Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДИМИТРИЙ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Хайларский Димитрий (Вознесенский)
Еп. Хайларский Димитрий (Вознесенский)
Димитрий (Вознесенский) (1871 - 1947), архиепископ б. Хайларский, викарий Харбинской епархии.

В миру Вознесенский Николай Федорович, родился в 1871 году в Курской губернии. В речи при хиротонии он вспоминал, что детство, «полное лишений и бедности», и раннее сиротство дали ему «ту закаленность жизни, при которой не только академическая, но и семинарская обстановка являлись и милостью Божией, и прямым счастьем...».

После окончания Московской духовной семинарии в 1893 году, он волонтером поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1897 году со званием действительного студента [1]. В конце 1897 года представил кандидатское сочинение на 690 страницах, «Происхождение и первоначальная история беспоповщины», которое было высоко оценено заслуженным ординарным профессором по кафедре древней гражданской истории Н. Ф. Каптеревым. 3 февраля 1898 года получил звание кандидата богословия.

В сентябре 1898 года был определен на должность преподавателя обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Курскую духовную семинарию. Кроме того, преподавал русскую историю в женской гимназии.

Женился на Лидии Васильевне, в 1903 году у них родился сын, в будущем - первоиерарх Русской Православной Церкви Зарубежом, митрополит Филарет (Вознесенский).

Казенщина, сухость, безжизненность, наблюдаемые им, и сознание собственного бессилия подняться над рутиной побудили «оставить службу в семинарии в данном ее виде». 19 февраля 1904 году уволен, согласно прошению, от духовно-учебной службы. В то время он высказывался за необходимость радикальной реформы духовной школы, за возможность свободного выхода из семинарии в светские гимназии. По его мнению, знание естественное, чувственно-опытное, и сверхъестественное, откровенное свыше и постигаемое верою должны даваться не только одновременно, но и в одном целостном, органически-слитом процессе.

В 1904-1905 годах он преподавал в Сумском кадетском корпусе [2].

26 июня 1905 года архиепископом Харьковским Арсением был рукоположен во священника в городе Харькове. Одновременно был и штатным законоучителем 2-го Харьковского реального училища [3].

18 августа 1909 года переведен на должность кафедрального протоиерея при градо-Благовещенском соборе в городе Благовещенске. За время служения в Благовещенске состоял председателем Совета Благовещенского православного братства Пресвятой Богородицы, входил в состав Совета Иоанно-Богословского Братства вспомоществования недостаточным воспитанникам Благовещенской духовной семинарии и соединенного с нею духовного училища, был наблюдателем за преподаванием Закона Божия в низших школах Министерства народного просвещения, епархиальным цензором проповедей. В ноябре 1910 года стал председателем только что открытого Благовещенского общества трезвости. С февраля 1911 года по январь 1912 года состоял редактором «Благовещенских епархиальных ведомостей». При его деятельном участии в помещении Никольской школы Благовещенска был организован ряд бесплатных чтений для интеллигенции по вопросам веры и жизни христианской, на которых он сам выступал с лекциями: «Разбор трагедии Л. Андреева „Анатэма“ с положительно-христианской точки зрения»; «Брак с христианской точки зрения”, «Причины современного неверия», «Смерть и воскресение». В 1913-1914 годах на курсах для учащих в церковноприходских и министерских школах протоиерей Николай читал лекции по методике Закона Божия.

С началом Первой мировой войны в приходах Благовещенска образовывались особые попечительства о семействах прихожан, призванных на войну. В сентябре 1915 года учрежден был Епархиальный комитет по устройству быта беженцев, председателем коего избрали отца Николая.

Насущнейшей потребностью времени он считал не изменение форм церковной организации, а нравственное оздоровление приходской жизни через оживление деятельности братств, организацию осмысленной идейной церковной жизни и поднимал вопрос о восстановлении древне-церковной дисциплины "прежде всего в отношении к особенно соблазнительным, явным и грубым порокам".

В 1920 году выехал в Харбин где 1 июня того года был назначен на 2-ое священническое место Николаевского собора.

Начиная с 1921 года отец Николай стал готовить и издавать учебные пособия по истории Христианской Церкви и православно-христианскому нравоучению и богослужению.

В 1921-1922 году скончалась его супруга, Лидия Васильевна.

Прот. Н. Ф. Вознесенский
Прот. Н. Ф. Вознесенский
В 1923 году назначен настоятелем Иверской церкви Харбина.

Со времени прибытия в Харбин и до начала 1925 года был преподавателем Закона Божия в Коммерческом училище Китайской Восточной железной дороги, одном из лучших учебных учреждений Харбина. В октябре 1924 году китайское правительство передало КВЖД Советской России вскоре после чего преподавание Закона Божия в учебных заведениях Харбина было отменено. После этого встала необходимость организации специальных лекций или курсов по богословию для молодежи, дабы создать противовес атеистической пропаганде. При ближайшем участии отца Николая, который стал их бессменным заведующим, в 1928 году в Харбине открыты были Пастырско-богословские курсы, просуществовавшие до лета 1934 года.

В 1925-1926 годах под его редакцией выходил нравственно-церковный журнал "Вера и Жизнь". С 1926 года при Харбинском Казанском монастыре стал издаваться православный журнал "Хлеб Небесный", для которого владыка Димитрий в течение многих лет оставался постоянным и прилежным автором.

Отец Николай вошел в число инициаторов создания Братства Святой Руси, которое родилось в Белграде в Николин день 1933 года и было возглавлено митрополитом Антонием. Основной задачею Братства был поиск путей преодоления разобщенности русской эмиграции, в которой возникло много различных организаций. Предполагалось все места расселения русских людей покрыть сетью братских организаций, объединяющихся в каждой местности под главенством «высшего для каждой данной местности представителя Православной Церкви».

По мнению отца Николая церковное разделение в русской эмиграции коренилось в различии ответов на вопрос:

"Быть ли в Зарубежной Русской Церкви во главе ее строю соборному, иль – единоличному, а с тем вместе – объединенному иль разобщенному".
Поэтому он высказался и против предложения митрополита Евлогия о создания 4 автономных церковных округов, называя этот проект «печальным наследием революционной заразы». По его мнению указ патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года «представляя временную обособленность и самостоятельность епархии, оторванной от связи с патриаршим центром, [...] определенно затем требует именно объединенного и соборного решения вопросов».

24 сентября 1933 года был отец Николай пострижен в монашество с именем Димитрия, а на следующий день - возведен в достоинство архимандрита.

2 июня 1934 года в Харбинском Иверском храме архимандрит Димитрий был наречен, а 3 июня того же года в кафедральном Николаевском соборе хиротонисан во епископа Хайларского, викария Харбинской епархии, с оставлением его настоятелем Иверской церкви. Чин наречения и хиротонии совершен был архиепископом Харбинским и Маньчжурским Мелетием, архиепископом Камчатским и Петропавловским Нестором и епископом Пекинским и Китайским Виктором.

В августе 1934 года епископ Димитрий стал председателем Правления только что открытого Богословского факультета при Харбинском институте святого Владимира.

В 1934 трудами владыки при его Иверской церкви была открыта бесплатная «Серафимовская столовая» с четырьмя приютами для бедных, сирот и престарелых.

Епископ Димитрий как представитель Дальневосточных епархий принял участие в Совещании по вопросу об установлении мира и единства в Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемся в октябре-ноябре 1935 года по инициативе и под председательством Сербского патриарха Варнавы. Владыка Димитрий исполнял обязанности секретаря Совещания.

После Совещания, в начале 1936 года по поручению Архиерейского Синода Зарубежной Церкви владыка Димитрий совершил поездку в Индию для изучения вопроса о возможности присоединения Индийской Церкви возглавляемой католикосом Григорием-Василием, которая несколькими годами ранее отложилась от антихалкидонитского Сирийского патриарха и в 1935 году высказала стремление к воссоединению с Православной Церковью через посредство Церкви Русской. Вначале он прибыл в Иерусалим, а 10 февраля 1936 года отбыл в Индию где провел двадцать дней. Разъезжая по раджанату Траванкор и встречаясь с местными христианами, он рассказывал о Русской Церкви и положении православных в оккупированной большевиками России, проповедуя Учение Христово при содействии двух переводчиков (с русского на английский и с английского на малабарский язык). Одним из спутников владыки был отец Андроник (Елпидинский). По докладу епископа Димитрия о поездке Архиерейский Собор Зарубежной Церкви принял постановление от 15/28 сентября 1936 года признать необходимыми дальнейшие переговоры и учредить в Малабре русскую православную миссию, благословив поехать туда сына преосвященного Димитрия игумена Филарета (Вознесенского).

Еще в 1935 году при Харбинском богословском факультете был образован кружок апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В сентябре 1938 года владыка Димитрий стал его первым почетным членом, а в ноябре утвердил устав Братства и с этого времени Кружок стал именоваться Братством под почетным председательством владыки Димитрия. Основной работой братства стала издательская деятельность, и за довольно короткий срок удалось подготовить и выпустить 17 книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. Это были не только переиздания, но и книги совсем новые: «Жития Святых» по святителю Димитрию Ростовскому, книги о старцах Оптиной пустыниМакарии и Амвросии, целый ряд изданий Братства был посвящен святому апостолу Иоанну. Владыка Димитрий активно участвовал в редактировании и составлении этих изданий.

В 1939 году в Харбине была открыта и духовная семинария. Для забот о материальном устроении ее создавался Попечительский Совет семинарии, председателем которого стал епископ Димитрий.

В 1944 году возведен в сан архиепископа.

И в последние годы своей пастырской работы владыка Димитрий по-прежнему полагал в основу всякого успешного православного учительства те же неотъемлемые свойства, что и в ранние годы своего служения:

«Эти три первых, внутренне связанных между собою, свойства (преподавания), – элементарность, конкретность и наглядность преподавания мы считаем главными и основными, от коих больше всего зависит успешность обучения для нашего предмета».

В 1945 году, вместе с большинстом Дальневосточного клира и паствы находившихся до этого в ведении Русской Православной Церкви Заграницей, был принят в Московский Патриархат. В эти годы владыка уже тяжело болел.

29 сентября 1946 году был освобожден от прежнего послушания и выехал в Москву, откуда и был назначен на покой в Псково-Печерский монастырь.

Скончался 31 января 1947 года в больнице в Ленинграде. Чин отпевания 2 февраля 1947 года в Николо-Богоявленском соборе совершали митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий и епископ бывший Шанхайский Ювеналий. Погребен на Больше-Охтенском кладбище справа от храма. Над его могилой высится светло-синий деревянный крест.

Владыка отличался набожностью, строгостью к хранению уставов и правил церковных, был всегда строг к себе и снисходителен к другим, привлекал верующих любовью и добросердечностью. Его жизнь стала примером и веры и дел христианских. Он три раза в неделю совершал богослужение. Вместе с митрополитом Харбинским Мелетием проявил особенную ревность к защите веры Православной, ведя войну против принуждения японцами русских людей поклоняться богине Аматерасу, не взирая на угрозы и репрессии со стороны японской администрации. Духовный писатель. Истолковал Апокалипсис, Псалмы и написал много других религиозно-нравственных книг.

Награды

Труды

  • Как преобразовать наши духовные училища и семинарии? (Со стороны учебных курсов), Харьков, 1906, 70 с.
  • Краткие сведения из истории христианской церкви, Харбин, 1921.
  • Христианское мировоззрение, Шанхай, 1921.
  • Христианская жизнь, Харбин, 1927.
  • Апологетика.
  • Апокалипсис в перспективе ХХ-го века, Харбин, 1935; М.: ПСТГУ, 2009.
  • Псалтирь Протолкованная, 1941 (на славянском и русском языках).
  • (сост.) Домашний молитвослов для усердствующих, изд. Братства им. св. Иоанна Богослова при Богословском факультете Института Св. Владимира в Харбине, 1943.
  • Детский молитвенник с простейшими разъяснениями текста молитв, Шанхай, 1948.
  • Дневник Мурзилки: Повесть-сказка о путешествиях, странствиях, шалостях и проказах маленьких лесных человечков, Харбин, б. г.
  • Волк и коза: Сказки Харбин, б. г.

Литература

  • Церк. Вед., 1898, № 40, 370; 1904, № 10, 97.
  • ЖМП, 1945, № 10, 5; 1947, № 2, 4, 6.
  • Русск. Прав. Церк., 44.
  • Изв. Каз. Епарх., 1904, № 12-13, 369.
  • Церк. Жизнь, 1934, 7, 114-119.
  • "... И даны будут жене два крыла": Сборник к 50-летию Сергея Фомина, М.: Паломникъ, 2002, 100.
  • Дьяков, И. А., О пережитом в Маньчжурии за веру и Отечество, Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2001, 102.
  • Полански, П., Русская печать в Китае, Японии и Корее, М.: Пашков дом, 2002, 62.
  • Русский Харбин, [сост. и коммент. Е. П. Таскиной], М.: МГУ, 1998, 52.

Использованные материалы



[1]  Так согласно докладу: Клементьев, А. К., "Архиепископ Хайларский Димитрий (Вознесенский): Его церковно-общественная и педагогическая деятельность в России и в эмиграции," доклад на конференции Религиозная деятельность русской эмиграции (Москва, ВГБИЛ, 9-10 ноября 2005 г.), http://zarubezhje.narod.ru/texts/Klementiev.htm. По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5637 - в 1898 году.

[2]  Клементьев пишет о преподавании в Сумах, ortho-rus.ru - в Полтавском кадетском корпусе. См. Клементьев, А. К., "Архиепископ Хайларский Димитрий (Вознесенский): Его церковно-общественная и педагогическая деятельность в России и в эмиграции," доклад на конференции Религиозная деятельность русской эмиграции (Москва, ВГБИЛ, 9-10 ноября 2005 г.), http://zarubezhje.narod.ru/texts/Klementiev.htm; http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5637.

[3]  По данным Клементьева. ortho-rus.ru указывает что он служил в Курске сначала священником, а затем протоиереем. См. Клементьев, А. К., "Архиепископ Хайларский Димитрий (Вознесенский): Его церковно-общественная и педагогическая деятельность в России и в эмиграции," доклад на конференции Религиозная деятельность русской эмиграции (Москва, ВГБИЛ, 9-10 ноября 2005 г.), http://zarubezhje.narod.ru/texts/Klementiev.htm; http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5637.

Редакция текста от: 27.09.2013 02:55:00

"ДИМИТРИЙ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google