Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БОГОРОДИЦА

Перенаправлено со статьи "БОЖИЯ МАТЕРЬ"
В этой статье неполная разметка
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ
Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ
Богородица (Богоматерь), Пресвятая Дева Мария (Мариам), Приснодева, Матерь Господа Бога Нашего Иисуса Христа, зачавшая Его бессеменно от Святого Духа, до Рождества и по Рождестве Дева.

Православная Церковь считает, что первое слово о Пресвятой Богородице произнесено еще в раю. Оно сказано самим Богом в обетовании об искусителе павших прародителей наших. Это обетование, называемое у изъяснителей Священного Писания «Первоевангелием», находится в словах Божиих, обращенных к змию-обольстителю: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Так как в образе змия скрывался «великий дракон, древний змий, называемый диаволом» (Откр. 12, 9), то под женою надо разуметь здесь не собственно Еву и не какую-либо другую обыкновенную жену – тем более, что потомство Евы до самого пришествия в мир Господа Иисуса Христа не имело большого успеха в борьбе с змием духовным. «Бог говорит змию, - замечает св. Епифаний, - вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем ее; но такого семени жены нигде нельзя найти; посему лишь гадательно относится к Еве вражда, которую поведет с потомством ее змий и бывший в змии завистник – диавол». Кто же эта жена, исправляющая грех Евы? Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Ева сделалась первою преступницею, и через нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир бессмертие». Жена, о которой говорит Бог, есть Пречистая Дева Мария, благословенная и ублажаемая, через которую Слово стало плотию наитием Духа Святого и силою Всевышнего. Семя жены, восторжествовавшее над темными силами, упразднившее смертоносного диавола, разрушившее его дела и своим страданием, смертью и воскресением сокрушившее самую главу змия-обольстителя, есть Спаситель мира – Господь Иисус Христос. Впоследствии это обетование Божие, благоговейно сохраняясь в человечестве, развивалось и уяснялось пророками. Конечно, главным средоточием пророческих предвестий был Господь Иисус Христос, но так как Пречистая Матерь Его также послужила делу спасения людей, то в Священном Писании есть пророчества и о Ней, излагаемые вместе с предсказаниями о Спасителе. Лучшими и самыми надежными изъяснителями этих пророчеств являются святые Отцы и Учители Церкви.

В Новом Завете имя Богородицы упоминается несколько раз в Мф. 1, 16, 18-25, Мф. 13, 55, Мк. 3, 31-32, Лк. 1, 26-56, Лк. 2, 1-40, 48, Ин. 19, 25-27, Деян. 1, 12-14, но мы имеем из этого источника лишь весьма немногие сведения о Ее жизни, так как евангелисты имели первою и главною задачею повествовать о земной жизни и делах Иисуса Христа.

Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и, во всяком случае, отражают веру христианского общества с древних времен.

Церковный историк Никифор Каллист сохранил предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была среднего или несколько выше среднего роста; волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. В беседе с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Что касается Ее одежды, то Она довольствовалась естественным цветом ткани. Во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать.

Как замечает св. Григорий Неокесарийский, в Пречистой Деве нас изумляет не только Ее непорочная и чистая телесная красота, но и совершенство Ее души. И может ли быть иначе, если в Ее лице сосредоточено все сокровище благодати? Одежда Ее скромная, чуждая роскоши, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, но приятный, речь кроткая. Ее разум подчинен лишь Богу и устремлен к Нему. Она испытывает ненависть только к греху. Помышления Ее душеполезны, свободны от всего лишнего и пагубного для души. Ее очи всегда обращены ко Господу, Ее уши настроены слушать слово Божие, Ее уста прославляют Господа и рассуждают о слове Божием, сердце Ее чисто и непорочно. Вся Она – чертог Духа, град Бога живого.

Св. Дионисий Ареопагит, сподобившийся видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву через три года после своего обращения в христианство, так описывает свои чувства при этом свидании: «Когда я предстал перед богообразной, светлейшей Девой, меня озарил извне и внутри столь великий и неизмеримый божественный свет и вокруг меня разлилось такое дивное благоухание различных ароматов, что ни мое тело, ни дух не были в силах вынести столь великие и обильные знамения и проявления вечного блаженства и славы. Мое сердце изнемогло, мой дух изнемог от Ее славы и божественной благодати! Человеческий разум не может представить себе никакой славы и чести превыше того блаженства, которое я, недостойный, тогда вкусил».

«Кто может представить себе, - говорил император Лев Философ в своем слове на Успение Пресвятой Богородицы, - какой славы сподобилась Она ныне от Сына своего? Разных святых Бог по-разному увенчивает славою, по слову апостола; «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41). Но Пречистая Матерь возымела и славу солнца… и славу луны, и славу звезд… Она имеет венец лучший, нежели все святые девы, потому что своею чистотою Она превзошла ангелов… Она имеет венец мучеников: стоя у креста… Она пострадала больше всех мучеников… Она имеет венец пророков, потому что воистину предрекла, что ублажать Ее будут все роды (ср. Лк. 1, 48). Она имеет венец евангелистов, потому что Она есть как бы книга ипостасного Слова. Она имеет венец апостолов: если апостол хвалится: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1Кор.9:1), то кто же яснее видел Его, как не Пресвятая Матерь? Она имеет венец исповедников, ибо твердо исповедовала «Величит душа Моя Господа… сотворил Мне величие Сильный» (Лк. 1, 46, 49). Она имеет венец смиренных, потому что сказала о себе: «Призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1, 48). Она имеет венец преподобных: Успение Ее перед Господом удостоилось большей славы, чем смерть всех преподобных. Она имеет венец постников, потому что подчинила тело духу своему. Она имеет венец милостивых: Святая Церковь молит Ее как источник милостей: «Милосердия двери отверзи нам!» Она имеет венец бессребреников, ибо родила Того, кто дал силу исцеления и сказал: «Давайте и дастся вам» (Лк. 6, 38), и сама подает благодать просящим. Она, наконец, имеет больший венец, чем все святые, потому что все святые стоят перед престолом Божиим со страхом, а Она – с материнским дерзновением, ибо многого может добиться молитва Матери, обращенная к милосердию Владыки».

Богородица с Младенцем Иисусом. Фреска ок. 225 г. Потолок катакомб св. Прискиллы в Риме.
Богородица с Младенцем Иисусом. Фреска ок. 225 г. Потолок катакомб св. Прискиллы в Риме.
Догматическое учение о почитании Богородицы вырабатывалось постепенно, как это было и с другими догматами. Неправые мнения, лжеучения и ереси заставляли церковных учителей точнее и определеннее изложить общецерковное учение о почитании Богоматери в то же время, как шли споры о лице Иисуса Христа. Решительное влияние на определение учения о почитании Богоматери имел исход несторианского спора, после которого название "Богородица", встречающееся еще у св. Афанасия Великого, было признано всеми и сделалось общеупотребительным.

Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии заключает в себе следующие основные положения: Пресвятая Дева Мария есть

  • в собственном смысле слова – Матерь Господа Иисуса Христа и потому Богородица
  • Приснодева, то есть до рождества, при рождестве и по рождестве Господа – Дева
  • Высшая из всех небесных сил и святых
  • Первая заступница и помощница наша перед Богом.

Прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете

[1]

Православная Церковь в богослужебных канонах и песнопениях, а также в творениях Святых Отцов указывает на ряд ветхозаветных предъизображений (прообразований) Приснодевы Богородицы. «Во всем вообще Богодухновенном Писании внимательный исследователь увидит разные указания на Пречистую Деву Марию, рассеянные повсюду», — замечает святой Андрей Критский; и святой Иоанн Дамаскин называет Пресвятую Деву «Богородицей по предвидению Божию предопределенную в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованною и предвозвещенною Духом Святым». Среди указаний на Деву Марию называются:

  • Первобытная девственная земля при сотворении мира. Эта земля, хотя не была возделана человеческими руками и орошена дождем, тем не менее, произрастила удивительное разнообразие трав и деревьев, и из нее создано самое тело человека.
    • Св. Ириней: «Как первосозданный Адам получил телесный состав от чистой, еще девственной земли и образован рукою Божией, т.е. Словом Божиим, так и в воплощении Бога Слова повторилось то же самое: Бог Слово, восстановляющий Собой Адама, благоволил и родиться по подобию восстанавливаемого Адама, ибо родился от Марии, Которая была Девой».
    • Свт. Иоанн Златоуст: «Эта дева (т.е. девственная земля) была образом другой Девы: как эта земля произрастила нам рай не приняв семян, так и Та безмужно произрастила нам Христа».
    • В акафисте Пресвятая Дева именуется «прозябшею божественный клас, яко нива неоранная яв [2] произращающею садителя жизни нашей, нивою растящей гобзование [3] щедрот».

  • Рай, первоначальное жилище человека, был прекрасный сад, украшенный деревьями, приятными на вид и добрыми в снеди. Пресвятая Дева, как «одушевленный рай», показывала в Себе чудные плоды добродетели: Она — «тайных цветов (добродетелей) прекрасный сущий рай». Посреди рая было насаждено древо жизни, — и Пресвятая Дева имела в Себе Господа: «Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа».

  • Ева, первая жена и мать всех живых. Также и Божья Матерь стала матерью живых родив саму жизнь. Как Ева получила бытие прямо от рук Божиих, так и Пресвятая Дева дарована Самим Богом Ее родителям; Ева по сотворении введена была в рай, Пресвятая Дева введена была в храм Господень. Иные черты жизни Евы предъизображали Пресвятую Деву по противоположности. Если грехом Евы смерть введена в мир и человек изгнан из рая, напротив, чрез Пресвятую Деву Марию введена в мир жизнь и даровано людям вечное блаженство. Противоположность их всего лучше изъясняется словами, сказанными той и другой. Еве сказано: в болезнях родиши чада, а Деве Марии возвещено: радуйся, Благодатная; Еве сказано: к мужу твоему обращение твое, — а Деве Марии: Господь с Тобою!
    • Св. Епифаний: «Первая жена Ева, загадочно называемая матерью живущих, прообразовала Пресвятую Деву Марию. Ева тогда лишь названа матерью живущих, когда услышала: «земля еси и в землю отъидеши», т.е. после совершения греха; удивительно, что ей дано такое славное название после падения. Если возьмем во внимание внешнее и подлежащее чувствам, то увидим, что от этой Евы произошел на земле весь человеческий род; тогда как Девой Марией введена в мир сама жизнь. Она рождает жизнь и делается матерью живущих... Ева была причиной смерти человеческого рода, — чрез нее вошла во вселенную смерть; Мария принесла жизнь — чрез Нее подана нам сама жизнь».
    • Прп. Иоанн Дамаскин: «Как праматерь (Ева) создана из Адама, так и Пресвятая Дева родила нового Адама хотя и по закону чревоношения, но превыше естественного рождения, потому что Он рождается от Жены без отца, как и от Отца без матери».
    • Св. Ириней: «Как Ева была обольщена речью диавола удалиться от Бога по преступлении воли Его, так Дева Мария была оглашена ангельским словом к приятию Бога при повиновении воле Его; как та была соблазнена к удалению от Бога, так Эта убеждена к повиновению Богу».
    • Он же: «узы Евина непослушания разрешены послушанием Марии: что Ева связала неверием, то разрешила Дева Мария верой».
    • свт. Григорий Нисский «Жена защитила жену; первая (т.е. Ева) открыла путь греху, а Эта (т.е. Мария) послужила явлению правды; та последовала совету змия, Эта представила Истребителя змия и произвела на свет Подателя света».
    • Церковные песнопения: «Ева недугом преслушания клятву вселила есть, Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения, мирови благословение процвела еси»; «умерщвление плодом мне Ева принесе; Ты же, Жизнь рождши ипостасную, Пречистая, абие исправила еси»; «Из Едема изыде род наш, прабабы ради Евы; призван же Тобою, рождшею нам нового Адама — Христа».
    • Тертуллиан: «Ева поверила змию, Мария поверила Гавриилу; что та согрешила по доверию, то Эта загладила верой».

  • Ковчег, в котором Ной спасся от вод всемирного потопа. В сто лет (как говорят предания, занесенные в древние книги) был построен ковчег: и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и рождению Девы Марии. Ковчег был устроен из деревьев негниющих, Пресвятая Богородица пребыла Приснодевою. В ковчеге спаслись Ной и дети его от потопа: чрез Марию все послушные голосу благодати Божией спасаются от погибели вечной. От Ноя, вышедшего из ковчега, населился послепотопный мир; от Христа, родившегося от Пресвятой Девы, ведут свое начало чада Нового Завета.
    • Прп. Иоанн Дамаскин: «Радуйся ковчег, Богоустроенное жилище, управительница новосозданного мира, от Которой происходит Христос - новый Ной, наполняющий высший мир нетлением».

  • Голубица, выпущенная Ноем из ковчега, которая оповестила его о конце всемирного потопа, прилетев с масличным сучком; выпущенная же в третий раз она более не возвращалась. Рождением Милостивого Богородица возвестила окончание гнева Божия и совершенный мир на земле.
    • Церковные песнопения: «Голубице, Милостивого рождшая»; «Радуйся, спасшая мир от потопления греховного!»

  • Сарра, родившая Исаака - образ Христа.
    • Церковные песнопения: «Сарра, рождши Исаака, образ Иисусов, радость ми сотвори Господь, глаголаше; образованного Исааком рождшая и девствующая, паче радуйся, всепетая Мати Дево»; «Исаака рождение от безчадные матере поношение отъят и возвеличи славою: рождшееся от Тебе Свято первейшую славу принесе Тебе, Пречистая Дево и Мати».

  • Лествица, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба, которая в таинственном видении была показана Иакову по пути в Месопотамию, в Вефиле (Быт. 28,12). Ангелы на лествице восходят и нисходят, потому что в молитвах неусыпающая Богородица велит Ангелам, чтобы те вместе с Ней напрестанно помогали людям, чтобы восходя возносили к Богу молитвы молящихся, а нисходя приносили людям помощь и дарования.
    • Церковные песнопения: «Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде»; «Тебе мысленную и одушевленную лествицу, на ней же Бог наше утвердися, ею же к небеси обретохом восхождение, песньми, Богородице, величаем».
    • Церковь называет Богородицу «лествицею, возвысившею всех от земли благодатью, — лествицею небесною, ею же сниде Бог».
    • прп. Иоанн Дамаскин: «Господь соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е. Дева, утверждена на земле, потому что Она родилась на земле; глава Ее касалась неба, потому что глава Ее был Бог и Отец».

  • Купина горевшая но не сгоравшая, которая явилась Боговидцу Моисею. Купина, объятая огнем, оставалась невредимой: так и Дева, по рождестве Спасителя не утратила Своего девства. Святая Церковь именует Богоматерь «неопалимой купиной», а икона Неопалимой Купины изображает Ее окруженною огненным сиянием.
    • «Образ чистого рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная»; «Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси».
    • Свт. Григорий Нисский: «что там (т.е. в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы: как там купина горит и не сгорает, так и здесь (т.е. в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна».

Евреи, изведенные из Египта всесильной десницей Божией, в своем странствовании к земле обетованной были предводимы не столько Моисеем, сколько Богом. Он присутствовал в облачном столпе, который осенял их днем и освещал ночью. Этот столп предъизображал Пресвятую Деву. Проявив нам телесно Христа — Солнце Правды — и излив на весь мир дождь Его благодати, Она сделалась «облаком всесветлым, верныя непрестанно осеняющим», «светоносным облаком, в оньже всех Владыка сниде и воплотися нас ради». Рассеяв мрак неверия и распространив свет истинного Богопознания, она явилась «огненным столпом, наставляющим сущия во тьме», вводящим в высшую жизнь человечество. Как «покров миру, ширший облака» Она покрывает и защищает верующих Своим милосердым заступлением от всех бед и напастей. Ходатайствуя обо всех новозаветных чадах Своих, Она старается всех привести в Царство Сына Своего и Господа: «световидный облак, предводящий новых людей к земле обетования, во истину Богоблагодатная явилась еси, и врата вводящая к жизни». «Не отчаяваим Божия милосердия, — говорит св.Димитрий Ростовский, — се бо имамы в пути жизни нашей премилостивую Одигитрию (Путеводительницу), милосердную наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам от Бога, аки столп Израильтянам, к обетованной земле ведущий. Есть бо Она столп огнеоблачный, якоже вещает к Ней в акафисте Церковь. Огонь есть не вещественный, но божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к разуму божественному всех наставляющая. Облак есть, яко носившая Бога и изливающая нам дождь Божией милости и благодати. Столп есть, яко утверждающая ратующую на земле Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая».

Далее скажем вместе со Св.Церковью: «в Чермном море неискусобрачной Невесты образ написася иногда; там Моисей разделитель воды: здесь же Гавриил служитель чудес; тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева; море, по прошествии Израилеве, пребысть непроходно: Непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна». Чермное море, пропустив по сухому дну израильтян, сомкнуло воды свои и потопило полчище фараона, естремившееся за народом Божиим; и Пресвятая Дева именуется «морем, потопившим фараона мысленного». Через рождение Господа Она явилась для сатаны и всей силы его морем погибели, а для верующих во Христа, этих истинных израильтян, странствующих к Небесному Отечеству — морем спасения.

Странствуя к земле обетованной по безводной пустыне, евреи ощутили недостаток в воде; Моисей, по воле Божией, ударил жезлом в камень горы Хорив — и вода истекла оттуда в изобильном количестве. Пресвятая Богородица есть «камень напоивший жаждущих жизни», «премудрости, Пречистая, Тя сокровище вемы, — воспевает Св.Церковь, — и благодати точащую источник приснотекущий разума». От Пресвятой Девы, чрез рождение от Нее Господа Иисуса Христа, Которого св.Апостол Павел разумеет под камнем Хоривским (1 Кор. 10,4), истекла вода благодати, могущая утолить жажду жизни вечной.

Местом особенного присутствия Божия в Ветхом Завете были — сначала скиния Моисеева, потом храм Соломонов. Здесь Господь как бы вселялся между людьми, принимал молитвы Своего народа и давал откровения избранным мужам. Как только скиния Моисеева и храм Соломонов были освящены, слава Господня наполнила их. Пресвятая Дева, как одушевленный храм Божий, называется «местом освящения славы», «пространным селением Слова», «Бога невместимого вместилищем, селением преславным Сущего на серафимех».

Скиния и храм служили прообразами Девы Богородицы. «Исполнися вопиющего пророчество, глаголет бо: восставлю скинию падшую священного Давида, в Тебе, Чистая, преобразившуюся». «Храм Тя чист и пренепорочен, Приснодево Богородице, — поет Св.Церковь, — Вседетель обрате едину яв от века». «Иже от конец гор святых всех, храм Богу бывши, якоже прежде Пророк рече, Христу чист покажи мя храм, Владычице». Богородица поистине «Божественная сень Слова, чистотою Ангелы превосшедшая», в которую «единый херувимским существам неприступный и страшный ангельским чинам вселися и нас обнови». Когда храм Соломонов был разрушен и богатства его расхищены, то на месте его, по возвращении евреев из плена Вавилонского, был выстроен второй храм. Хотя этот храм во многом уступал первому, так что евреи не могли удержаться от слез при взгляде на него, но второй храм, на самом деле, сделался славнее Соломонова, потому что в нем явилось одушевленное селение Божией славы.

Как скиния и храм служили прообразами Божией Матери, так предъизображали Ее, по учению Св.Церкви и Св.Отцов, разные священные принадлежности ветхозаветного богослужения. «Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя — кивот и трапезу, и свещник, и стамну (золотой сосуд с манной), образне назнаменуя воплощение, еже из Тебе, Вышнего Мати Дево». «Преславно прообразоваше, Чистая, закон Тя скинию и божественную стамну, странен (чудный) кивот, и катапетасму (завесу), и жезл, храм неразрушимый, и дверь Божию». «Радуйся свещниче светлый, — поет Св.Церковь Богородице, — радуйся ручко (сосуд), в ней же манна; радуйся жезл Ааронове; радуйся Божественнае трапезо». «Во истину Тя, яко светел свещник невещественного Света, кадильницу златую Божественного угля, во Святая святых всели, ручку и жезл, скрижаль Богописанную, ковчег святый, трапезу Слова жизни, Дево, рождество Твое».

Рассмотрим частнее эти прообразы. Важнейшим местом скинии и храма было Святая святых, где находился Ковчег Завета. Оно было доступно одному первосвященнику и только один раз в год, когда он в день очищения входил сюда для кропления жертвенной кровью. Святое святых служило образом Божией Матери, вместившей воплощенное Слово Божие. Но сколько жертва, принесенная Богу Господом, была несравненно превосходнее ветхозаветных жертв и сколько Сам Господь выше первосвященников Израильских, столько и Пречистая Дева выше и превосходнее Святого святых. «Радуйся, Святая святых большая».

Во внутреннем отделении скинии и храма — Святое святых, стоял Ковчег Завета — ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе самые священные предметы. Этот кивот уподобляется Божией Матери, вместившей не скрижали Закона, а Самого Законодателя. «Ковчег, Божественным Духом позлащенный, Пречистая показася; не скрижали носяще закона, но Христа Господа, Его же закон и пророцы древле предвозвестиша». Одушевленный ковчег Божий был «позлащен Духом», — иначе сказать: Пресвятая Дева была украшена всеми духовными дарами. И как к древнему кивоту невозможно было касаться не освященною и дерзновенною рукою, так и новозаветный кивот Божий огражден силою Божией от всяких подобных попыток; «яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных». Во втором храме не было кивота Божия: вместо него в этом храме вскоре явилась Сама Пресвятая Дева.

Ковчег Завета сверху был накрыт «очистилищем» — золотою крышкою, над которой распростирали свои крылья два Херувима, изваянные также из золота. Это очистилище собственно и было в Ветхом Завете местом, где вездесущий Бог обнаруживал особенное Свое присутствие, открывал Свою волю и принимал молитвы Своего народа. Пресвятая Дева, по учению Св.Церкви, есть «теплое очистилище», «очистилище миру», «всего мира очищение». Чрез Нее пришел на землю Единородный Сын Божий для того, чтобы оправдать пред Богом всех верующих в Него, не иудеев только, но и язычников.

В Ковчеге Завета, по Божиему повелению, в память будущим родам, был положен чудесно прозябший и процветший жезл Ааронов. Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от безплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл: «произрастение сухого жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеова, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший Таинственный Цвет — Христа, всех Зиждителя». Еще более чудно, чем прозябение Ааронова жезла, было рождение от Пресвятой Девы Господа: «прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий Чистое Божественное Рождество, яко безсеменно зачнеши и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, Младенца питающи всех Бога». Приснодева, поистине есть «тайный жезл, цвет неувядаемый процветший» и по Своей чистоте и непорочности, — Сама «цвет нетления», «неувядаемый», «отрасли неувядаемые розга (ветвь)».

Кроме Ааронова жезла в Ковчеге Завета стояла стамна — золотой сосуд наполненный манною — небесным хлебом, которым Господь питал Израильский народ в безплодной пустыне. Св.Церковь видит в этой стамне образ Божией Матери: «манноприемная ручка (сосуд) Тя, Богородице, иногда прообрази; Христа бо носила еси, манну разума одождившего всем чтущим Тя», «Радуйся, стамно, манну носящая, услаждающая всез благочестивых чувства», «златокованная стамно, из нее же истече миро животворное верным». В этом сосуде вмещалась «манна жизни» — Христос — сшедший с неба хлеб жизни и безсмертия, насыщающий и услаждающий души верных.

За второй завесой скинии, по свидетельству Апостола Павла (Евр. 9,4), находилась золотая кадильница для воскурения фимиама пред Господом. Новый образ Пресвятой Девы! «Златая кадильнице была еси, огнь бо во утробе Твоей вселися, Слово от Духа Свята». «Радуйся, кадильница, золотой сосуд, — говорит св.Иоанн Дамаскин, — Ты носишь в Себе Божественный угль и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление». Божественный угль этой кадильницы есть Сам Господь, как поет Св.Церковь: «угль проявлейся — Солнце из девственной утробы возсия во тьме заблудшим». Возношение кадильного фимиама, по мысли Св.Писания, означает возношение молитвы к престолу Божию. И в этом отношении Пресвятая Дева есть «кадило благовонное», «приятное молитвы кадило», потому что Она самая усердная и надежная наша Молитвенница и Заступница пред Богом.

В святилище скинии и храма стоял устроенный из золота светильник с семью лампадами, наполненными чистым елеем и постоянно горевшими. Пресвятая Богородица — седмисвещный светильник, украшенный всеми дарами Духа Святого: «Светозарный Тя свещник предвообрази, приемшую несказанно Свет неприступный, разумом Свет озаряюще всякая», «Седмосветлый Тя свещник, огнь Богоразумия носяще, Отроковице, пророк издревле провиде, светяще во тме неведения бедствующим», «Закона свещник прообразоваше Тя рождшую Свет просветившего, Пречистая всяческа», «Светоприемную свещу сущим во тме явльшуюся зрим Святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся». «Радуйся, — взывает Божией Матери св.Иоанн Дамаскин, — радуйся, светильник золотой и твердый сосуд девства: светильнею этого светильника служит благодать Духа, а елеем святое тело, заимствованное из чистой плоти: отсюда происходит Невечерний Свет — Христос, осиявший вечной жизнью сидящих во тьме и сени смертной».

В том же отделении скинии и храма находилась трапеза, сделанная из негниющего дерева и обложенная золотом, на которой полагаемы были в жертву Богу 12 хлебов. «Радуйся, Божественная трапеза! — воспевает Пречистой Деве Св.Церковь, — Яко трапеза хлеб вмещаеши тайный, от него же ядше нектому алчем, Всепетая». От Нее мы имеем Хлеб сшедший с Небес — Христа, питающий нас для жизни вечной. Поэтому Она называется еще «одушевленной трапезой, хлеб животный вмещшею». Во дворе скинии, между жертвенным алтарем и самою скинией, находилась медная умывальница, в которой омывались жрецы пред началом своего служения. Пречистая Дева есть «баня, омывающая совесть».

В скинии и храме израильтяне приносили жертвы Богу, и между прочим, животных разного рода, но с непременным условием — не имеющих какого-либо недостатка, непорочных и чистых. В частности, юница (телица) приносилась в жертву спасения и мира. «Радуйся, — взывает Св.Церковь Пресвятой Деве, — юница, Юнца рождшая непорочного; агнице, рождшая Божия Агнца, вземлющего мира всего прегрешения».

Ханаанская земля, обетованная израильскому народу еще в лице праведных патриархов его и занятая им после сорокалетнего странствования, была в древнее время чрезвычайно плодоносна: она, по живописному выражению Св.Писания, «кипела млеком и медом». Пресвятая Дева, произрастившая нам «хлеб животный» — Христа, есть для нас истинная земля обетованная. «Радуйся, — возглашает Ей Св.Церковь, — земля обетования, из нее же течет мед и млеко».

Вступив в обетованную землю, израильтяне разделили ее между двенадцатью коленами и из 48 городов, предоставленных колену Левиину, шесть назначили для убежища неумышленным убийцам: там эти несчастные, достойные более сожаления, чем наказания, были безопасны от всех поисков, и не прежде, как по смерти первосвященника, они могли возвратиться на первоначальное место своего жительства. Пресвятая Дева есть для верующих душ «спасения град», «пристанище», «хранилище, ограждение, утверждение и священное прибежище».

Гедеон, пятый судья израильского народа, выслушав от Ангела волю Божию — идти и избавить отечество от власти мадиамлян, пожелал получить знамение в удостоверение того, что на это дело есть благословение Божие. Избранное им самим знамение было такое: на руно (шкура овцы), положенное им на гумне, ночью сошла обильная роса, тогда как вся земля вокруг была суха; в другую же ночь земля была омочена росою, а лежавшее на гумне руно осталось совершенно сухим. Все обстоятельства этого чудного события имеют отношение к лицу Пресвятой Богородицы: гумно, в таинственном смысле, знаменовало избранный народ Божий; руно — Пречистая Дева, по толкованию Св.Церкви: «Радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон предвиде». Руно было орошено росой и Пресвятая Дева была орошена небесным и божественным дождем, сошедшим на Нее. «Якоже на руно, дождь небесный, на Тя сшедший, подъяла еси, Всечистая». «Яко на руно во чрево Девы сшел еси дождь, Христе». Одушевленное руно — Дева была орошена благодатью Божией, тогда как, в то же время, язычники и сами израильтяне были духовно сухими — от зноя суеверия и неверия. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росой, так и Дева, по рождестве Господа не потерпела изменения, между тем как земля увлажнилась росой истинной веры. «Якоже на руно сниде без шума с небесе, Дево, дождь в ложесна Твоя Божественный, и спасе все иссохшее человеческое естество, Пречистая».

Премудрый царь Соломон, устроив в своем доме судную палату, поставил в ней великолепный престол, сделанный из слоновой кости и золота: такого не было, замечает св.писатель, еще нигде, ни в каком другом царстве. «Радуйся, яко еси царево седалище», — говорит Св.Церковь Пречистой Деве. Вместив первообраз Соломона — Господа Иисуса Христа, Она сделалась одушевленным престолом Царя Небесного. Седалище Соломона было возвышенно и седалище Господне — Пресвятая Дева Мария — превыше Херувимов и Серафимов, служащих престолом Царю славы. «Престол Тя Божиего Слова прославляем, Богородице, на немже яко человек Бог седе».

Три благочестивых отрока — Анания, Азария и Мисаил — были воспитанниками Даниила при дворе царя Вавилонского, а потом и соправителями его.

Однажды царь Навуходоносор воздвиг золотой истукан и повелел, чтобы все знатные люди царства его, по данному знаку, поклонились бездушному идолу. Три этих отрока не устрашились «зверской ярости», не поклонились твари вместо Творца и за такое преслушание были ввержены в раскаленную пещь (печь), но силою Божией сохранены невредимыми. Ангел великого совета Божиего — Господь Иисус Христос, снисшедши в пещь, преложил пламень в росу и тем предъизобразил чудное рождение Свое от Пресвятой Девы Марии. «Благословите отроцы, Троицы равночисленнии, Содетеля Отца Бога, пойте снисшедшее Слово и огнь в росу претворшее», — поет Св.Церковь. Неопалением отроков в Вавилонской пещи, прежде всего, предуказано неопаление Пресвятой Богородицы от огня Божества: «Росоносная пещь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет принятых юношей, как и огнь Божества утробы Девы». Потом невредимость юношей в огне, по понятию Св.Церкви, означает приснодевство Богоматери: «Чуда преестественного показа образ огнеросная пещь древле: огнь бо не опали юные дети, Христово являя безсеменно от Девы божественное рождество». «ветхозаветные юноши, объятые огнем неопально, прообразуют утробу Отроковицы сверхъестественно рождающую, запечатленную». Наконец, Вавилонская пещь послужила для трех отроков орудием не истребления, а жизни и обновления: так чрез пресвятую Деву мир достиг своего обновления.

Прообраз приснодевства Божией Матери Св.Церковь находит в невредимом сохранении пророка Ионы в утробе кита: «Иону, (как) младенца из чрева, морской зверь изрыгнул, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и, принявши плоть, прошло, сохранив (Ее) нетленной».

Но все эти прообразования, предначертывавшие, по изволению Божиему, уму и чувству ветхозаветных чад будущее величие Приснодевы Богоматери, далеко уступают самому первообразу. «Закона и ковчега честнейшую Тя воспеваем, Богородице Марие!» «Паче скинии Моисеевы всю Тя Бог освяти, Богородице!»

Святой Иоанн Дамаскин так изъясняет отношение ветхозаветных предъизображений к лицу Пресвятой Девы: «там слово Божие на каменных досках начертало закон Духом, как бы перстом Своим; а здесь само Слово Божие воплотилось от Духа Святого и девственных кровей… Там манна; здесь услаждающий манну… Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного всякого рода вещества, и прежде нее бывшая скиния праотца Авраама, — да поклонится одушевленной и умной Скинии Божией!

Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный отовсюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее!

Все это потому только важно было, что прообразовало Скинию духовную, так как тень истинного первообраза».

См. также

Использованные материалы

  • Валентин, прот., Земная жизнь Пресвятой Богородицы. С изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ее. На основании Священного Писания, свидетельств Святых Отцев и церковных преданий:
  • Пресвятая Богородица: Жизнь. Предания. Память, М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000, 5, 8, 9, 160-163, 166.
  • Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон Энциклопедический словарь.



[1]  Если не помечено иначе, данные этого раздела почерпнуты из Валентин, прот., Земная жизнь Пресвятой Богородицы. С изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ее. На основании Священного Писания, свидетельств Святых Отцев и церковных преданий, гл. "Прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете", http://dearfriend.narod.ru/books/mariam/02.html

[2]  т.е. невозделанная явно

[3]  т.е. многоплодие

Редакция текста от: 21.07.2015 04:07:58

"БОГОРОДИЦА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google