АНГЕЛЫ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

А́нгелы (греч. ἄγγελος - вестник) - созданные Богом по образу Божию [1] духовные существа, более совершенные, чем люди, которым они возвещают волю Божию.

Из Священного Писания и предания известно, что они владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волею, умом и могуществом, и занимающие высшую степень в ряду творения.

Библия об ангелах:

Ангелы одарены свободной волей; согрешившие делаются злыми духами. Это ангелы, по слову ап. Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд 1:6). См. диавол, сатана, бесы.

Ангельская иерархия

По "Небесной Иерархии" Дионисия Ареопагита Ангелы подразделяются на три лика:

  • Высшая иерархия
    • Серафимы ("огненные") - пламенеют любовью к Богу и горят ею
    • Херувимы - излияние премудрости, просвещения. Через них посылается истинное Богопознание
    • Престолы - носящие Бога, служат правосудию Божию
  • Средняя иерархия
    • Господства - наставляют властителей мудрому управлению, учат господствовать над своей волей
    • Силы - исполняют волю Божию. Творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворений и прозорливости святым
    • Власти - укрощают силу дьявола, ограждают людей от бесовских искушений
  • Низшая иерархия
    • Начала - начальствуют над ангелами, направляя их исполнению Божьей воли. Им поручено управление вселенной, охранять страны, народы племена
    • Архангелы - благовестники, открывают тайны, укрепляют веру
    • Ангелы - особенно близки к людям, охраняют верующих, удерживают от падений

Ангелы народов

В Пятой книге Моисея - Второзаконии говорится в греко-славянском чтении: "Егда́ разделя́ше Вышний язы́ки, яко разсе́я сы́ны Адамовы, постави пределы язы́ков по числу ангел Божиих" (Втор. 32, 8). В еврейско-русском чтении это место звучит иначе: "Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых".

Существует мнение, что первое прочтение этого стиха правильнее. При этом ссылаются на Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова, где говорится: "Кому́ждо язы́ку устроил вожда́, и часть Господня Израиль есть" (Сир. 17, 14, 15). Так считали некоторые отцы и учители христианской церкви, например Ориген, Киприан, Златоуст и др. Вероятно, нынешнее еврейское чтение "бене-израель" поставлено вместо древнего, правильного "бене-эль".

Смысл приведенного из Второзакония стиха такой: Бог во время смешения язы́ков и рассеяния народов отдал все народы под покровительство особых Ангелов-хранителей, а еврейский народ взял под Свое непосредственное попечение, как часть и удел Свой.

Литература

Использованные материалы



[1]  О том что ангелы созданы по образу Божию учат св. Дионисий Ареопагит (кн. О Бож. именах, гл. 4), св. Кирилл Александрийский, прп. Иоанн Дамаскин (Точное изл. правосл. веры, кн. 2, гл. 3), свт. Марк Ефесский ("Отвѣтъ царю Іоанну Палеологу на его недоумѣнія, касательно нравственной немощи человѣка", опубл. в Странникъ, СПб., 1872, т. III, 32-50) и другие. См. Макария Догм. богословие, т. 1, 393.

Редакция текста от: 19.01.2014 16:23:46

"АНГЕЛЫ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google