Герасим (Ионин) (ок. 1741 - 1820), архимандрит, б. настоятель Соловецкого монастыря
В миру Григорий Ионин [1], родился около 1741 года. Родом из дворян.
В 1760 году поступил на военную службу. Служил в Ахтырском гусарском полку.
В Польше участвовал в походе против конфедератов.
Участвовал в сражениях в войне с турками 1768-1774 годов. Получил ранения:"Под Срокшанами же по причине подбития неприятелем подо мною лошади бежал я при ретираде немалое расстояние пеший и от сего изнемогши пал с лишением чувств своих между трупами побитых и был попираем лошадьми до потери тут совершенного своего здоровья" [2].
В 1772 году уволен от службы с чином капитана и оставлен на свое пропитание.
23 марта 1776 года пострижен в монашество в Тисмянском монастыре в Валахии старцем Паисием Величковским.
В 1779 году перешел в Россию в Софрониеву пустынь Белгородской и Курской епархии.
В 1783 году в числе пяти монахов Софрониевой пустыни был вызван в Алексендро-Невскую лавру [3].
13 января 1790 году возведен в сан игумена и назначен настоятелем в Ферапонтов монастырь.
В 1792 году назначен наместником Александро-Невской лавры. Вероятно в должность не вступал [4].
В 1792-1793 годах в сане игумена состоял наместником Клопского монастыря Новгородской епархии [5].
15 апреля 1793 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Соловецкого монастыря.
При нем была сделана подробная опись монастыря [6], урегулирован порядок богослужений [7], пристроен к Зосимо-Савватиевской церкви алтарь, расширена церковная паперть, под этой же церковью устроено две кладовых, а в алтаре, церкви и паперти полы настланы из белых каменных плит [8], налажен более быстрый путь доставки указов из Святейшего Синода на Соловки (через Петрозаводск, а не через Архангельск, как часто происходило ранее) [9].
В 1795 году в Москве были заказаны и изготовлены для Преображенского собора Соловецкого монастыря запрестольный выносной серебряный чеканный крест, местами золоченный и украшенный стразами, весом 13 с половиной фунтов. Для трех церквей - Успенской, Филипповской и Зосимо-Савватиевской построены столярные иконостасы гладкие, с накладкой по пристойным местам резьбы (в Зосимо-Савватиевской церкви над раками Преподобных устроена на вызолоченных столпах сень).
Однако предпринятая им попытка возродить общежитие встретила резкое сопротивление соловецкой братии.
В октябре 1795 года подал прошение в Синод об увольнении с настоятельской должности с просьбой позволить проживать в Софрониевой или Курской Коренной пустынях [10].
5 мая 1796 года по указу Синода был уволен на покой с разрешением проживать в одной из этих пустыней с пенсией 150 рублей в год [10]. 9 июля того же года отбыл из монастыря.
На 1798 год проживал на покое в Старохарьковском Куряжском Преображенском монастыре Слободской Украинской епархии [11] и исполнял обязанности благочинного монастыря.
В декабре 1801 года освобожден от благочиннических обязанностей.
На 1820 год упомянут временно управляющим Куряжским монастырем во время продолжительной болезни настоятеля этого монастыря иеромонаха Нафанаила (+ 17 августа 1820 года).
Использованные материалы
- Богданова А. В. Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.). Автореф. дис. … канд. ист. наук. М.: ПСТГУ, 2015, с. 160-165, 188, 192, 193, 218, 227, 245, 246, Приложения: с. 266:
- Летописец Соловецкий на четыре столетия, от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1847 год. / Досифей (Немчинов) - 4-е изд. - Москва : тип. скоропечатня В. Кирилова, 1847, с. 122-124:
- Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание Ставропигиального первокласного Соловецкого монастыря. Ч. 1., Москва. 1853., с. 189-191:
- Бриллиантов И. И. Ферапонтов Белозерский, ныне упразднённый монастырь, место заточения Патриарха Никона. СПб. 1899, с. 244
- История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб. 1899, с. 134-138:
- Стефан (Архангельский), еп. Куряжская обитель и ее Георгиевско-Петро-Павловский храм // Известия по Харьковской епархии. 1904. №11 (15 июня), с. 521-523, 527:
[1] "Акты разные, оставшиеся по смерти и другим случаям от живших в Софрониевой пустыни разных сословий лиц" / Зорин А. В. История Польши, России и Украины в уникальных документах Рыльского музея // Сіверщина в історії України: Збірник наук. праць. К.: Глухів, 2009. Вип. 2. с. 207-208: http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/16819
[2] РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Д. 50. Л. 1.
[3] История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб. 1899, с. 134.
[4] У Рункевича его имя среди наместников Лавры отсутствует, см. Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра, 1713-1913: Ист. исслед. д-ра церков. истории С.Г. Рункевича. - СПб.: Синод, тип., 1913. с. 639: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003501478?page=658
[5] Азбучный указатель имен русских деятелей для Русского Биографического Словаря, Ч. 1 (А-Л). СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. с. 143: https://runivers.ru/bookreader/book9584/#page/148/mode/1up
[6] РГИА. Ф. 796. Оп. 72. Д. 225. Л. 78а.-283 об.
[7] РГИА. Ф. 796. Оп. 74. Д. 378..
[8] РГИА. Ф. 796. Оп. 74. Д. 386. Л. 13; Летописец Соловецкий. с. 123.
[9] РГИА. Ф. 796. Оп. 74. ам же. Д. 474 .
[10] РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Д. 50. Л. 1-1 об.
[11] РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Л. 8 об., 50.