Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ)

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский
Иннокентий (Борисов) (1800-1857), архиепископ Херсонский и Таврический, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время «Русским Златоустым», святитель.

Память 25 мая

В миру Борисов Иоанн Алексеевич, родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.

Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и, как один из лучших ее выпускников, был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.

В Санкт-Петербургских духовных школах

В 1823 году Иоанн Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же по выпуске, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца - еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища. 10 декабря того же года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а затем, 29 декабря, - во иеромонаха.

10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии. За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстра-ординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро. 16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Отец Иннокентий вскоре затмил своими лекциями, которые он обыкновенно проеподавал наизусть, всех профессоров академии. Он читал отличительное затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов. За 6-летний период службы в С-Петербургской академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление. Он в это время прославился и как отличный духовный проповедник. Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей.

Кроме преподавательской деятельности архимандрит Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии духовных училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения историко-богословского характера 3 сентября 1829 года профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень - доктора богословия.

В свое время отец Иннокентий ввел в России новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. Им введены были новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. "Новаторство" его в богословии многими было встречено враждебно; одно время он слыл "неологом"; было даже возбуждено "секретное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием.

В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Со студентами академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному — составляло тогда для ректора всю его главную заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.

Особую славу отца Иннокентия составил необыкновенный проповеднический талант. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым))». Проповеднический талант владыки Иннокентия развился на изучении святителя Иоанна Златоуста, а также Боссюэ, Массильона и других знаменитостей Запада тех лет. При этом, как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам.

Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях. При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены.

Ректор Киевской духовной академии

27 августа 1830 года архимандрит Иннокентий был переведен в Киевскую духовную академию на должность ректора и профессора богословия. Период ректорства архимандрита Иннокентия был периодом подъема Киевской академии. Он совершенствовал учебный процесс, тщательно подбирал преподавательский состав, улучшал материальное и бытовое положение воспитанников академии. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке. Он умел угадывать таланты и всегда старался развивать их и поощрять. Со всеми студентами он всегда обходился ласково, вежливо и благородно, к недостаткам и проступкам их был снисходителен. В нем мудро сочетались строгость и благость. Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд.

К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия.

3 октября [1] 1836 года в Санкт-Петербурге в Казанском соборе архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской академии. В связи с занятостью делами епархиального управления преосвященный Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия.

В это время епископ Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением "Догматического сборника", который явился настоящим памятником Православной веры, характеризуя ее в течение всех столетий от возникновения Православной Церкви, а также богатым духовным учебным пособием для студентов.

Также, в Киеве им был основан еженедельник, "Воскресное Чтение", в котором он помещал, главным образом, свои работы.

Епископ Вологодский

1 марта 1840 года последовало назначение владыки Иннокентия епископом Вологодским, где он прослужил менее года. Но и за это короткое время он успел обратить заботливое внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление архиерейского дома и соборного храма, успел заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода.

Владыка Харьковский

31 декабря 1840 года преосвященный Иннокентий был переведен в Харьковскую епархию, которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией, с исключительным благоразумием. Все боялись его, все говорили: "С этим Владыкою не шути!" Но вместе с тем все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвященный Иннокентий - Харьковский епископ.

Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери. Здесь он восстановил монастыри: Тотемский, Ахтырский, Святогорский.

В Харьковской епархии наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно-научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.:

"Он не только ходил и сидел с книгою, но и засыпал не с книгою только, а и на книгах. Помню однажды, позвал он меня к себе на самый верхний этаж, называемый антресолями, где были главные его библиотечные комнаты, большие три или четыре. Смотрю, лежит он на широком диване, а принимал он, царство ему божие, всех, но особенно людей к нему близких, очень просто, можно сказать, дружески или отечески. "А, здравствуйте, отец! - был его привет, - садитесь около меня". Со всею скромностью я ему отвечал: "негде, Вы сами Владыка, на книгах". Он улыбнулся и сказал: "Правда! Но сказать ли Вам - тут-то, вот в них-то и покой на. Я никогда так не засну сладко и никогда не сплю так мирно, как с книгою в руках и в головах, особенно меня вразумляет чтение Святого Евангелия, возвышают послания ап. Павла, услаждают послания ап. Иоанна Богослова, проникнутые и дышущие любовию, а когда какое-либо облако находит, помрачается светлость души, я обыкновенно читаю 14, 15, 16 и 17 главы Евангелия Иоанна Богослова, где описываются прощальная беседа Господа нашего Иисуса Христа с возлюбленными его учениками. Советую и Вам то же делать" - и прибавил - "читайте, читайте и Вы, отче, серьезные книги, ничем так не питается и не возвышает дух наш и не приводится в гармонию, как чтением серьезным! Признаюсь у меня есть в обыкновении, если мысли не в порядке - я тотчас беру книгу и чтением их упорядочиваю. От того у меня, как Вы видите, столько и везде книг разложено".

В харьковский период преосвященным были изданы отдельными книжками целый ряд его бесед. Тогда же он занимался составлением и изданием акафистов: Страстям Господним, Покрову Пресвятыя Богородицы, Живоносному гробу и других.

15 апреля 1845 года "за отличное управление Харьковской епархией" епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

Святитель Херсонский

1 апреля 1847 года он был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсоно-Таврическую.

Здесь его разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов. По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России, восстановил Георгиевский-Балаклавский монастырь. Желая сохранить развалины древнего Херсона, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время своего путешествия по Крыму владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников. В новой своей епархии архиепископ Иннокентий также заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии. Как и в иных местах его святительства, жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря.

В Херсонской епархии святителю Иннокентию пришлось также войти в соприкосновение с движением болгар за освобождение своей страны и за восстановление автокефалии своей Церкви, упраздненной в то время Церковью Константинопольской. Хотя многие в России в то время относились сочуственно к болгарам, ни император ни Святейший Синод не принимали идею восстановления полной независимости Болгарской Церкви. Святитель Иннокентий стал единственным гласным защитником права болгар на восстановление Патриаршества среди русской иерархии тех лет. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. В связи с этим надо заметить, что по близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, владыка Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия.

Крымский период архипастырской деятельности высокопреосвященного Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны: в 1853 году началась Крымская война. В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера - истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими замечательными проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах. Величие духа святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, где свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев.

За доблестное служение Церкви и отечеству в тяжелое для России время архиепископ Иннокентий был удостоен ряда государственных наград и поощрений.

Несмотря на такое напряженное и тревожное время, он не оставлял и литературной деятельности. Помимо издания двух томов слов и речей, он в это время составил еще несколько акафистов: Пресвятой Троице, Воскресению Христову, архангелу Михаилу и другие.

Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления.

В дороге он сильно заболел и вынужден был повернуть обратно в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем. До самого момента кончины он находился в полном сознании. День кончины, 26 мая 1857 года, застал его в Херсоне. Был праздник Святой Троицы, т. е. тот самый день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии. Архиепископ Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена. На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейниками несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: "Господи, какой день!" После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: "Скорее поднимите меня". И на руках келейников коленопреклоненный незаметно скончался.

Наследие, оценки и почитание

Главным образом святитель Иннокентий стал знаменит как проповедник. Его проповеди стали превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их была переведена на языки - французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский.

Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал.

Святитель Иннокентий был канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

Труды

  • Сочинения (полное собрание), 6 тт., СПБ, 1908:
    • т. I - 1) "Слова и беседы на Рождество Христово"; 2) "Слова и беседы на праздники Господни"; 3) "Слова и беседы на воскресные дни"
    • т. II - 1) "Слова и беседы на праздники Богородичные"; 2) "Слова и беседы на дни святых"; 3) "Слова при посещении паствы"; 4) "Поучения на крестные ходы"; 5) "Слова и речи к отдельным лицам"
    • т. III - 1) "Слова на высокоторжественные дни"; 2) "Слова и речи при избрании в общественные должности и при открытии общественных учреждений"; 3) "Слова надгробные"; 4) "Слова по случаю общественных бедствий"; 5) "Падение Адамово"; 6) "О грехе и его последствиях"; 7) "Беседы о смерти"; 8) "Мысли о бессмертии"; Заметки
    • т. IV - 1) "Великий пост"; 2) "Молитва святого Ефрема Сирина"; 3) "Первая Седмица Великого поста"; 4) "Страстная седмица"; 5) "Светлая седмица"
    • т. V [2] - 1) "Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа"; 2) "Жизнь апостола Павла"; 3) "Жизнь святителя Киприана"; 4) "Беседы о природе"; 5) Акафисты
    • т. VI - 1) "О религии вообще"; 2) "О человеке"; 3) "О последней судьбе человека и мира"
  • Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому, М., 1869.
  • Слова к пастве Вологодской, Вологда, 1860.
  • Слово по прочтении высоч. манифеста 14 марта 1848 г., СПБ.
  • Памятник веры - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; был отпечатан к концу жизни свт. Иннокентия
  • История соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях - подробный конспект.
  • Вертоград духовный - сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы).
  • Церковный архив - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа).
  • Памятник Унии.
  • Палинодий, изд. Захарии Копыстенского.
  • Подробный Богословский словарь.
  • История русской церкви в связи с историей церквей славянских.
  • "Не унывай" (стихотворение), Душеполезные Собеседования, 1905, 148-151.
  • История христианской церкви в Польше - две главы из этого сочинения напечатаны в Журнале Министерства Народного Просвещения.
  • О великих Господских и Богородичных праздниках, СПб.: Русская симфония, 2005.
  • Русский Златоуст: Жизнеописание, слова и проповеди святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского, Единецко-Бричанская епархия, 2005.

  • Главный материал для биографии свт. Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находился до революции в рукописях Императорской публичной библиотеки.

Литература

  • Погодин, М. П., Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического, М., 1867.
  • Буткевич, свящ., Иннокентий, архиепископ Херсонский, СПб., 1887.
  • Заведеев, П., История русского проповедничества, Тула, 1879, 210.
  • Барсов, Н. И., Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский, по новым материалам, 1884.
  • Барсов, Н. И., Материалы для биографии Иннокентия архиепископа Херсонского, 2 т., 1887.
  • Тузов, Каталог, 104-105.
  • Макарий, "Биографические записки об Иннокентии" в V томе Ученых зап. II отд. Акад. Наук, XXXVIII-IV.
  • Архангельский, Н., Иннокентий архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности, Казань, 1889.
  • Полимпсестов, И., Мои воспоминания, СПБ, 1888.
  • Нилус, Сергий, Служка Божией Матери и Серафимов.
  • Савва, архиепископ, Хроника моей жизни, Серг. Посад, 1902, т. IV, с. 67, пр. 1, 261, 801; 1904, т. V, с. 12, 58, 110-704.
  • Толстой, Ю., № 293.
  • Булгаков, 1397, 1403, 1416.
  • Строев, П.,10, 20, 489, 733, 966.
  • Родос, А., Слов. восп. СПБ Дух. Акад., 20.
  • Гатцук, Календарь на 1883 г., 131.
  • Денисов, 300, 788, 792, 794, 795, 796, 797, 888.
  • Списки архиереев, № 293.
  • Юбилейный сборник, 17, 96, 249-252.
  • Письма Филарета митрополита Московского к высочайшим особам, Тверь, 1888, ч. I, с. 128, пр. 1; ч. II, с. 36.
  • Историко-стат. описание Харьковской епархии, отд. I, М., 1812, 27.
  • Летопись Е. А., 826, 827.
  • Киево-Златоверх. Михаилов монастырь, Киев, 1889, 136.
  • "Афонская летопись", Душеполезные Собеседования, 1898, октябрь, 303, 304.
  • Труды К. Д. А., 1884, июнь, 258; август, 583, 593; сентябрь, 132; 1885, июнь, 314; июль, 472; август, 671; сентябрь, 156, 311; 1886, январь, 119; февраль, 261; апрель, 603; май, 142; август, 640; сентябрь, 178; октябрь, 32; ноябрь, 542; декабрь, 732; 1888, ноябрь, 118-127; 1889, август, 632-646.
  • Изв. Казанской епархии, 1887, № 17, 429; 1907, № 24, 721-722 п/стр.; 1903, № 3, 21; № 9, 652 п/стр.
  • Самарские епархиальные ведомости, 1886, № 11, 226; № 12, 250; 1901, № 2, 99.
  • Православное Обозрение, 1888, май, июнь, 498, 499.
  • Миссионерское Обозрение, 1901, 146.
  • Странник, 1887, май, 3; 1888, сентябрь, 113.
  • Христианское Чтение, 1872, июнь, 183-229; 1884, январь-февраль, 188-220; март, апрель, 489; июль-август, 99-161; 1885, май-июнь, 732-740, 798.
  • Исторический Вестник, 1884, февраль, 336, 342; ноябрь, 454; 1885, май, 3, 75; декабрь, 35; 1888, январь, 1; март, 726; ноябрь, 10; 1890, август, 408; 1895, февраль, 650; 1900, июнь, 795.
  • Русская Старина, 1874, январь, 137, 138; 1876, октябрь, 309; 1878, февраль, 203 п/стр. 203; апрель, 547-549 п/стр. 552, 562; ноябрь, 373-376 п/стр., 396, 367-398; 1879, апрель, 651-708, 795; май, 189-204; июнь, 367-370; сентябрь, 137-150, 161, 350; 1880, январь, 112, 123, 126; февраль, 434; июнь, 225; ноябрь, 789; сентябрь, 215; 1881, июнь, 204, 205, 318; апрель, 781, 791, 794; октябрь, 346; ноябрь, 575-581; 1882, апрель, 187; 1883, июнь, 671, 673; июль, 191-194; 1886, январь, 183, 184; 1887, апрель, 139 п/стр. 1; 1910, июль, 86.
  • Православное Обозрение, 1871, т. 3, I-XII, 614; 1872, т. 1, I-VI, 262.
  • Церковный Вестник, 1891, № 25, 392; 1908, № 31, 970.
  • Душеполезное Чтение, 1900, ч. 3, 4, 6, 607-623.
  • Воскресный день, 1900, № 52, 618.
  • ЖМП, 1945, № 4, 70; 1957, № 4, 61-67; 1958, № 2, 38; № 4, 29-31; № 9, 52, 54; 1959, № 4, 61, № 11, 39.
  • ЖПБ, т. доп. II, 364-403, 1908, май, 241-257.
  • Приб. к Ц. В., 1889, № 17, 464 прим.; 1897, № 8, 299; 1900, № 31, 1223-1236; № 52, 2167-2173; № 50, 2072-2076; 1903, № 37, 1421.
  • Православный собеседник, 1874, январь, 119; 1885, февраль, 201-214; 1897, июль, 6-13; 1898, май, 192; 1899, февраль, 334; апрель, 425-442; май, 701; 1902, сентябрь, 125, 312; 1913, апрель, 184.
  • Русский Паломник, 1900, № 50, 842-844; 862-866.
  • Русский Инок, 1911, февраль, вып. 4, 65; сентябрь вып. 41-42, 24; 1912, вып. 49, 46-51.
  • Русский Архив, 1871, № 7 и N, 1136, 1307; 1887, кн. 3-я, 245, 246, 249, 282 п/стр. 2, 287, 362, 369, 374, 381 ("Филарет архиепископ Черниговский"); 1888, кн. 2-я, 365 ("Из записок сенатора К. Н. Лебедева" 1854); кн. 3-я, 592-597 ("Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским"); 1889, кн. 1-я, 149, 521 ("Из записок сенаторая К. Лебедва"); кн. 3-я, 425 ("Из бумаги Н. П. Гилярова-Платонова"); 1893, кн. 1-я, 144 п/стр. 1, 216 п-с. 2, ("Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву"); кн. 2-я, 177-182 ("Несколько слов о преосвященном Иннокентии Херсонском"); 1895, кн. 2-я, № 6, 178; № 7, 277-278; 1897, кн. 2-я, 176, 596 ("Записки графа М. Д. Бутурлина"); 1898, кн. 1-я, 303-304 ("Два письма архимандрита Виталия к архимандриту Филадельфу Пузыне"); кн. 2-я стр. 116, 117, 121 ("Граф Остен-Сакен - его письма"); 1899, кн. 1-я, 662 ("Воспоминания Н. Д. Богатинова"); 1900, кн. 1-я, № 1, 25; 1903, кн. 1-я, № 2, 220, 246; № 3, 372; кн. 3-я, 91 ("Дневник И. М. Снегирева"); 1904, кн. 2-я, № 5, 50; 1912, № 7, 444.
  • БЭЛ, т. III, 713; т. V, 954; т. Х, 619.
  • БЭС, т. I, 241, 944, 945; т. II, 2271, 2275.
  • БЭЮ, т. Х, 723; т. XI, 162.
  • Н. Д., 17, 48, 71, 74.
  • РБС, т. VIII, 110-115.

Использованные материалы



[1]  Так по http://www.pravoslavie.ru/archiv/archiereology10.htm. Согласно http://days.pravoslavie.ru/Life/life4817.htm - 21 ноября

[2]  Первый три опубликованных в этом томе труда положили начло ученой известности владыки Иннокентия. Однако, первое было признано чересчур "либеральным" и в течение 30 лет не могло быть переиздано.

Редакция текста от: 29.01.2009 20:01:06
Последняя подтвержденная редакция: 19.07.2024 17:32:09

"ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google