ААРОН ПЕРВОСВЯЩЕННИК

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Аарон Первосвященник
Аарон Первосвященник
Аарон (евр. אַהֲרֹן‎‏‎‎, Ахарон, греч. Ἀαρών; 1574 - 1451 до н.э.), первый ветхозаветный первосвященник, праведный

Память 20 июля, 12 марта (Греч. [1]) и в Неделю святых праотец

Родился в 1574 г. до н.э. [2] в Египте, сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина (Исх. 6:20; Чис. 26:59). Он был моложе своей сестры Мариам и на три года старше брата Моисея (Исх. 7:7).

По архимандриту Никофору, его имя означает "высокий, гора, гора света, учитель, просвещённый" [3]. По Библейской энциклопедии Брокгауза, значение имени точно не установлено, возможно, соответствует египетскому "великое имя".

Аарон взял себе в жёны Елисавету, дочь Аминадава и сестру Наассона из колена Иуды (Чис. 1:7), и имел от неё четырех сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23).

В 1491 г. до н.э. Аарон был призван Богом в помощники своему брату Моисею. По причине косноязычия Моисея Аарон должен был говорить за него перед народом и египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. 4:16, Исх. 7:1).

Братья встречаются в пустыне (Исх. 4:27), выступают перед старейшинами еврейского народа (ст. 28-31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трёх казнях египетских Аарон действует жезлом (Исх. 7:9,19; Исх. 8:5,17), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божие позволение на исход из Египта (Исх. 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх. 17:12). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх. 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх. 24:1,9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14).

Прав. Аарон. Фреска (1546 г.) в храме свт. Николая, монастырь Ставроникита, Афон
Прав. Аарон. Фреска (1546 г.) в храме свт. Николая, монастырь Ставроникита, Афон
В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей во священники (Исх 28; Исх 29). Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх. 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение - всё это устанавливается Самим Богом (Чис. 4:18).

В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние тельца. Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор. 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа (Лев 8). По архимандриту Никифору, это произошло в 1490 г. до н.э.

В день посвящения старшие сыновья Аарона Надав и Авиуд "принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им"; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев. 10:1 и далее). О том, сколь строго Бог относится к священническому служению, свидетельствует не только их внезапная смерть, но и то, что Аарон как первосвященник не смел выражать своё личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (ст. 6). Наказуя, Бог остаётся верен Своему слову: "в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь" (ст. 3).

На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариам выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за "жену Ефиоплянку" и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариам, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за неё перед Моисеем, и благодаря молитве последнего ей даруется исцеление (Чис 12).

Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертв воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвёл (Чис 16; Чис 17). В дальнейшем этот жезл был помещён в ковчег завета (Евр. 9:4).

В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20). Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них Елеазара, который занимает место своего отца.

Прав. Аарон. Фрагмент русской иконы (1502 г.) из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Прав. Аарон. Фрагмент русской иконы (1502 г.) из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Скончался Аарон в 1451 г. до н.э., 123-х лет от роду, на горе Ор в пустыне (Чис. 33:39). В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. 10:6), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. 20:29).

В книге Псалмов он называется святым Господним (Пс. 105:16). В Евр 7-9 подчёркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством "по чину Мелхиседека" (Евр. 5:6; Евр. 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как "сыновей Аарона". "Сыны Садока", служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона. Звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

По учению апостола Павла (Евр. 5:4-6), Аарон как первосвященник Израиля был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.

Использованные материалы

  • Никифор (Бажанов), архим. Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание. - М.: Терра, 1990, с. 7-8
  • "Богословско-литургический словарь", приложение к Настольной книге священнослужителя:
  • Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза



[1]  "Ὁ Ἅγιος Ἀαρών", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2910/sxsaintinfo.aspx.

[2]  Архим. Никифор: "По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р.Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г., и смерть в 1451 г."

[3]  Весьма употребительна на Востоке форма этого имени "Гарун".

Редакция текста от: 02.08.2016 12:19:51

"ААРОН ПЕРВОСВЯЩЕННИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google