Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НОВГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Новгородская духовная семинария
Новгородская духовная семинария
Новгородская духовная семинария (недейств.)

Была cоздана в 1740 году на базе духовного училища при архиерейском доме. Закрыта в 1918 году, и вскоре в ее стенах открылся сельскохозяйственный техникум, а затем педагогический институт, где велась активная борьба с "религиозными предрассудками".

Новгородская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII - начале XX вв. и одним из центров культурной жизни Великого Новгорода. Основой для открытия в Великом Новгороде духовной семинарии послужил указ императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 г. Огромную роль в создании столь значительного духовного учебного заведения в Великом Новгороде сыграл архиепископ Амвросий (Юшкевич), вступивший на новгородскую кафедру в 1740 году. Будучи просвещенным и образованным человеком, он ревностно принялся за дело устройства семинарии, которая была открыта 30 октября 1740 году в Антониевом монастыре. Первыми ее учениками стали 100 лучших учеников школы при архиерейском доме, которая еще некоторое время оставалась подготовительной для семинарии. Учителя были приглашены из Киевской духовной академии. Первоначально в семинарии было открыто только 4 класса: аналогии, инфимы, грамматики, синтаксимы. Но уже в 1741 году появляется класс пиитики (поэтический), а в 1742 году - риторики (ораторского искусства) и рисования. Принимали детей от 12 до 15 лет, обученных читать и писать. Поступление учеников осуществлялось в течение всего года.

Основой семинарского воспитания являлась суровая дисциплина. За нарушение установленных правил подвергали жестоким наказаниям, вплоть до плетей и заковывания в кандалы. Грубость нравов в поведении семинаристов достаточно объяснялась общим духом времени. Телесное наказание царило во всей своей силе, простиралось даже и на семинарских служителей; их и учеников секли лозами и плетьми и сковывали в ножные железа. Однако примеров плохого поведения было много. Обычным явлением было бегство из семинарии: в 1748 г. в бегах числилось 94 человека. И все же среди неприглядной школьной обстановки были истинные любители науки, стремившиеся получить в семинарии хорошие знания для дальнейшего служения Отечеству. Первый выпуск окончивших полный курс семинарии состоялся в 1754 г. 28 человек, среди них - Тихон Задонский, впоследствии святитель и угодник русской церкви; Симон (Лагов), впоследствии архиепископ Рязанский, автор ряда известных богословских сочинений и др. В последней четверти XVIII века на жизнь семинарии повлияли идеи и реформы екатерининского времени. Указом от 26 февраля 1764 г. Екатерина II определяла необходимость преобразования семинарий и вследствие этого в сентябре 1775 г. указом архиепископа были учреждены "малые городовые семинарии" (они появились в Тихвине, Валдае, Старой Руссе, Боровичах), но просуществовали только до 1784 г. Архаические нравы и традиции постепенно уступают место новым веяниям. Подвергалась порицанию старая система воспитания, основанная на страхе наказания. Расширялся курс наук, преподаваемых в духовных школах. В 1765 г. было велено семинариям выбирать для посылки в заграничные университеты более способных воспитанников для изучения высших наук и восточных языков. Из Новгородской семинарии было рекомендовано 3 человека.

Среди выпускников Новгородской семинарии ХIХ века много известных имен: М.И. Владиславлев - ректор Петербургского университета; Е.В.Барсов - известный филолог-фольклорист; революционер - народник М.В.Новорусский, а из церковных деятелей - архимандрит Антониева монастыря преосвященный Амвросий (Орнатский) - ученик, учитель и ректор Новгородской семинарии, автор многотомной "Истории российской иерархии". На протяжении XIX века в жизни Новгородской семинарии происходили перемены. Строгость и суровость бурсы XVIII - начала XIX веков уступила место нормальному отношению к ученикам. К 150-летию семинарии было построено новое большое здание с лицевым фасадом на Волхов. Во втором его этаже размещались просторные классы и двусветный актовый зал, в третьем - специальные помещения, в первом - столовая и помещения для педагогического и служащего персонала, а в подвале - кухня и хозяйственные склады. Функционировали также прежние здания библиотеки, больничного корпуса и бывшей столовой, построенные в XVIII веке. Семинарии принадлежала и великолепная монастырская роща, саженая еще в XVIII веке настоятелем Антониева монастыря архимандритом Андроником. Количество учеников в семинарии к началу XX века доходило до 500 человек. Ежегодные выпуски составили в среднем 50 человек. При семинарии была больница с аптекой, слесарная мастерская, образцовая начальная народная школа, в которой старшие семинаристы проходили педагогическую практику. Уже в начале XIX века Новгородская семинария оказалась втянутой в дело изучения и собирания местных церковных древностей, памятников старины. Инициатором этого был викарий Евгений (Болховитинов), находившийся в Великом Новгороде с 1804 по 1808 г.г. Выпускником Новгородской семинарии был и отец Николай Богословский [1] - создатель новгородского музея, собиратель и исследователь древностей.

В ведении семинарии находились подведомственные Белозерское, Боровичское, Кирилловское, Новгородское, Старорусское, Тихвинское и Устюженское духовные училища [2]

В 90-е годы XIX века преподаватели Новгородской семинарии оказались и среди членов новгородского общества любителей древностей, созданного в 1894 г. ученым, краеведом, археологом В.С.Передольским: архимандрит Михаил - ректор семинарии, Н.А. Сперовский (еп. Дмитрий) и Ф.А.Малов - преподаватели семинарии. В 1913 г. в Великом Новгороде появляется церковно-археологическое общество, созданное архиепископом Арсением (Стадницким), и среди его активных членов преподаватели семинарии А.В. Гедевский, В.Н.Фиников, А.П.Твердынский и др. Большое значение имело участие преподавателей семинарии в просветительской деятельности среди духовенства и местного общества: чтение публичных лекций, публикации материалов по истории, археологии местного края, составление историко-статистического описания епархии. Уже в 1913 г. были собраны данные об уникальной библиотеке Ф.Прокоповича, находившейся в составе фундаментальной библиотеки семинарии. Семинария была закрыта в 1918 г., и вскоре в ее стенах открылся сельскохозяйственный техникум, а затем педагогический институт, где велась активная борьба с "религиозными предрассудками". История старейшего духовного учебного заведения Великого Новгорода была надолго забыта. Обитель святого Антония была закрыта 3 марта 1920 года, и монастырские святыни превратились в пустые и безмолвные гробницы.

Ректоры

Инспекторы

Префекты

Преподаватели и учителя

Известные выпускники

Литература

  • Смирнов В. История Новгородской духовной семинарии. Новгородские епархиальные ведомости. Новгород. 1894 - 1899.
  • Светлов Г.И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии: Вып. 1. Петроград. 1917 . 408 с.
  • К 150-летнему юбилею Новгородской духовной семинарии [Текст] / [сост. К. З.]. - Санкт-Петербург : Тип. Департамента уделов, 1890. - 14 с.; 23 см.

Использованные материалы



[1]  Богословский Николай Гаврилович, Большая биографическая энциклопедия со ссылкой на словарь Половцева: http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/1719

[2]  База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/518/

[3]  Упоминается жившим в Новгороде и ректором Новгородской семинарии - (Димитрий (Самбикин), архим., Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии, Воронеж: 1884, вып. 2, с.109.

[4]  Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 124.

[5]  Большая биографическая энциклопедия со ссылкой на словарь Половцева: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/29701/Флавиан

[6]  Русский биографический словарь. Т. II, СПб., 1900, с. 373

[7]  Настоятель Антониева монастыря, "Иерархия Русской Церкви" Строева, с. 61, и Сухова Н., История управления духовно-учебными заведениями в России 1807-1967 гг., (сноска 1) с. 216, http://www.academia.edu/3554759/

[8]  Новгородские епархиальные ведомости, 1904, № 22. неофиц. часть, с.1603-1606.

[9]  http://www.czipm.org/titov.html

[10]  Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1896 год, СПб, 1896, c. 76.

[11]  Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1917 год, СПб, 1917, c. 96.

Редакция текста от: 02.03.2024 18:14:52

"НОВГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google