Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В КОРЕЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Русская духовная миссия в Корее (недейств.)

Православие среди корейцев начало распространяться по мере их переселения в Российскую империю, с 1860-х годов. Первым проповедником Благой Вести среди них стал просветитель Сибири, Дальнего Востока и Аляски, святитель Иннокентий (Вениаминов).

Становление в независимой Корее

Русская духовная миссия в Корее в ведении Санкт-Петербургского митрополита была учреждена решением Святейшего Синода в 1897 году. В её задачу входило попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения. Учреждение миссии было связано со всесторонним усилением влияния России в Корее.

Первый состав миссии - будущий священномученик архимандрит Амвросий (Гудко), иеродиакон Николай (Алексеев) и псаломщик А. Красин, - не был впущен в Корею и вынужден был остаться в Уссурийском крае. Лишь в начале 1899 года корейское правительство разрешило одному иеродиакону Николаю поселиться в Сеуле, при Русской дипломатической миссии. Новый начальник миссии, архимандрит Хрисанф (Щетковский), вместе с псаломщиком прибыл в Сеул в 1900 году и освятил при посольстве первую на полуострове православную домовую церковь. Неожиданную помощь зарождавшейся миссии в качестве переводчиков и первой местной паствы оказали около 15 православных корейцев, ранее проживавших в Уссурийском Крае, а впоследствии переехавших в Сеул. В октябре 1900 году при миссии была открыта школа для корейских мальчиков. Заочное благорасположение к Христианству, упор корейского конфуцианства на обряды, и связь миссии с сильной мировой державой (многие корейцы в то время надеялись найти в России противовес Китаю и Японии) были среди причин, привлекавших некоторых корейцев к миссии. Познакомившись с православным вероучением, некоторые принимали веру и были допущены ко крещению. При этом отец Хрисанф, отличаясь от инославных миссионеров серьезным отношением к катихизации, отвергал очень многих неискренних искателей мирской выгоды и крестил лишь 14 человек.

Сотрудники миссии придавали большое значение переводу вероучительных и богослужебных книг. Опыт первых попыток прямого перевода со славянского на корейский оказался неудовлетворительным, и Корейская миссия стала пользоваться уже готовыми многочисленными переводами Китайской миссии, т.к. образованные корейцы владели китайским вэньяном. Эти тексты и стали основой корейских переводов - в 1900 году были переведены на корейский с китайского "Православное исповедание" святителя Димитрия Ростовского, Часослов и "Чин крещения язычников"; Библией пользовались либо в православном китайском либо в новом методистском корейском переводах.

Ещё в 1898 году для миссии был приобретен земельный участок в столичном районе Динг-Донг, в 1901 году приступили к строительным работам, а в 1902 году территория миссии была полностью благоустроена. Были выстроены дом для миссионеров, колокольня, дом для переводчиков, здание школы с комнатами для преподавателей и подсобные помещения. Участок был огражден кирпичной стеной в корейском национальном стиле. В качестве храма было решено использовать на первых порах здание школы и 17 апреля 1903 года состоялось торжественное освящение храма во имя святителя Николая Чудотворца. В Москве специально по заказу миссии были отлиты колокола, а праведный Иоанн Кронштадтский, поддерживавший с отцом Хрисанфом тесные связи, прислал миссии своё праздничное золотого цвета облачение.

Во время Русско-Японской войны 1904-1905 года Корея подверглась японской оккупации, и все русские граждане были вынуждены покинуть ее пределы. В феврале 1904 года отец Хрисанф вместе со сотрудниками отбыл на время в Шанхай, а затем в Россию, вверив имущество миссии французскому посольству.

Миссионерство Павла (Ивановского)

Вскоре по окончании Русско-Японской войны, в 1905 году Корея стала протекторатом, а с 1910 году - колонией (генерал-губернаторством) Японии. Деятельность миссии в условиях японского владычества была возглавлена архимандритом Павлом (Ивановским). За 6 лет пребывания в Корее он широко развернул проповедническую деятельность и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 мест для корейских детей, ряд молитвенных домов. Вместе с корейским переводчиком И. Каном он перевёл на корейский язык Молитвослов, Часослов, Паримийник, Служебник, Требник, избранные службы из Октоиха, Триоди и праздничной Минеи, а также краткую историю Ветхого и Нового заветов, катехизис, последование ко Святому Причащению, чин панихиды; многие переведенные книги были вскоре отпечатаны, но часть так и осталась в рукописях. Рясофорный послушник Федор Перевалов с помощью М. Г. Кима положил на ноты многие песнопения на корейском языке, сохранив при этом основы русских церковных мелодий.

27 октября 1908 года [1] миссия перешла в ведение Владивостокской кафедры. В 1912 году архимандрит Павел был отозван в Россию и возведен в сан епископа Никольско-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. Хотя вместо него были назначаемы другие начальники, он на деле продолжал управлять миссией из Владивостока до 1917 года. Труды владыки Павла оказались плодотворны, и значительно расширили дело проповеди Православия в Корее. Поддержанием веры среди переселявшихся на Корейский полуостров православных японцев занималось, с ведома Корейской миссии, духовенство Японской Церкви.

Межвоенный период

С 1917 года революционная смута и гражданская война в России болезненно сказались на всех зарубежных миссиях Русской Православной Церкви, лишив их материальной опоры. В том же году пришлось закрыть все школы и распустить почти всех служащих из-за отсутствия средств на их содержание. После нескольких одноразовых поступлений в годы гражданской войны, денежное снабжение миссии полностью прекратилось. Единственным источником дохода стала сдача в аренду помещений и земельных участков. От голода часто спасало наличие небольшого рисового поля.

В 1921 году миссия была передана в ведение Токийского владыки. Собственно миссионерская деятельность пришла в упадок не только из-за крайнего материального оскудения, но также из-за наплыва русских беженцев, которые переключили на себя внимание пастырей. Из миссионерских станов к 1930 году уцелело только два - в городах Кёхе и Каругай, под опекой священника Луки Кима. В начале 1930-х годах Русская Православная Церковь Заграницей сделала попытку отторгнуть миссию от верного Московскому Патриархату Японского владыки Сергия, но эта попытка не удалась - в ведение Харбинской епархии Зарубежной Церкви вошли лишь миссионерский стан в Пхеньяне и Воскресенский храм в имении "Новина".

Ко второй половине 1930-х годов, когда значительная доля послереволюционных беженцев перебралась в другие страны, большинство миссийской паствы составляли русские. Богослужения и проповеди в миссии совершались на церковнославянском и русском языках и только ектении - на корейском. Наличие русской паствы явилось главной причиной, почему японские власти оставили архимандрита Поликарпа (Приймака) служить, в то время как прочие иностранцы-миссионеры были высланы из Кореи во время Второй мировой войны. После окончания войны Корейская миссия и корейские приходы Харбинской епархии вошли в состав Восточно-Азиатского экзархата Московского Патриархата.

Период раздела Кореи

По мере становления коммунистического Северного и капиталисического Южного режимов на Корейском полуострове, большинство религиозных организаций в советской зоне были уничтожены, и миссия могла действовать лишь на Юге, под американской администрацией. В оккупированной Японии, при деятельной поддержке американских властей, большинство паствы Японской Православной Церкви приняло своим архиереем ставленника "Американской митрополии" епископа Вениамина (Басалыгу), но архимандрит Поликарп (Приймак) отказался выйти из повиновения Московскому священноначалию. В октябре 1948 года владыкой Вениамином был поставлен во священники корейский диакон Алексий Ким Ли Хан и назначен начальником Миссии. Вернувшись в Корею с помощью своих союзников и полиции отец Алексий Ким завладел миссей 12 декабря 1948 года, а отец Поликарп был заточен в тюрьму. Хотя за отсутствием вины он был вскоре отпущен, вернуться к управлению миссией архимандриту Поликарпу не удалось, 18 июня 1949 года был вновь арестован как коммунистический шпион, и 29 июня выслан в Северную Корею.

В Корейскую войну 1950-1953 годов корейская православная паства лишилась большей части миссийских построек и потеряла своего единственного священника, т.к. отец Алексий Ким был депортирован на Север и бесследно исчез. Вместо него православные обрели пастырей в лице военного духовенства греческих войск из Элладской Православной Церкви. Особенную заботу о корейских верующих проявил архимандрит Андрей (Халкиопоулос). Владыки "Американской митрополии" также не оставляли попечения о корейской пастве - в 1953 году миссию посетил епископ Сан-Францисский Иоанн, а в 1954 году епископ Токийский Ириней рукоположил во иерея для окормления миссии Бориса Муна. Однако, возникшие во время войны тесные связи с греческим духовнеством и солдатами, а также неприятие каких-либо связей с бывшей колониальной владычицей - Японией - предрешили выход корейских верующих из состава Токийской епархии русской "Американской митрополии". Съезд корейских православных, состоявшийся 24 или 25 декабря 1955 года, принял решение присоединиться к Константинопольской Православной Церкви. В 1956 году они были приняты в состав Американской архиепископии Константинопольского Патриархата. Со временем для них была образована особая Корейская митрополия (см. подробнее), действующая и поныне.

Русская Православная Церковь в деле проповеди корейцам после 1955 года

Будучи насадительницей Православия к Корее, Русская Православная Церковь продолжала принимать участие в духовном просвещении корейцев по мере своих возможностей, которые заметно расширились с падением СССР. На начало XXI века среди корейцев осевших в России немало православных, включая таких священнослужителей как первый в истории православный епископ из корейцев Феофан (Ким), игумен Алексий (Ким), протоиерей Николай Ким, священники Александр Сон и Сергий Хван. С 2001 года в Москве действовало Славяно-корейское православное общество.

В составе Корейской митрополии Константинопольского Патриархата в 2000-2011 годах служил командированный туда клирик Русской Церкви для окормления вновь образовавшейся общины эмигрантов из бывшего СССР: о. Феофан (Ким). Русская Православная Церковь Заграницей с 1994 года имеет свою миссию в Корее.

В начале XXI века, в частности благодаря контактам с полпредом президента России по Дальнему Востоку К. Б. Пуликовским и митрополитом Смоленским Кириллом руководство Северной Кореи убедилось, что паства Православной Церкви не будет мешать социалистическому развитию страны [2]. 22 августа 2002 года руководитель КНДР Ким Чен Ир посетил Хабаровский Иннокентиевский храм и провёл около получаса в беседе с духовенством [3]. Это, предположительно первое его посещение православной церкви, стало непосредственным толчком для создания по его же инициативе православного храма в Пхеньяне. В том же году было решено не только создать храм, но и послать в Россию студентов - представителей новообразованного Православного комитета КНДР - для получения православного духовного образования. С 2006 года при поддержке Владивостокской епархии в Пхеньяне действовал Троицкий храм окормляемый духовенством из коренных корейцев. В 2018 году число клириков Северной Кореи достигло шести - это священники Феодор Ким, Иоанн Ра, Владимир Чжан и Василий Хван, а также диаконы Павел Пак и Георгий Юн.

Новый этап в истории пастырского попечения Русской Православной Церкви о Корее наступил в 2018 году. После образования Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии, в его попечение были включены как Северная, так и Южная Корея. В конце года в клире Русской Церкви был рукоположен уроженец Южной Кореи, иеродиакон Павел (Чхве). Также, на рубеже 2018 и 2019 годов начала свою деятельность Воскресенская община Русской Православной Церкви в Сеуле [4]. 26 февраля 2019 года в составе Юго-Восточно-Азиатского Экзархата была учреждена Корейская епархия для окормления Корейского полуострова.

Начальники

В ведении русской "Американской митрополии"

См. также

  • Шкаровский, М. В., "Русская Православная Духовная Миссия в Корее," Богослов.ру, 24 сентября 2009:

Использованные материалы



[1]  Дата Синодального указа по Иннокентий (Ерохин), игум., "Владивостокская и Приморская епархия," Православная энциклопедия, т. 8, 617-621, новая электронная версия от 27 апреля 2010, http://www.pravenc.ru/text/158930.html. Дата приведения в исполнение - 1 января 1909 года.

[2]  Самохин Андрей, "Интересный собеседник. Валерий Алексеев: «Православие становится весомым фактором мировой политики»," интернет-газета Файл-РФ, 16 августа 2012, http://file-rf.ru/analitics/672

[3]  "Ким Чен Ир проявил интерес к православию," Newsru.com, 22 августа 2002, http://www.newsru.com/religy/22aug2002/kim_ortho.html

[4]  "Воскресенская община Русской Православной Церкви в Сеуле отметила праздник Рождества Христова", официальный сайт Русской Православной Церкви, 8 января 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5339397.html

[5]  Дата высылки из Южной Кореи

Редакция текста от: 27.02.2019 18:39:29

"РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В КОРЕЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google