Архиеп. Иоанн (Шаховской) |
В миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился в Москве 23 августа 1902 года. Князь происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. "Чувством русскости", по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора [1].
Первое образование получил в Санкт-Петербургском Александровском лицее [2].
В 1919 году Димитрий участвовал в боях в составе Белой Гвардии.
Летом 1920 года покинул Россию из Крыма.
Начал учиться в 1921 году и в Париже в Ecole Libre des Sciences Politiques.
Следующее образование получил в Бельгии, в знаменитом старинном Лувенском католическом университете, за 3 года пройдя курс исторического отделения философско-словесного факультета [3].
Сотрудничал с русскими журналами, публиковал стихи. Студентом издавал журнал "Благонамеренный" (1926 г.).
Именно в Бельгии, в 1926 году, ранней весной он "был призван к монашеству" [4].
23 августа 1926 года "в день своего исполняющегося 24-х летия, на рассвете, я был пострижен в одной из церковных параклисов Пантелеймоновского монастыря и наречено мне было имя Иоанна, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде" [5].
Затем была учеба в Богословском институте преподобного Сергия Радонежского (Париж). С принятием священного сана от митрополита Вениамина (Федченкова) он получил благословение настоятелем в русскую общину города Белая Церковь (Сербия), где был законоучителем Крымского Корпуса, преподавателем Пастырской школы и основателем Православного Миссионерского книгоиздательства "За Церковь!".
После этого он около года пребывает в Париже, где помог положить начало Спасскому приходу в Аньере. В 1932 году назначается настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине.
Позднее архиепископ Иоанн вспоминал:
Издавал журнал "За Церковь!" (Берлин, 1932-1936). Его издательское дело ликвидирует гестапо, конфискуется даже православное издание Библии [7].
В 1941 году приветствовал нападение фашистской Германии на СССР:
Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных.
По завершении войны тогда еще архимандрит Иоанн переезжает в Париж, а в начале 1946 года - в Соединенные Штаты Америки ходатайством своего духовного сына, известного авиаконструктора И. И. Сикорского. Через год Архиерейский Собор Американской Митрополии избирает его во епископы.
Войдя в состав "Американской митрополии" митрополита Феофила, 11 мая 1947 в Нью-Йорке рукоположен в сан епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской Академии в Нью-Йорке.
В декабре 1947 года был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии и Священным Синодом наложено на него запрещение за упорное противление к воссоединению с Московской Патриархией и за незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией.
С 1948 года периодически, с 1951 года регулярно, а с 1953 года еженедельно вел на радиостанции "Голос Америки" свои "Беседы о вере". Владыка так говорил:
За это он попал в СССР в разряд антисоветчиков, и на архипастыря было возведено гонение со стороны советских журналистов и партийных функционеров (см. журналы :Юность", "Коммунист" за 1960-е годы).
5-8 декабря 1950 года участвовал в VIII Всеамериканском Соборе митрополии в Нью-Йорке как епископ Бруклинский [9], но в том же году был назначен Сан-Францисским и Западно-Американским.
В 1961 году был возведен в сан архиепископа.
Принимал участие, как делегат Американской Митрополии, в главных экуменических конференциях. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Окормлял православных американцев в ходе войны в Корее, которая велась с участием США и СССР.
Архиепископ Иоанн был одним из главных борцов за Автокефальную Американскую Церковь.
С 1978 года на покое, жил в Санта-Барбаре.
Скончался 30 мая 1989 года, похоронен в Санта-Барбаре, на сербском кладбище.
Труды
Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. Печатался также под псевдонимом Странник.
Список его трудов:
- Церковь и мир: Очерки. Белая Церковь: Православное Миссионерское книгоиздательство, 1929. 51 с.
- Слава Воскресения. Белая Церковь: Православное миссионерское книгоиздательство, 1930. 48 с.
- Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония. Париж.
- Православно-миссионерское книгоиздательсво, 1931. 31 с.
- Белое иночество. Берлин: За Церковь, 1932. 88 с.
- О перевоплощении: Диалог. Брюссель: За Церковь, 1932. 26 с. (2-е издание. Париж, 1938)
- Притча о неправедном богатстве: (Стенографическая запись лекции). Берлин: За Церковь, 1932. 14 с.
- Возможно ли братство религий? Париж, 1934.
- Иудейство и церковь по учению Евангелия. Берлин: За Церковь, 1934. 16 с.
- Жизнь. Берлин, 1935. 65 с.
- Пресвятая. Берлин.
- Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936.
- Летопись: Орган православной культуры. № 1-2. Берлин, 1936-1937.
- Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937. 36 с.
- Путь на север. Берлин: За церковь, 1938. 80 с.
- Философия православного пастырства. Берлин, 1938. 167 с. (Переиздание: СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1996. 494 с.)
- Пророческий дух в русской поэзии: Лирика Алексея Толстого. Берлин: За церковь, 1938. 42 с.
- О прославлении отца Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938.
- Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938. 38 с.
- Правило духа. Париж, 1938.
- Семь слов о стране Гадаринской. Берлин: За церковь, 1938. 40 с.
- Испанские письма. Берлин, 1939.
- Толстой и Церковь. Берлин: За Церковь, 1939. 203 с.
- Слова ("О молитве", "О благотворительности", "Свет", "Два человека", "Дочь Царства"). Берлин: За церковь, [б/г]. 24 с.
- Сирены. Брюссель, 1940. 19 с.
- Тайна Церкви. Нью-Йорк.
- Слово при наречении во епископа Бруклинского. Нью-Йорк, 1947. 27 с.
- Человек и страх. Нью-Йорк, 1948. 51 с.
- Епископы, священники, миряне. Нью-Йорк, 1948.
- Пути Американской Митрополии (К трехлетию 7-го Собора: Итоги, выводы, перспективы). Нью-Йорк, 1949. 24 с.
- Десять слов о вере. Буэнос-Айрес, 1950.
- Время веры. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1954. 405 с.
- Вера и ответственность. Нью-Йорк, 1954. 13 с.
- Еще некоторое прикосновение к ранам. Нью-Йорк, 1956. 15 с.
- Русская Церковь в СССР. Нью-Йорк, 1956. 16 с.
- Сеть. Сан-Франциско, 1957.
- Записи о любви к Богу и человеку. Нью-Йорк, 1959. 114 с.
- Письма о вечном и временном. Нью-Йорк, 1960. 258 с.
- Письма к верующим. Сан-Франциско, 1962.
- Листья древа. Нью-Йорк, 1963. 404 с.
- Православие в Америке. Нью-Йорк, 1963. 24 с.
- Книга свидетельств. Нью-Йорк, 1965. 377 с.
- Книга лирики. Париж, 1966. 44 с.
- Диалог с церковной Россией. Париж, 1967. 113 с.
- Упразднение месяца: Лирическая поэма. Нью-Йорк: Новый журнал, 1968. 138 с.
- Утверждение поместной Церкви. Нью-Йорк, 1971. 24 с.
- Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк, 1972. 245 с.
- Избранная лирика. Стокгольм, 1974. 227 с.
- Биография юности: Установление единства. Париж: УМСА-Рress, 1977. 418 с.
- Апокалипсис мелкого греха. СПб., 1997. 143 с.
- Беседы с русским народом (По материалам книги "Время веры"). М.: Лодья, 1998. 159 с.
- Избранное: В 2-х тт. Нижний Новгород: Братство св.Александра Невского, 1999.
- О тайне человеческой жизни. М.: Лодья, 1999. 191 с.
- L'Affaire Ossipov, in: Le Messager Orthodoxe II, 10(1960)14-18.
- Dialog s cerkovnoj Rossiej. Paris 1967. 113 S.
- Foi et Certitude. Autobiofraphie, tome II. California 1982 (russ.).
- The Orthodox Pastor: Outline of Pastoral Theplogy. Crestwood 1966. 117 S.
- Pnevmatologija edinstva, in: Vest. russ. chr. dv. 62/63(1961) 39-50.
- Teorija dvupravorucnosti svjatogo Kassiana, in: Vest. russ. chr. dv. 111(1974)8-16.
- Vremja very (Radiopredigten). New York 1954. 40 S.
- Установление единства. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. 256 с.
- Философия православного пастырства. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 160 с.
Литература
- "ЖМП" 1948 г., № 1, с. 11.
- Orthodox America 1794-1976, S. 225.
- Ki0 5(1962)27.
- IKZ 41(1951)23; 44(1954)14; 137.
- W. Gunther, Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920-1950. Sigmaringen 1982, S. 17.
- K 80-letju archiepiskopa Ioanna Sachovskogo. Interv'ju 'Vestniku RChD' 2.2.1982 goda, in: Vest. russ. chr. dv. 137(1982)273-280.
- Orthodoxia: 1986-1987. - Regentsburg, 1988.
Использованные материалы
- Архиепископ Иоанн. Установление Единства
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3718
- Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г.
- Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8).
- Архиепископ Иоанн С.Ф. (Шаховской). Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк. 1972.
- Liberovsky, Alexis, "Primatial Elections in the OCA":
[1] Архиепископ Иоанн. Установление Единства.
[2] Свое начало лицей берет в Царском селе. Однако 6 сентября 1843 года бывший Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским
[3] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г. - стр. 8
[4] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г. - стр.10
[5] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г. - стр.12
[6] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3718
[7] Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8)
[8] "Новое Слово" № 27/356 от 29 июня 1941 г., Берлин - https://kaminec.livejournal.com/40815.html
[9] Страница официального сайта Православной Церкви в Америке, Liberovsky, Alexis, "Primatial Elections in the OCA," http://www.oca.org/HSprimatialelections.html?SID=7