Собор Русской Православной Церкви в Москве 1-2 февраля 1547 года
Созванный митрополитом Московским и вся Руси Макарием Собор поставил своей задачей совершить общецерковное прославление сонма святых Русской Церкви. Хотя многочисленные подвижники просиявшие в русской земле к тому времени почитались более или менее местно, общецерковно чтились лишь около двадцати двух русских святых. Прославление сонма святых было связано с церковно-государственными преобразованиями святителя Макария и царя Иоанна Грозного, с устроением Московского царства как христианской империи, наследницы империи Восточно-Римской. Святитель Макарий деятельно собирал сведения о святых русской земли ещё со времени его многолетних трудов по собранию Великих Миней Четьих.
Состав
- Свт. Макарий, митр. Московский и всея Руси
- Свт. Акакий, еп. Тверской
- Иона, еп. Рязанский
- Иона (Собина), еп. Суздальский
- ...
Постановления
На Соборе был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви [1]. Основным деянием стало торжественное прославление выявленных святых.
Для общецерковного почитания были прославлены тринадцать святых:
- Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский (+ 1186)
- Блгв. вел. кн. Александр Невский (+ 1263)
- Прп. Савва Сторожевский (+ 1406)
- Прп. Никон Радонежский (+ 1426)
- Прп. Павел Комельский (+ 1429)
- Прп. Дионисий Глушицкий (+ 1437)
- Прп. Михаил Клопский (+ 1456)
- Свт. Иона, митр. Московский и всея Руси (+ 1461)
- Прп. Пафнутий Боровский (+ 1477)
- Прпп. Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие
- Прп. Макарий Калязинский (+ 1483)
- Прп. Александр Свирский (+ 1533) [2]
Для местного почитания [3] на Соборе были прославлены ещё восемь святых:
- Блгвв. кнн. Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские (+ 1129)
- Блгвв. кнн. Петр и Феврония Муромские (+ 1228)
- Блжж. Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494), Христа ради юродивые, Устюжские
- Свт. Арсений Тверской (+ 1409)
- Блж. Максим Московский, Христа ради юродивый (+ 1434)
Собор также подтвердил празднование уже повсеместно известных святых, таких как равноапостольная Ольга. Соборяне учредили празднование общей памяти русским святым, заключив:
Днем празднования было установлено 17 июля, как ближайший день к памяти равноапостольного князя Владимира.
Последствия
Собор частично переопределил само понятие о канонизации (см.) на Руси и открыл новую эпоху почитания поместных святых. Прославление сонма русских святых для повсеместного почитания было лишь начато в 1547 году. За этим последовал ещё один церковный Собор в 1549 году, также прославивший ряд святых. Одновременно с Соборами и после них развернулась широкая работа по составлению многочисленных житий, их новых редакций, служб, похвальных слов, написанию новых икон, построению храмов во имя новых святых, торжественному открытию их мощей.
Литература
- Макарий (Веретенников), архим., Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, 103-107.
- Минея, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-2003, июль, 226.
Использованные материалы
- Глазов, Виталий, свящ.,"История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших," 23 июня 2006:
[1] Макарий (Веретенников), архим., Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, 103.
[2] По другим данным - прославлен для местного почитания. См. ст. Александр Свирский.
[3] Однако, многие источники предписывают и этим святым праздновать "повсюду." См. Макарий (Веретенников), архим., Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, 107.
[4] Цит. по Макарий (Веретенников), архим., Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, 106.