Харбинский Никольский собор. Фото 1930-х. |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Православные храмы в Маньчжурии, в северо-восточном Китае, стали строиться с конца XIX века, с появлением здесь русских. Новооснованный Харбин вскоре стал центром русского расселения в регионе. С 1907 года они находились в ведении Владивостокской епархии. После 1917 года приток русских эмигрантов в этот край значительно вырос, среди беженцев было немало духовенства, а в условиях гражданской войны церковная жизнь оказалась в расстройстве и отрыве от Священноначалия в Москве. К 1922 году связь с Владивостоком стала неверной, становилось ясно что анти-большевистские силы в Приморье не смогут долго удержаться, и в среде эмиграции усилилось движение за учреждение самостоятельной зарубежной епархии в подчинении Зарубежного Высшего Церковного Управления. Управляющий КВЖД инженер Остроумов обещал материальную поддержку со стороны дороги и, вместе с группой православных людей, возбудил ходатайство перед священноначалием за границей об учреждении Харбинской кафедры во главе с проживавшим здесь архиепископом Оренбургским Мефодием. На момент провозглшения Харбинской епархии правящий Владивостокский епископ Михаил находился в Харбине, однако архиереи-эмигранты, принимавшие участие в учреждении Харбинской епрахии, не пригласили его на свое собрание и не поставили его в известность об отчуждении от Владивостокской епархии нескольких ее благочиний. Несмотря на его первоначальное несогласие, епархия была учреждена в 1922 году в пределах полосы отчуждения Китайской Восточной железной дороги решением Высшего Церковного Управления Заграницей. При этом учреждение было временным и делалось, согласно постановлению
Епископ Михиаил Владивостокский был уведомлен об этом решении указом от 29 марта 1922 года, правящему архиерею усваивался титул «епископ Харбинский и Цицикарский», почти сразу измененный на «епископ Харбинский и Маньчжурский» [1].
Архиепископ Мефодий был назначен на новую кафедру, организовал епархиальное управление и, согласно решению последнего, испросил епархии наименование "Харбинской и Маньчжурской". Своим указом от 1 сентября 1922 года Заграничное Управление сообщило об утверждении его титула, а управляющий КВЖД издал приказ Ь 148 от 30 июня 1922 года следующего содержания:
Хотя о благословлении учреждения новой епархии святителем Тихоном документов не имеется, священник Серафим Ган приводит следующие сведения. Согласно этим данным, архиепископ Мефодий послал патриарху доклад о необходимости учредить Харбинскую епархию, воспользовавшись случаем отъезда из Харбина в Москву надежного человека. В целях конспирации, ввиду происходивших обысков при въезде на территорию СССР пассажиров из Харбина, доклад был написан от руки мельчайшим почерком одним из харбинских регентов, обладавшим в совершенстве таким искусством, на небольшом клочке бумаги, который был затем зашит в подошву сапога отъезжавшего. От патриарха была получена архиепископом Мефодием в ответ телеграмма, содержащая лишь одно слово "благословляю". Этой телеграммы нет в делах епархиального совета, но это объясняется сведущими лицами тем обстоятельством, что архиепископ Мефодий держал ее в строгом секрете [2].
Харбинская епархия стала быстро разрастаться, став приютом для тысяч русских эмигрантов и беженцев. За время правления владыки Мефодия, вдобавок к строительству новых храмов, им были созданы благотворительный отдел при епархиальном совете, епархиальное попечительство о бедном духовенстве, Приют-"Дом-Убежище" с бесплатными аптекой и амбулаторией, а также поставлено дело издания духовной литературы. Во время японского владычества в Маньчжурии в 1932-1945 годах православные верующие подверглись притеснениям наряду с прочим местным наслелением, но епархии было позволено продолжать свою работу и даже расширить образовательную деятельность с открытием Харбинской духовной семинарии в 1938 году.
На основе выработанного в Сремских Карловцах в 1935 году "Временного Положения о Русской Православной Церкви заграницей" на Дальнем Востоке должен был быть организован собсвтенный митрополичий округ. Обширная Харбинская стала обретать главенствующее положение в регионе и определением Архиерейского Собора Зарубежной Церкви от 17 сентября 1939 года [3] владыка Мелетий Харбинский был возведен в сан митрополита и ему поручалось быть представителем Архиерейского Синода на Дальнем Востоке. Харбинская епархия имела приходы не только на территории Маньчжурии, но также отделение монастыря в Шанхае и приходы в Японии, Корее и Голландской Индии (Индонезии). При этом в Маньчжурии существовали храмы Камчатской духовной миссии (т.е. Дом Милосердия архиепископа Нестора Камчатского) и Пекинской кафедры, (т.е. Русской Духовной Миссии в Китае).
После поражения Японии во Второй Мировой Войне в 1945 году, Маньчжурия была занята советскими войсками, а Православная Церковь региона перешла в ведение Московского Патриархата. Был создан Восточно-Азиатский экзархат Русской Православной Церкви во главе которого встал митрополит Нестор (Анисимов), назначенный на Харбинскую кафедру. Его наследником стал епископ Никандр (Викторов), но русское население Китая, составлявшее львиную долю верующих в этой стране, быстро убывало и будущее Православия в условиях нового китайского коммунистического государства оказалось под вопросом. В 1956 году Китайской Православной Церкви была дарована автономия, а Харбинская епархия была упразднена.
Исторические названия
- Харбинская и Цицикарская (29 марта 1922 - ?)
- Харбинская и Маньчжурская (1 сентября 1922 - 1956)
Статистика
- ок. 1931 - 46 храмов, 2 монастыря
- 1 октября 1939 - 62 храма: 1 кафедральный собор, 12 городских приходских храмов, 2 кладбищенских храма, 34 приходских храма, 3 монастыря, 5 домовых церквей, 5 приписных церквей; 1 часовня [4]
- 23 мая 1940 - 3 монастыря (2 мужских, 1 женский с отделением в Шанхае), 46 приходов, 46 приходских храмов, 7 приписных храмов, 6 молитвенных домов; 2 братства; 208 священно- и церковно-служителей (2 архиерея (митрополит и викарий), 1 протопресвитер, 1 архимандрит, 2 игумена, 1 игумения, 40 протоиереев, 21 священник, 7 протодиаконов, 18 диаконов, 14 иеромонахов, 2 иеродиакона, 1 иеросхимонах, 35 псаломщиков, 4 монаха, 12 монахинь, 30 послушников, 17 послушниц) [5]
Архипастыри
- Мефодий (Герасимов) (1922 - 28 марта 1931)
- Мелетий (Заборовский) (1931 - 6 апреля 1946)
- Нестор (Анисимов) (1946 - 1950) с июня 1948 - формально, находился в заключении
- Никандр (Викторов) (июнь 1948 - 7 февраля 1956) до 18 августа 1950 - в/у, еп. Цицикарский
Викарные епархии
- Хайларская (недейств.)
- Цицикарская (недейств.)
Учебные заведения
- Богословский факультет Харбинского института св. Владимира, т.н. Харбинская Высшая Богословская школа (недейств.)
- Харбинская духовная семинария (недейств.)
Монастыри
- Харбинский Казанский (недейств.)
- Харбинский Владимирский (недейств.)
- Шанхайское подворье (недейств.)
- Солнечно-Падский Владимирский (недейств.)
Храмы
- г. Харбин
- Хайларское викариатство (Северо-западная Маньчжурия):
- Храм в честь Преображения Гоподня в г. Хайлар
- Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Маньчжурия
- Храм во имя святого Серафима в г. Маньчжурия
- Храм во имя святых Николая и Алексия на ст. Аньда
- Храм во имя святого Сергия на ст. Барим
- Храм во имя святой Александры на ст. Бухэду
- Храм во имя святого Николая на ст. Мяньдухэ
- Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на ст. Фуляэрди
- Храм во имя святого Пантелеимона на ст. Хинган
- Храм во имя святых апостолов Петра и Павла на ст. Цицикар
- Храм во имя святого Николая на ст. Чжаланьтунь
- Храм во имя пророка Илии на ст. Чжалайнор
- Храм во имя архангела Михаила на Чжалайнорских копях
- Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на ст. Якеши
- Приход в Ононерском (Южно-Чжаланьтуньском) переселенческом районе
- Часовня во имя святого Николая в Халун-Аршане
- Восточная Маньчжурия:
- Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на ст. Ашихэ
- Храм во имя Пресвятой Троицы на ст. Вейшахэ
- Храм во имя святого Сергия на ст. Имяньпо
- Храм во имя пророка Илии в селе Михаиловском (Тигровая Падь)
- Храм во имя архангела Михаила на ст. Мулин
- Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на Мулинских копях
- Храм во имя святого Николая на ст. Пограничная
- Храм во имя святого Георгия на ст. Хайлин
- Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на ст. Ханьдаохэцзы
- Храм во имя Пресвятой Троицы на ст. Шитоухэцзы
- Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Эрдаохэцзы
- Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на ст. Эрценцзянцзы
- Храм во имя святого Николая на ст. Эхо (Муданьцзян)
- Храм во имя святого Николая на ст. Яблоня
- Южная Маньчжурия:
- Трехречье:
- Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Верх-Кули
- Храм во имя архангела Михаила в пос. Верх-Урга
- Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Драгоценка (Найлумту)
- Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Ключевой
- Храм во имя святого Алексия в пос. Кыцынор
- Храм во имя святого Николая в пос. Найджин-Булак
- Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Покровка
- Прочие:
Средства массовой информации
- журнал Хлеб Небесный (недейств.)
Использованные материалы
- Герасимов, В., свящ., «Обзор состояния Харбинской Епархии на 1 Октября 1939 г.», Хлеб Небесный, Харбин, 1939, № 10, 82-113.
- Поздняев, Дионисий, свящ., "Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в 30-40-е годы XX века", 10.I.2008:
- Ган, Серафим, свящ., "Архиепископ Цицикарский Ювеналий (Килин)":
- http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2755
[1] Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М., 2003. С. 250. Приводится по Д. В. Саввин, Епископ Селенгинский Софроний (Старков): архипастырь эпохи великих перемен и потрясений - http://www.sedmitza.ru/data/2009/11/27/1234916977/173_202.pdf
[2] См. Ган, Серафим, свящ., "Архиепископ Цицикарский Ювеналий (Килин)", http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc
[3] определение было подтверждено постановлением Зарубежного Синода от 22 сентября и объявлено владыке Мелетию Харбинскому указом от 26 сентября. См. указ опубликованный в Хлеб Небесный, 1939, № 11, 2 ненумерованная стр.
[4] Хлеб Небесный, 1939, № 10, 82.
[5] В источнике сумма священно- и церковно-служителей приведена как 218 человек, но перечисленные количества дают только 208. Хлеб Небесный, 1940, № 6, 63.
[6] По ст. свящ. Герасимова, В., "Обзор состояния Харбинской Епархии на 1 Октября 1939 г.," Хлеб Небесный, Харбин, 1939, № 10, 82-113.