Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ СОБОР 1547

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Собор Русской Православной Церкви в Москве 1-2 февраля 1547 года

Созванный митрополитом Московским и вся Руси Макарием Собор поставил своей задачей совершить общецерковное прославление сонма святых Русской Церкви. Хотя многочисленные подвижники просиявшие в русской земле к тому времени почитались более или менее местно, общецерковно чтились лишь около двадцати двух русских святых. Прославление сонма святых было связано с церковно-государственными преобразованиями святителя Макария и царя Иоанна Грозного, с устроением Московского царства как христианской империи, наследницы империи Восточно-Римской. Святитель Макарий деятельно собирал сведения о святых русской земли ещё со времени его многолетних трудов по собранию Великих Миней Четьих.

Состав

Постановления

На Соборе был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви [1]. Основным деянием стало торжественное прославление выявленных святых.

Для общецерковного почитания были прославлены тринадцать святых:

Для местного почитания [3] на Соборе были прославлены ещё восемь святых:

Собор также подтвердил празднование уже повсеместно известных святых, таких как равноапостольная Ольга. Соборяне учредили празднование общей памяти русским святым, заключив:

"Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборного пения" [4].

Днем празднования было установлено 17 июля, как ближайший день к памяти равноапостольного князя Владимира.

Последствия

Собор частично переопределил само понятие о канонизации (см.) на Руси и открыл новую эпоху почитания поместных святых. Прославление сонма русских святых для повсеместного почитания было лишь начато в 1547 году. За этим последовал ещё один церковный Собор в 1549 году, также прославивший ряд святых. Одновременно с Соборами и после них развернулась широкая работа по составлению многочисленных житий, их новых редакций, служб, похвальных слов, написанию новых икон, построению храмов во имя новых святых, торжественному открытию их мощей.

Литература

  • Макарий (Веретенников), архим., Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, 103-107.
  • Минея, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-2003, июль, 226.

Использованные материалы

  • Глазов, Виталий, свящ.,"История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших," 23 июня 2006:



[1]  Макарий (Веретенников), архим., Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, 103.

[2]  По другим данным - прославлен для местного почитания. См. ст. Александр Свирский.

[3]  Однако, многие источники предписывают и этим святым праздновать "повсюду." См. Макарий (Веретенников), архим., Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, 107.

[4]  Цит. по Макарий (Веретенников), архим., Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, 106.

Редакция текста от: 30.06.2019 12:44:00

"МОСКОВСКИЙ СОБОР 1547" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google