Патриарх Всероссийский Иоаким. Неизв. худ. XVII в., Россия |
Родился 6 января 1621 года [1] в семье царского кречетника – можайского помещика Петра Иванова сына Савелова и Евфимии Реткиной (в иночестве Евпраксии), получив в крещении имя Иоанна. У него было три брата: Павел, Тимофей и Иван Меньшой, а также две сестры, одну из которых, подобно матери, звали Евфимия [2]. Он принадлежал к можайской ветви служилого рода Савеловых – потомственных мастеров соколиной охоты.
По исполнении 15 лет, т. е. в 1636 году, Иван Большой Петрович Савелов, как дворянин, был обязан поступить в службу. Документальные свидетельства о его карьере сохранились с 1644 года. В 1649 или 1650 году он поступил в рейтарскую службу в полк И. Фанбуковена (ван Бокховена), который представлял собой учебный центр, готовивший из русских служилых людей офицеров для армии «нового строя». Одновременно сохранял положение при дворе и, согласно грамоте от 2 сентября 1652 года, числился стряпчим Кормового Дворца. Осенью 1653 года получил чин рейтарского порутчика и полностью вошел в ведение Иноземного приказа, как офицер полков "нового строя." В ноябре прибыл в полк Ю. Гутцова (Гутцина), который 23 февраля 1654 года торжественно вступил в Киев и остался там, составив основу городского гарнизона. 3 марта того же года был произведен в капитаны.
Таким образом, будущий первоиерарх быстро добился положения старшего офицера в полках "нового строя." Однако, он тяготился этой службой и общением с коллегами-иностранцами, не скрывавшими пренебрежения к русским. Поэтому, получив известие о скоропостижной кончине всех своих домочадцев - жены и четырех детей, видимо от чумы, он решил оставить мир и постричься в монахи в Киевском Спасо-Преображенском Межигорском монастыре, находившимся близ его расположения его воинской части. Постриг, вероятно, произошел зимой-весной 1655 года [3].
От инока до митрополита
В 1657 году по его прошению патриарх Никон перевел его в свой Валдайский Иверский монастырь, населяемый нарочито разноплемённым братством по образу Святой Афонской горы. Только в это время Иоаким начал учиться грамоте и сколько-нибудь широкого образования так и не приобрел, почему враги впоследствии постоянно укоряли его в невежестве и необразованности [4]. После ухода патриарха Никона от правления Церковью старец Иоаким стал на сторону противников патриарха.
Вскоре, по ходатайству боярина Фед. Ртищева, был переведен в Москву, где подвизался сначала строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского.
В 1664 году был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, и в этом положении приобрел дружбу придворных бояр и расположение самого царя Алексея Михайловича.
22 декабря 1672 года был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. Первые его распоряжения касались внешней обрядности и отчетности, на которую он вообще обращал большое внимание и впоследствии. Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, "кому под кем стоять и заседать." Митрополит Иоаким ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам. Он ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов.
В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на безуспешное увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря.
В том же году, ввиду смертельной болезни патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в Москву и привлечен к делам патриаршего управления.
Патриаршество
Вопрос легитимности и отношения с патриархом Никоном
Иоаким, патриарх Московский и всея Руси |
В ответ, Иоаким преследовал Никона с настойчивостью. После смерти царя Алексея Михайловича патриарх Иоаким поднял против Никона целое дело и в 1676 году без суда перевел его в Кириллов монастырь под строжайший надзор. Позже, несмотря на многократное ходатайство царя Феодора Алексеевича, патриарх Иоаким упорно не соглашался перевести Никона в его любимый Воскресенский монастырь и уступил уже в то время, когда Никон был при смерти. Иоаким не согласился хоронить Никона как патриарха и не присутствовал на его погребении в 1681 году, хотя на них явилась вся царская фамилия. Вместо себя патриарх благословил митрополита Новгородского Корнилия совершить заупокойные богослужения как будет угодно государю. Патриарх отказался и от драгоценной митры покойного, которую прислал ему царь Феодор, и вместо патриарха митра досталась святителю Смоленскому Симеону, которого патриарх вскоре по кончине царя Феодора лишил белого клобука и сослал на покаяние в Троице-Сергиев монастырь.
Борьба с инославным влиянием
Основные усилия патриарха Иоакима были направлены на борьбу против инославного, особенно римо-католического, влияния на русское общество, которое шло в то время в основном через Польшу - либо напрямую через польских иезуитов, либо через выходцев из Южной России, которых стало в столице особенно много после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии - одна латинствующая, во главе которой стоял ученый монах Сильвестр (Медведев), другая - ревнителей Православия, возглавляемая патриархом. Их противостояние вскрылось в волнениях из-за вопроса о времени пресуществления Святых Даров в таинстве Евхаристии. Латинствующая партия, к которой примыкала царевна Софья и ее двор, князь В. В. Голицын и в особенности Ф. Л. Шакловитый, многие лица из духовенства включая некоторых иерархов, подняла этот вопрос. Патриарх Иоаким предпринял опровержение учения "папежников", обратясь к Восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. Для борьбы с польско-латинским направлением патриарх Иоаким испросил в 1685 году у Восточных патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов, посланных Иерусалимским патриархом Досифеем. Патриарх Иоаким поставил Лихудов во главе "греческого" училища (затем Славяно-греко-латинской академии), основанного при Заиконоспасском монастыре в 1679 году, и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Другим помощником патриарха в полемике против латинствующих, а также вообще во всех книжных делах, был известный справщик, монах Евфимий.
В 1686 году, благодаря стараниям патриарха Иоакима, к Московскому Патриархату была окончательно присоединена Киевская митрополия, находившаяся ранее под властью Константинопольского патриарха и служившая проводником римо-католических веяний в Россию. Посвящая в Москве в Киевские митрополиты Гедеона (князя Четвертинского) патриарх Иоаким подтвердил права и привилегии малорусского духовенства, обеспечивавшие ему некоторую автономность. Но немедленно вслед за этим патриарх стал постепенно урезать эти привилегии с целью сравнять мало-помалу Киевскую митрополию с прочими русскими епархиями и искоренить в ней латинствующий уклон. Патриарх, сам послуживший на Киевщине, действовал последовательно и настойчиво. Он обращался с запросами к малорусским иерархам, спрашивал их мнения относительно времени пресуществления Святых Даров, требовал сведений и мнений о Флорентинском соборе, предлагал и другие тому подобные вопросы, чтобы заставить малороссов принять сторону. Малороссы медлили и давали уклончивые ответы, но патриарх настаивал и грозил. Для рассеяния недоразумений в начале 1689 года в Москву были посланы будущие святители Батуринский игумен Димитрий (Туптало) и Елецкий архимандрит Феодосий (Полоницкий-Углицкий). Их разъяснения и переданное ими послание от архиепископа Лазаря убедили патриарха в согласии малороссиян с учением Православной Церкви. Недоразумения, вызвавшие патриаршие подозрения по поводу следов римо-католического учения о непорочном зачатии Богоматери в Минеях игумена Димитрия, также были устранены.
Во время крымских походов 1687 и 1689 года патриарх "молил и доносил начальствующим, еже бы еретикам иноверцам над христианы в полках начальниками не быти," бил челом, "да не попустят цари православным христианом с еретиками и иноверцами... общение в содружество творити" и да повелевают указом не строить "сборищ еретических," а строенные уже — разорить.
В общем патриарх всячески старался отгородиться от иноверцев: не хотел обедать за одним столом с ними; запрещал обращаться к немецким докторам; польских послов, пожелавших присутствовать на патриаршей службе, не допустил, несмотря на просьбу царей; громил "эллинский, блуднический, гнусный обычай" брить бороду и постригать волосы. Патриарх Иоаким сумел добиться принятия указа о строгом таможенном «допросе» иностранцев.
Борьба латинствующих с ревнителями получила развязку после мятежа 1689 года, в котором Сильвестр (Медведев), опираясь на Шакловитого, замышлял убийство Иоакима. Патриарх в январе 1690 созвал на Собор архиереев и все московское духовенство и провел ряд решительных мер против "папежников." Собор торжественно осудил "хлебопоклоннеческую ересь" латинствующих, Медведев был осужден и приговорен к строгому заключению, после чего предан гражданской власти, пытаем и казнен. Тогда же патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов. В опровержение римо-католического учения патриарх Иоаким также собирался издать сборник "Остень," но его кончина помешала этому.
Борьба с расколом
Большую суровость патриарх Иоаким проявлял к старообрядческому расколу. Раскольнический писатель, дьякон Феодор, жалуется, что, будучи еще архимандритом Чудова монастыря, Иоаким "паче всех архиереев похвалялся на нашу кровь."
В 1677 году Собор, по предложению патриарха, принял беспрецедентную в истории Русской Православной Церкви меру - отменил канонизацию святой, Анны Кашинской, имя которой использовалась раскольниками в своих целях.
На Соборе 1681 года патриарх провел постановления, призванные парализовать старообрядческое движение - например, об отсылке упорных раскольников к градскому суду, о строгом контроле за продажей хулящих церковные книги раскольнических "тетрадей" у Спасских ворот, о бесплатной выдаче новоисправленных богослужебных книг.
Решения эти вызвали обострение борьбы с расколом, ожесточение обеих сторон. В бытность Иоакима патриархом и с его ведома светские власти раскольников преследовали, пытали, сжигали в срубах. На споре раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 года, в присутствии патриарха, раскольники покусились избить главного опровержителя старообрядчества, архиепископа Холмогорского Афанасия. После этого расколоучителю Никите Пустосвяту отрубили голову, а прочих вожаков раскола, монаха Сергия, Никиту Борисова и др., сослали в дальнюю ссылку.
Патриарх заботился о том, чтобы противодействие расколу сопровождалось подлинной проповедью Православия и опровержением заблуждений. Ради этого было умножено число архиерейских кафедр - учреждены Устюжская, Холмогорская, Тамбовская, Воронежская, - и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве, с целью исправления раскольников "молением и учением". Иоаким рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений.
Забота о возвышении Церкви
Патриарх Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве, стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении.
На созванном им Соборе 1675 года, по его инициативе был упразднен Монастырский приказ и строго подтверждена подсудность лиц духовного чина только духовному суду. Сбор церковной дани был также закреплен за духовенством. Был, наконец, отменен обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного сана, которые не принадлежали к Патриаршей области.
В 1677 году Монастырский приказ был окончательно распущен.
В 1681 году патриарх, заботясь об экономическом благосостоянии духовенства, настоял на отмене закона 1676 года, запрещавшего приписывать церквям земельные наделы. По ходатайству патриарха, вопреки желанию правительства было установлено в 1681 году для всех храмов, не имевших земельного надела, отмерять участки из помещичьих и вотчинных земель.
О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям патриарх Иоаким исходатайствовал и царскую грамоту в 1686 году.
Дела государственные
В политической жизни своего времени патриарх Иоаким принимал довольно видное участие. Неоднократная смена царствующих особ после смерти царя Алексея Михайловича подняла значение патриарха, который выступал в качестве высшего лица в государстве, обеспечивавшего стабильность власти.
Он способствовал уничтожению местничества при царе Феодоре и энергично противостал проектированному около этого же времени разделению России на наместничества с учреждением наследственных наместников из знатных боярских фамилий, "всеконечно возбранив" это делать.
После смерти царя Феодора Алексеевича в 1682 году в условиях возникшей смуты в вопросе о престолонаследии между партией царевны Софьи и Петра I, патриарх, активно поддерживая последнего, выступал посредником между противоборствующими сторонами и применял меры для прекращения стрелецкого восстания. Во время стрелецкого бунта в мае того года стрельцы врывались к патриарху, ища врагов. Есть известие, что патриарх не хотел венчать на царство Иоанна Алексеевича, когда после того, как царем был уже объявлен Петр, стрелецкий бунт заставил признать двух царей, говоря, что "многоначалие есть зло."
Борьба "латинствующих" с "ревнителями" шла в параллель с политической борьбой царевны Софьи со сторонниками Петра I. Насколько мог, патриарх противодействовал замыслам правительницы-царевны Софьи, в особенности относительно намерения ее венчаться на царство; однажды он даже отлучил Софью от Церкви за заступничество "о некоих противящихся царству." Со влиянием князя Голицына он постоянно боролся. Когда, во время нового стрелецкого бунта 1689 года, возгорелась решительная борьба между правительницей Софьей и Петром, патриарх, не колеблясь, стал на сторону Петра и явился из Москвы в Троицкую Лавру. Падение Софьи в том году стало также и триумфом патриарха.
Межцерковные отношения
Патриарх Иоаким надеялся объединить под властью патриаршего престола всея Руси всех православных негреческого происхождения на юге Европы, добившись на то согласия Константинопольской Церкви. Эту мысль подтвердил сербский митрополит Савва II (Бранкович), приезжавший в Россию для сбора в пользу своей угнетенной епархии. Выехавший из Болгарии в Москву князь Ростислав Страшимирович еще более утвердил Иоакима в его намерениях: обласканный патриархом, он обещал склонить к церковному соединению не только своих земляков, но даже и сербов с черногорцами и молдаван с волохами. Патриарх находился в близких отношениях с русофилом Молдавским святителем Досифеем, которого снабжал типографскими принадлежностями и помогал с другими церковными нуждами.
Патриарх Иоаким преуспел, действуя совместно с мирскими властями, заручиться согласием Константинопольского престола на вхождение Киевской митрополии в состав Всероссийской Церкви. Для дальнейших переговоров патриарх послал в Константинополь своего племянника Дубровского. Однако, на этот раз русские светские власти не были заинтересованны предприятием и не поддержали патриарха. Против его воли, а также против моления Царьградского патриарха и против настояния гетмана Самойловича, по внушению князя В. В. Голицына, 26 апреля 1686 года в Москве был подписан наступательный и оборонительный союз России с Польшей против Крыма и Турции. Когда об этом узнали в Константинополе, Дубровский едва спасся от разъяренной черни, и переговоры прекратились.
Пастырь и паства
Строгим пастырем был патриарх для своей паствы. Много усилий первосвятителя было направлено на упорядочение и дисциплинирование церковного управления.
Собором 1675 года было запрещено архиерееям иметь церковные вотчины в чужих епархиях, изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства, определены преимущества принадлежащие к каждому иерархическому сану. По патриаршему предложению также и Собор 1682 года сформулировал несколько определений, направленных на исправление нравов духовенства. В 1687 году патриарх установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин.
Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Заботясь о сохранении неповрежденности обрядов Русской Церкви, он осуществлял критическую проверку богослужебно-обрядовой практики и очистку ее от привнесенных в нее излишних наслоений. В то же время при нем был исправлен и издан ряд богослужебных и других церковных книг. Так, он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста; при нем были изданы пересмотренные Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при Иоакиме и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан. Многие из этих изданий, как например Типикон, и ныне употребляемый Русской Церковью в почти неизменном виде.
По благословлению патриарха Иоакима было совершено прославление преподобных Германа Соловецкого и Никандра Псковского.
В 1678 году патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
Кончина и оценки
Перед смертью патриарх Иоаким написал «Завещание», в котором с болью и скорбью, в частности, говорил о недопустимости иноземного командования в русских войсках, говоря что «Благодатию Божиею в Русском царстве людей благочестивых в ратоборстве искусных очень много» и обращался к властям:
Скончался патриарх Иоаким 17 марта 1690 года и был погребен в Успенском соборе Московского кремля.
Сразу по смерти Иоакима были приложены усилия канонизовать его. С этой целью настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Игнатий (Римский-Корсаков), близкий к покойному, написал его "Житие", очень риторическое, изукрашенное, в котором повествовалось о множестве чудес, будто бы сотворенных им при жизни и после смерти совершившихся у его тела. Однако, попытка канонизации была вскоре оставлена и не вновь не предпринималась.
Как первосвятитель, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Несмотря на отрицательное отношение к патриарху Никону, и в отношении к царской власти, и в отношении к Западу, и к православному Востоку, и к исправленным книгам и обрядам, патриарх Иоаким проводил программу Никона. Иоаким выделялся среди современников строгостью, нетерпимостью, суровым, подчас жестоким фанатизмом. Он был цельной и деятельной личностью, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью.
Труды
С именем патриарха Иоакима связан ряд трудов против старообрядческого раскола:
- Увет духовный, или опровержение челобитной соловецких раскольников, поданной царю Алексею Михайловичу, М., 1682; М., 1753; М., 1791 - Обширный труд, написанный по поводу бунта 1682 года, в ответ на поданную тогда челобитную, и долго признавался одним из лучших сочинений против раскола. Увет состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при патриархе Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг.
- Щит Веры.
- Извещение чудес о сложении трех первых перстов в знамение Креста на челе, М., 1677.
- Слово увещательное к Раскольникам о соединении их к Православной Святой Церкви, б. г.
- Поучение ко всем православным христианам, М., 1682.
- Слово поучительное и благодарственное к Господу Богу за Его великую милость, яко благоволил чудесным Промыслом избавить Церковь Свою Святую от тоя отступников и злых наветников, чтенное всему священному чину, М., 1682; Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т., 2-е изд, М., 1788—1791, т. 15.
- Слово против Никиты Пустосвята, М., 1684, 1721, 1753.
Еще одним трудом патриарха, направленным в первую очередь против латинствующих, стал сборник, куда вошло вышеуказанное "Слово поучительное":
- Остен, состроенный из Духовещания Св. Отец, низвергающий, отреяющий и прободающий напирающияся к нему - выписки из Священного Писания и предания о времени пресуществления Евхаристии, исследование о происхождении в России римо-католического мнения об этом, о Флорентийском Соборе, об униатах, о заблуждениях иеромонаха Симеона (Полоцкого) и его единомысленниках, о неприношении за инославных и явногрешащих, о браке в 3 и 4 степени, о ересях содержащихся лютеранством и римо-католицизмом, о "чистилищном огне", о небритии бород и прочее. Вся книга состоит из 26 глав. Книга сохранялась в списках между рукописями Московской Патриаршей и Новгородской Софийской библиотеки, и остается неизданной.
Также известны:
- Поучение о благоговейном стоянии в Храме Божии, б. г.
- Поучение Иереем, б. г. - поучение от иереев к людям, чтобы не петь бесовских песен, не творить игр, не ходить к волхвам и не призывать их в дома
- Поучение в нашествии варваров, (?) 1688.
- О исправлении некиих погрешений в речениях бывших в преждепечатных книгах Минеях и о клевете на то исправление и о препятии, неиздана, находилась в Библиотеке Санкт-Петербургской Академии Наук.
- Слово, сказанное воинам перед выступлением из Москвы в Крымский поход.
- Духовное завещание патриарха находилось в Патриаршей Библиотеке. Полный текст:
Грамоты и разные послания его Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) собрал в книгу под названием Икона, или изображение дел Московского Патриаршего Престола, но эта книга не была издана, и находилась списком в Патриаршей Библиотеке и в Академии Наук.
Труды патриарха Иоакима, по многим данным принадлежат перу приближенных лиц, в первую очередь монаха Евфимия, который состоял при Иоакиме в роли справщика и секретаря. Патриарх вероятно указывал только общее направление. Так, Увет был написан в 50 дней, и в его авторе виден глубокий знаток раскола и хороший полемист. Это заставляет видеть автором архиепископа Холмогорского Афанасия, в сотрудничестве с Карионом Истоминым [5]. Точно известно, что Щит Веры был написан по указанию патриарха, возможно монахом Евфимием, но окончательно отредактирован архиепископом Афанасием Холмогорским уже в 1693 году.
Литература
- Барсуков, Всероссийский патриарх Иоаким Савелов, СПб., 1890.
- Белокуров, С. А., "Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме," Христианское чтение, 1885, ч. II.
- Белокуров, С. А., Христианское Чтение, 1886, № 7-8.
- Боголюбский, М. С., прот., Московская иерархия. Патриархи, М., 1895, 31-45.
- Воробьев, Г., О московском соборе 1681 - 1682, СПб., 1885.
- Горский, И., Патриарх всероссийский Иоаким в борьбе с расколом, СПб., 1864.
- Едлинский, М., свящ., Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую, СПб, 1903, 116-135.
- Миркович, Г., О времени пресуществления св. Даров, Вильно, 1886.
- Писарев, Н. Н., Домашний быт русских патриархов, Казань, 1904, 192-198.
- Сементовский, Н., Киев и его святыни (6-е изд. допол. и испр.), СПб. и Киев, 1881, 251.
- Скворцов, Г. А., Патриарх Адриан, его жизнь и труды.
- Сменцовский, М. Н., Братья Лихуды, СПб., 1899.
- Смирнов, И., "Иоаким, патриарх Московский," Чтения общества любителей духовного просвещения, 1879, ч. I-II; 1880, ч. I; 1881, ч. I (отд. изд. М., 1885).
- Соловьев, С. М., История России, кн. III, 468, 740-746, 775, 818-900, 905-928; 1046-1095; 1190.
- Толстой, М., Рассказы из И. Р. Ц., 558-568, 574-591.
- Шляпкин, Св. Димитрий Ростовский и его время.
- Булгаков, 1405, 1406.
- Гаврилов, Странник, 1873, №№ 1-3, №№ 6-9.
- Денисов, 95, 427, 501.
- Ратшин, 99.
- Строев, П., 7, 37, 163.
- Н. Д., 12, 19.
- Учреждение Арханг. еп. и ее архипастыри, Архангельск, 1889, 3.
- Приб. к твор. св. отц., т. 32 (Мансветов, И., "Как у нас привились книги" и др.).
- Материалы для истории раскола, т. IV.
- Житие и Завещание патр. Иоакима, изд. отдельно Императ. общ-м любителей древн. письм., 1880, № 47.
- Обозрен. еп. преосвящ. Ионафаном, еп. Яросл. и Рост., Ярославль, 1881, 6.
- Летопись Е. А., 576, 677, 671, 672.
- М. Нкр., т. I, 508.
- Сборн. любит. дух. чтен., М., 1888, 311.
- Прав. собес., 1866, январь, 38 и п/с; 1867, ноябрь, 193.
- Истор. свед. о г. Арзамасе, 1911, 42.
- Душеп. чтен., 1897, ч. 2, 531.
- Рус. палом., 1889, № 34, 401, 402; № 35, 415-418.
- Странник, 1872, февраль, 89.
- Истор. вестн., 1880, январь, 21; 1881, март, 548-549; ноябрь, 665-668; 1885, октябрь, 115; 1886, т. 25, 589; 1890, октябрь, 190; 1895, апрель, 544; 1896, июль, 82 п/с.
- Прав. собес., 1873, июль, 336.
- Рус. архив, 1889, кн. 2-я, 304 (Казанский митр. Маркелл); 1893, кн. 3-я, 15-17 (Н. Скворцов, свящ., Московский Кремль); 1895, кн. 1-я, № 4, 530-531; 1910, кн. 1-я, № 3, 423, 425-427; кн. 3-я, № 9, 8.
- ЖМП, 1944, № 9, 15; 1945, № 3, 68; № 4, 66; № 7, 50; 1948, № 3, 6.
- БЭЛ, т. VI, 729-735.
- БЭС, т. I, 1078-1079.
- РБС, т. VIII, 174-177.
- ПБЭ, т. 6, стб. 729-735.
- Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): ч. 1-5, Куйбышев, 1971 (машинопись), ч. 2.
- Булычев, А. А., "О светской карьере будущего московского патриарха Иоакима Савелова," Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2009, № 4, 33–35.
Использованные материалы
- http://www.patriarchia.ru/db/text/671293.html
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3771
- "Иоаким," Русский Биографический Словарь:
- "Иоаким Савелов," Большая биографическая энциклопедия; статья словаря митрополита Евгения (Болховитинова):
- Булычев, А. А., "О светской карьере будущего московского патриарха Иоакима Савелова," Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2009, № 4, 33–35:
[1] Согласно Булычеву, А. А., "О светской карьере будущего московского патриарха Иоакима Савелова," Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2009, № 4, 33. В более ранних исследованиях дата рождения относилась к 1620 году.
[2] Именно она получила чудесное исцеление от иконы Всех скорбящих радосте в 1688 году, что и прославило этот образ Божией Матери.
[3] Данные о мирской службе будущего патриарха приводятся по Булычеву, А. А., "О светской карьере будущего московского патриарха Иоакима Савелова," Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2009, № 4, 33-35.
[4] Указание об образовании - по статье Большой биографической энциклопедии, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/46363/Иоаким
[5] Версия высказана в Белокуров, С. А., Христианское Чтение, 1886, № 7-8.