Владимирский Богородице-Рождественский монастырь |
- Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 68, корпус 1
- Тел.: (4922) 32-67-10, 42-12-06 (наместник)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Монастырь веден начало от храма основанного великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году. По летописному сообщению в 1192 году "заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця, в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане". 29 октября 1196 года белокаменный собор был освящен. В 1199 году он пострадал во время пожара, после чего в 1219 году последовало новое великое освящение собора.
Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры. В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик, над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон. В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл. До 1230 года монастырём управляли игумены, после чего тут была учреждена "великая архимандрия". В 1238 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину.
Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться "лаврой." С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября 1263 года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий.
В начале XIV века, с переездом митрополитов в Москву, монастырь утратил значение кафедрального всея Руси. Монастырь оставался виднейшим центром книжности - здесь были написаны знаменитая Лаврентьевская летопись, Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. В ту эпоху в обители подвизался преподобный Пахомий Нерехтский.
После обособления Русской Церкви
В 1491 году во время городского пожара "и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре," "и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми," после чего, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 году во время нового пожара "рождественаго монастыря половина згорела."
Указом царя Иоанна Грозного в 1561 году, когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь был определен вторым по значению в Русском царстве.
В XVII веке в обители проводился ряд строительных работ. В 1607 году пребывающим тут на покое митрополитом Ионой был построена церковь во имя святого Александра Невского на святых вратах. В 1634-1637 годах в обители настоятельствовал святитель Серапион (Сысоев), вскоре после чего в монастыре была построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В 1654 году была построена 8-гранная шатровая колокольня. С 1667 года монастырь был ставропигиальным. В 1678 году собор был окружен с трех сторон кирпичными пристройками - одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера "паперть и палатки кирпичные." В 1678-1685 годах в монастырь поступило ряд вкладов на строение "палаток" и "связное железо." В 1681 и 1689 годах были починены соборная кровля, глава и кресты. По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пятиглавым, каким он изображен на "чертеже" 1715 года. В 1683 году - монастырь пострадал от пожара. В 1695 году московским жителем Иваном Евстегнеевым была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи близ больничных келий. В 1701 году в обители упоминается "трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы, на церкви шатер каменный." В начале XVIII века монастырь был обнесен деревянными стенами, его земляные валы были значительно повреждены прорытвинами. В 1717 и 1719 годы произошли городские пожары, после которых собор пребывал в запустении.
Синодальный период
В 1720 году, за год до учреждения Святейшего Синода, царь Петр I, подготавливавший церковную реформу, изменил иерархию русских монастырей, опустив Владимирскую обитель на третью ступень после учрежденной им новой Александро-Невской Лавры. По указу императора 14 июля 1723 года мощи святого Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург и положены новоустроенной Александро-Невской обители. 16 июля 1744 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны, монастырь - бывший до того ставропигией Синода - был определен резиденцией Владимирских архиереев.
В середине XVIII века в обители была из железа построена церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты (разобрана в 1800 году при епископе Викторе). На 1763 год главный храм монастыря именовался Рождественским. В 1777 году монастырь пострадал от пожара, после чего "Рождественская церковь была пустою и иконостас выгоревшим" [1]. В монастыре разместилось древлехранилище, из фондов которого вырос со временем Владимирский исторический музей. В 1791 году Рождественский храм был отстроен заново.
В 1812 году в старой (XVII века) Рождественской церкви обители находилась Иверская икона Божией Матери, привезённая из Москвы в связи с нашествием французов. С иконы были сделаны два списка в размере подлинной, один из которых был впоследствии оставлен в монастыре.
24 августа 1858 года монастырь посетил император Александр Николаевич, который пожаловал 20 тыс. рублей на восстановление собора, а в 1862 году - ещё 20 тыс. руб., сверх 10 тыс. руб. данных от Святейшего Синода. В 1859-1864 годах последовало восстановление собора в архитектурном облике XII века по проекту епархиального архитектора Н. А. Артлебена. В 1864-1866 годах была перестроена церковь Рождества Христова XVII века, по рисункам Артлебена был выполнен золочёный резной иконостас. Возрожденный собор был освящен 22 июля 1869 года.
При архиерейском доме существовала библиотека, большая часть книг в которой датировалась XVII веком.
Советский период
В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.
С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского окрисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен "План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира," по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.
В 1953 году на фасаде бывшей Рождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Рождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.
Возрождение
21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.
В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года.
В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Рождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.
В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент (Капалин) и Владимирский архиепископ Евлогий (Смирнов).
С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет "Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря."
На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.
Статистика
- нач. XVIII в. - 64 монашествующих (из них 2 архимандрита, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов)
- нач. 2005 - ок. 15 насельников
- 25 сентября 2012 - 10 человек братии (из них 7 постриженных)
Храмы
Рождественский храм
Церковь в честь Рождества Христова с трапезной - единственная уцелевшая после советского периода церковь обители. Это представительный храм эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. Храм был первоначально устроен в XVII веке как тёплая церковь на месте холодной деревянной. В первом этаже сохраняются части построек XVII века, в том числе старой надвратной церкви. Однако, в целом здание датируется 1864-1866 годами, когда оно было перестроено в виде гражданского здания по проекту архитектора Н. А. Артлебена. Храм был закрыт с 1918 года, после чего в нём размещался танцевальный зал, а в 1924-1927 годах - картинная галерея и спортивный зал УКГБ.
К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины - вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными - в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. В 2002 году в процессе ремонтных работ храм получил одноглавое позолоченное луковичное завершение, в интерьере появились настенные росписи.
Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр - в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором - филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа - небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей - арочные, частью ложные, со скромными рамками. Барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части отличаются очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проёмов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.
В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах - плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее - старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.
Приписные
На осень 2012 года приписными к монастырю состояли знаменитый храм Покрова на Нерли; Никольский храм в селе Семёновском-Красном Суздальского района; Суздальские Царе-Константиновский и Скорбященский храмы [2].
Настоятели и наместники
- Свт. Симон (1206 - 1214)
- Сщмч. Митрофан (1219 - 1227)
- Свт. Кирилл (? - 1231)
- Сщмч. Пахомий (? - 1238)
- Геннадий (Богоявленский) (? - 1517)
- Евфимий (? - 1572/73)
- Захария (после 1572/73 - 1578)
- Иоаким (1578/79 - ?)
- Варлаам (Рогов) (1583 - 1584)
- Иона (Думин) (1585 - 1588)
- Свт. Серапион (Сысоев) (8 июля 1634 - 1637)
- Иоасаф (1654 - 25 апреля 1656)
- Филарет (ноябрь 1659 - 1672)
- Гавриил (Русской) (ок. 1730 - 1731)
- Платон (Петрункевич) (9 мая 1742 - 1748)
- Владимирские владыки (с 1748)
Наместники
- Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 - 1 июля 1921)
- Юстиниан (Саган) (1992 - 2001)
- Нил (Сычёв) (17 июля 2001 - 16 июля 2013)
- Кирилл (Сурков) (16 июля 2013 - 25 июля 2014)
- Кирилл (Сурков) (с 25 июля 2014)
Святыни
- Мощи свт. Афанасия (Сахарова) - с 29 октября 2000 года; покоятся в Христорождественском храме
- Исторически:
- Мощи блгв. Александра Невского - со времени захоронения в 23 ноября 1263 до перенесения в Санкт-Петербург 14 июля 1723; покоились в Богородице-Рождественском соборе
- Знаменская икона Божией Матери, которую носил при себе в походах великий князь Александр Невский
- три иконы с изображением благоверного князя Александра Невского
- икона Рождества Богородицы - датировалась кон. XVII в.
Литература
- Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне..., СПб., Сойкин П. П., 1910 (репринт СПб., 1994).
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Владимирской епархии:
- http://www.eparh33.ru/Prihodi__stranitsi_istorii/Vladimirsko...79/
- http://www.eparh33.ru/prihodi/Deyatelnost/Vladimirskoe_monas...ie/
- "Богородице-Рождественский мужской монастырь," сайт паломнической службы Владимирской епархии:
- Страница сайта Русское Православие:
[1] Путевые заметки митрополита Платона, 1792, цит. по http://www.eparh33.ru/Prihodi__stranitsi_istorii/Vladimirsko...79/
[2] http://www.eparh33.ru/prihodi/Deyatelnost/Vladimirskoe_monas...ie/