Еп. Михаил (Богданов) |
В миру Богданов Михаил Александрович, родился 6 ноября 1867 года в Рязанской епархии, в семье священника.
В 1888 году окончил Казанскую духовную семинарию и назначен псаломщиком, а 22 ноября 1892 года рукоположен во священника.
В 1900 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен законоучителем Порецкой учительской семинарии.
В 1902 году был пострижен в монашество и назначен инспектором Харьковской духовной семинарии, а в 1905 году был возведен в сан архимандрита и сделался ректором Казанской семинарии.
В 1906 году получил степень магистра богословия.
30 августа 1907 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Чин хиротонии совершали: архиепископ Казанский Димитрий, епископ Нижегородский Назарий и другие.
Вскоре владыка был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии, во внимание к его ученым занятиям по изучению Священного Писания Нового Завета – его книга «Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Опыт экзегетического исследования XVII и XVIII глав Евангелия Матфея» была рекомендована для изучения в учебных заведениях России, – и его архипастырской деятельности в Казани.
Епископ Самарский
с 11 июля 1914 года - епископ Самарский и Ставропольский.
Будучи одним из образованнейших святителей своего времени, владыка Михаил уделял большое внимание образованию подрастающего поколения. По его ходатайству в епархии был учрежден Романовский образовательный фонд, из которого ежемесячно выдавалось 300 именных стипендий одаренным детям приходского духовенства.
С начала Первой Мировой Войны владыка прикладывал все усилия для утешения раненых и устроения многочисленных беженцев, хлынувших в епархию из оккупированных немцами территорий. Заседания комитетов и комиссий, пастырские визиты к страждущим и ответы на поток корреспонденции занимали все время владыки.
Указом Временного Правительства от 15 апреля 1917 года, которым были уволены все кроме одного члены Святейшего Синода, владыка Михаил был вызван на летнюю сессию. [1] Как синодальный инспектор, епископ Михаил приложил усилия для возвращения к власти неканонически смещенного епархиальным съездом Тверской епархии святителя Серафима (Чичагова).
В начале 1918 года, в ответ на притязания большевиков на церквоное имущество, епархиальное управление под водительством владыки выработало текст воззвания о недопущении поругания святынь и организовало 28 января 1918 года многолюдный крестный ход.
8 июня 1918 года Самара была занята чехословацкими силами и власть перешла к Комитету членов Учредительного собрания (Комучу), но 7 октября года войска Красной Армии вновь взяли город. Владыка Михаил уехал на восток вместе с оступающими белыми силами. По рассказам очевидцев, перед отъездом он зашел за советом или проститься к уважаемому старцу, кафедральному протоиерею о. Валериану Лаврскому. Тот сказал ему: «Пастырь добрый душу полагает за овцы». Но епископ все-таки уехал.
Епископ Владивостокский
С декабря 1918 года епископ Михаил принял на себя управление Владивостокской епархией, куда был назначен в 1919 году указом Временного Высшего Церковного Управления Сибири. Здесь он принимал участие в хиротонии Даниила (Шерстенникова) во епископа Охотского. [2].
Владыка выступал против учреждения самостоятельной Харбинской епархии, которая была все равно утверждена Высшим Церковным Управлением Заграницей, о чем он был уведомлен указом от 29 марта 1922 года.
В сентябре 1922 года епископ Михаил принимал участе в архиерейском совещании прошедшем в Никольске-Уссурийском на котором было решено провести во Владивостоке 22 октября 1922 года Дальневосточный Поместный Церковный Собор, а на нем - создать Временное Высшее Церковное Управление Дальнего Востока. Однако, под ударами большевиков войска Приамурского Земского Правительства были разгромлены и Дальневосточный Собор не мог состояться.
В эмиграции
Епископ Михаил вновь отступил вместе с осколками белых войск и с 22 октября 1922 года проживал при Токийском Воскресенском соборе, в штаб-квартире Русской Духовной Миссии в Японии, принятый архиепископом Японским Сергием. 21 ноября 1922 года в Токио епископ Михаил принял участие в хиротонии Павла (Введенского) во епископа Никольско-Уссурийского [3].
После того как Великое Кантоское землетрясение 1 сентября 1923 года и последовавшие за ним пожары уничтожили большую часть зданий Миссийской штаб-квартиры, епископ Михаил покинул Токио 10 октября и выехал в Харбин [4].
3 мая 1925 года принял участие в архиерейской хиротонии Виссариона (Джувани) в Черногории.
Скончался в Харбине 22 июля 1925 года, и был похоронен под сводами Софийского храма.
Труды
- "Речь при наречении его во епископа 28 сентября 1907 г. "Приб. к "ЦВ" 1907, № 44, с. 1931.
- См. также "Изв. Каз. Еп." 1907, № 42, с. 1301-1304.
- "Преображение Господа нашего Иисуса Христа". Опыт экзегетического исследования XVII и XVIII глав Евангелия Матфея". (Магистерская диссертация). Казань, 1906.
- "Слово на Новый год". "Изв. Каз. Еп.", 1907, № 6, с. 160-167.
- "Слово перед молебном по случаю освящения железнодорожного моста через Волгу 11 июля 1913 года". "Изв. Каз. Еп.", 1913, № 29, с. 859-861.
- "Речь, произнесенная на панихиде по архп. Димитрии Казанском 21 марта 1908 года". "Изв. Каз. Еп.", 1908, № 14, с. 444-446.
Литература
- "Церк. Вед." 1907, № 37, 335; 1912, № 8, 49; 1914, № 29, 340.
- "Приб. к "ЦВ" 1907, № 44, 1930-1933; 1914, № 29, 1308.
- "Прав. Собес." 1907, январь, 20, март, 4; 1909, январь, 12-13 (отчет); 1909, апрель, 222; 1910, сентябрь, 429, ноябрь, 3; 1911, март, 389; 1913, декабрь, 837; 1914, июль-август, 30; 1915, июнь, 293; 1915, ноябрь, декабрь, 491; 1916, январь, 7.
- "Изв. Каз. Еп." 1905, № 31, 914; 1905, № 43-44, 14; приложение; 1907, № 25-26, 744-745; 1907, № 36, 1092, № 38, 1154-1158; 1907, № 42, 1293-1300; 1908, № 23-24, 687; 1910, № 7-8, 22; 1911, № 8, 236-238; 1912, № 9, 271; 1914, № 30, 913.
- "Мисс. Календ." 1907, с. 135.
- Булгаков, с. 1401.
- НЭС т. XXVI, с. 727.
- ФАМ II, № 51, с. 7.
- Состав Св. Прав. Всерос. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 268-269.
- Нестор, архиеп. Камчатский и Петропавловский, «Из Моих Воспоминаний», Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского, Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 447.
- Сергий (Тихомиров), архиеп. Японский, "Освящение Воскресенскаго Кафедральнаго Собора в Тоокёо. С историческим предисловием," 1930, 1, 12
- Чуваков В. Н., сост., Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 томах, М., 2004, т. 4, 582.
- Якунин В. Н., История Самарской епархии в портретах ее архиереев, Тольятти, 1999, 97-107.
- G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 28, 30, 295, 417.
- 『正教時報』 (Сэйкёо Дзихоо), 15/01/1923, №12-1, 6.
- Скурат, К. Е., "Албанская Православная Церковь," Православная Энциклопедия, т. 1, 465-470:
Использованные материалы
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1528
- Владивостокская епархия, «Управление епархией в 1917 - 1991 годах»:
- Попов, А. В., "ПРАВОСЛАВИЕ: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВРЕМЕНА «РУССКОЙ СМУТЫ»":
[1] Русская Православная Церковь ХХ век., 28 апреля, http://www.pravoslavie.ru/arhiv/060428183224.
[2] Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский, «Из Моих Воспоминаний», Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского, Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, с. 447.
[3] 『正教時報』 (Сэйкёо Дзихоо), 15/01/1923, №12-1, 6.
[4] Сергий (Тихомиров), архиеп. Японский, "Освящение Воскресенскаго Кафедральнаго Собора в Тоокёо. С историческим предисловием". 1930. с. 12