).
  • V. Жизнеописание святых и церковных деятелей
    • "Житие Святителя Арсения". Харбин, 1934.
    • "Житие Святителя Иннокентия". Харбин, 1931.
    • "Житие Арсения, архиепископа Сербского" (с иллюстрациями).
    • "Старая Русь". Харбин, 1934.
    • "Евсевий, Митрополит Владивостокский и Приморский".
    • "Николай, архиепископ Японский" (с иллюстрациями).
    • "Патриарх Тихон" (с иллюстрациями).
    • "Митрополит Владимир Киевский" (с иллюстрациями).
    • "Российские православные патриархи" (с иллюстрациями).
    • Митрополит Антоний. Харбин, 1936.
  • VI. Политические статьи и памфлеты
    • "Антитеза двух систем капитализма и их особенность".
    • "Расстрел Московского Кремля (1-е изд. конфисковано сов. властью). 2-е изд. Токио, 1920.
    • "Личные воспоминания о царской семье".
    • "Пока не поздно". Статья о войне и мире. "ЖМП" 1961, № 4, с. 42-43.
  • VII. Литургические труды
    • "Песнослов" (богослужебный круг годичных служб).
    • "Божественная Литургия и общеупотребительное Евангелие на корякском языке".
    • "Молитва Господня" (на тунгусском языке).
    • "Акафист преподобному Сергию Радонежскому".
    • Исправил текст акафиста преп. Сергию Радонежскому и послал в августе 1948 г. Патриарху на рассмотрение и утверждение.
    • "Молитва на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей, утвержд. Свят. Синодом в 1910 г.".
    • "Акафист Арсению, архиепископу Сербскому, одобренный к служению Патриархом Сербским Варнавою".
  • VIII. Путешествия
    • "Святая Земля" (Иерусалим и Палестина). Харбин, 1935.
    • "Иерусалим - Палестина" (с иллюстрациями).
    • "Египет, Рим". Шанхай, 1934.
    • "Египет, Рим, Бари" (с иллюстрациями).
    • "Югославия" (с иллюстрациями).
    • "Очерки Югославии". Изд-во обители Милосердия. Харбин, 1935.
    • "Камчатский край", книга с иллюстрациями.
    • "Очерки Дальнего Востока". Белград, 1934.
    • "Путешествие в Индию и на Цейлон".
    • "Китай и Япония", личные воспоминания.
    • "Харбин - Маньчжурия". Белград, 1933.
  • IX. Словари
    • "Словарь на тунгусском языке".
    • "Словарь на корякском и русском языке".
    • Переиздал "Пастырское богословие" митр. Антония (Храповицкого) 178 страниц, Харбин.
    • Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). В 2 кн. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Под его редакцией в Харбине перепечатаны жизнеописания оптинских старцев и др. известных подвижников.

Литература

  • Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962. Петропавловск-Камчатский, 2000. Текст, набор, верстка А. К. Караулов. (http://atlasch.narod.ru/)
  • "Церк. Вед." 1912, № 26, с. 262, 1916, № 36, с. 321, № 43, с. 384, 1918, № 19-20, с. 114.
  • "Приб. к "ЦВ" 1918, № 11-12, с. 416, № 17-18, с. 591.
  • "ЖМП" 1945, № 10, с. 5, 6, 1946, № 6, с. 59, № 7, с. 3, 1956, № 9, с. 3, 1957, № 7, с. 10, 1958, № 4, с. 6, № 8, с. 11-12, № 11, с. 8-10, 1959, № 1, с. 11, 13, 14, № 3, с. 17, № 8, с. 21-22, 1960, № 6, с. 28, 32-35, № 12, с. 21, 1921, № 8, с. 31-35, № 9, с. 6.
  • "Русск. Паломн." 1911, № 44, с. 703, № 45, с. 717-718, № 46, с. 734.
  • "Изв. Каз. Еп." 1912, № 4, с. 120-123, 1913, № 8, с. 275.
  • "Русск. Прав. Церк.", с. 44, 147.
  • "Журнал Засед. Св. Синода" № 7 от 18.VI.1956 г., № 16а от 9.XII.1958 г., с. 2.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 72-73.
  • "Автобиография Нестора, митр. Новосибирского и Барнаульского" (1956).
  • ФПС I, № 73, с. 3, III, с. 5.
  • "ЖМП" 1962, № 12, с. 17 Некролог.
  • 1948 wurde er verhaftet und war bis 1956 im Gefangnis/Cita.
  • Mitropolit Nestor, Kamcatskij missioner, in: Nadezda, vyp. 7 (1980) 45-69.
  • Vest. russ. chr. dv. 1952, 2, 31; 44(1957)32; 45(1957)44.
  • Prav. Rus'1960, 15, 11.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 21, 30, 33, 37, 69, 77, 88f., 179, 186f., 315., 419.
  • A. Levitin - V. Savrov, Ocerki po istorii I, 23f.
  • D. Pospielovsky, The Russian Church 37.
  • A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hande 117.
  • J. Hermanowicz, Chiny-Sybir-Moskwa. Wspomnienia misjonarza z lagrow Sowieckich. London 1966, S, 14-15; 63, 88.
  • J. Glazik, Die Russisch-Orthodoxe Heidenmission seit Peter dem Gro?en (Munster 1954) S. 176.

Использованные материалы



[1]  по другим данным покровителем владыки был мч. Нестор Солунский

[2]  Из воспоминаний Владыки известно, что в день отъезда мама о. Нестору подарила Евангелие. На его форзаце стоит дата "2 июня 1907г.".

Редакция текста от: 18.07.2010 00:27:59

"НЕСТОР (АНИСИМОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google