Праматерь Рахиль. Фреска Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, нач. XVI в. |
Память в Неделю святых праотец
- Гробница Рахили на карте: Яндекс.Карта, Google-карта
В первый раз ее имя встречается в священной истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии (Быт 29:6). Рахиль была "красива станом и красива лицом" (Быт 29:17).
Иаков полюбил Рахиль и служил Лавану семь лет, чтобы жениться на ней. Однако Лаван обманул Иакова и выдал сперва за него свою старшую дочь Лию, а за Рахиль Иакову пришлось служить еще семь лет.
Иаков и Рахиль, гравюра Гюстава Доре |
При отбытии Иакова из Месопотамии, Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, вероятно вследствие какого-либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска, скрыв их под седлом верблюда и сказав, что не может встать с него по причине обыкновенного женского (Быт 31:19-35).
Рахиль умерла на пути из Вефиля от родов сына, названного Вениамином, "и погребена на дороге в Ефрафу, т.е. Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня" (Быт 35:18-19).
Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руфь 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль, как праматерь израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, - дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).
Гробница Рахили
Гробница Рахили |
Могила Рахили у Вифлеема упоминается у раннехристианских писателей: Евсевия Кесарийского, блж. Иеронима Стридонского и др.
Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 г. описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахили.
Еврейские путешественники, начиная с испанского раввина Вениамина Тудельского (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них - большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.
В XIII в. купол и столбы были разрушены, а в XV в. восстановлены. Мешулам из Вельтра, побывавший в Израиле в 1481 г. вновь сообщает о надгробии, окруженном четырьмя столбами и о куполе над ними.
В XVI веке помимо основного купола были добавлены два второстепенных, а отдельные камни были соединены в единый монумент.
В 1621–22 гг. мусульманский правитель Иерусалима разрешил евреям построить стены вокруг четырёх столбов, окружающих гробницу и она превратилась в закрытое помещение.
В XVIII-XIX вв. возле гробницы Рахили бедуины начали хоронить своих умерших и, постепенно, вокруг гробницы образовалось мусульманское кладбище.
В 1839 г. гробницу Рахили посетил известный еврейский меценат Мозес Монтефиоре и его жена. Они решили выделить деньги на ремонт и расширение старого здания. Разрешение на строительство было получено у турецкого султана. К помещению XVII в. была добавлена комната, право пользования которой было разделено по часам между евреями и мусульманами. Помещение, построенное Монтефиоре, сохранилось до наших дней.
Архим. Никифор (Бажанов) (+ 1895) сообщает, что "и доселе еще к ней /гробнице Рахили/ относятся с большим благоговением как иудеи, так и мусульмане. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности".
После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма.
В начале XXI в. здание было обнесено высоким бетонным забором, необходимым для безопасности посетителей и их защиты от враждебно настроенных арабских жителей прилегающих территорий.
Внутри здания действует синагога.
В 2010 году ЮНЕСКО в своем официальном реестре памятников истории и культуры переименовало могилу праматери Рахили в мечеть "Билаля аль-Раббаха", на что Министерство иностранных дел Израиля выразило протест и заявило о намерении прекратить сотрудничество с ЮНЕСКО [1].
Использованные материалы
- Рахиль // Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
- Рахиль // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза
- Рахиль // Электронная еврейская энциклопедия
- Гробница Рахили // Сайт "Путеводитель по Израилю"
[1] "Израиль оспаривает решение ЮНЕСКО о внесении могилы праматери Рахили в список памятников под наименованием мечети" - http://www.sedmitza.ru/text/1635003.html