Захария (+ ок. 1602), архиепископ Тверской и Кашинский.
Монашеский постриг, возможно, принял во владимирском Богородице-Рождественском монастыре, в котором позднее стал архимандритом. Иона (Думин), буд. митр. Ростовский и Ярославский, в начале XVII века в рукописи с творениями прп. Феодора Студита писал, что "пострижение приях от отца архимандрита Захарии, потом бысть в Твери епископом" [1]. Время настоятельства Захарии во владимирском Рождество-Богородицком монастыре следует отнести к периоду после 1572/73 г., когда архимандритом обители был Евфимий, до осени 1578 года., когда Захария был хиротонисан во епископа, в 1578/79 г. в монастыре был новый настоятель - Иоаким. 30 ноября 1576 года Захария получил от царя Иоанна IV Васильевича жалованную тарханную грамоту, которая освобождала вотчины Рождество-Богородицкого монастыря во Владимирском, Суздальском и Муромском уездах от ряда налогов и повинностей и давала возможность беспошлинного провоза и покупки товаров для монастыря. Важную особенность документа составляет содержащееся в нем освобождение всех церквей монастырских вотчин от пошлин в архиерейскую казну. Такого условия не было в более ранних грамотах, пересказ которых помещен во вводной части акта 1576 года [2]. Грамота 1576 года содержит важные данные о состоянии Рождество-Богородицкого монастыря, запустевшего из-за неурожая и эпидемии; документ следует рассматривать как результат усилий Захарии по восстановлению обители.
Осенью 1578 года митр. Антоний возглавил хиротонию Захарии во епископа Тверского и Кашинского.
Первым деянием нового владыки стало его участие 20 декабря 1578 года в Соборе иерархов Русской Церкви. В январе 1580 года Захария присутствовал на Земском соборе в Москве. Собор зафиксировал имущественное положение Церкви и запретил приобретение Церковью в будущем недвижимых владений. Среди подписей иерархов под соборным определением имеется подпись еп. Захарии [3]. В 1581 году участвовал в избрании митр. Дионисия, в 1584 года - в венчании на царство Феодора Иоанновича и в церковном Соборе, на котором были подтверждены неотчуждаемость земель, находящихся в церковном ведении, и запрет на их последующее увеличение. Собор отменил "тарханы", т. е. освобождение от налоговых льгот (подпись еп. Захарии стоит под соборным приговором [4]). В 1589 году присутствовал на интронизации московского патриарха Иова. В канун интронизации и в день торжества еп. Захария был среди встречавших Константинопольского патриарха Иеремию II на крыльце кремлевского Успенского собора.
При учреждении Патриаршества в Москве в 1589 году Захария был возведен в сан архиепископа (в Уложенной грамоте об учреждении Патриаршества фигурирует как "Тверской и Старицкий", поскольку тогда решался вопрос об открытии Дмитровской и Кашинской кафедр [5]). 20 февраля 1592 году архиеп. Захария участвовал в хиротонии Новгородского митр. Варлаама, в 1598 году - в венчании на царство Бориса Феодоровича Годунова.
Сведения об архипастырской деятельности Захарии скудны. В 1591 году в Твери были обретены мощи свт. Филиппа (Колычева). При переносе мощей по повелению царя Феодора Иоанновича из Твери в Соловецкий монастырь архиеп. Захария "со всем освященным собором и вси людие града Твери честно святаго проводиша на край реки Волги до места, отнюдуже хотяше отплытии" [6]. 16 июня 1592 году Новгородский митр. Варлаам по представлению служившего Захарии сына боярского И. П. Чашникова подтвердил "для господина архиепископа Захарья Тверскаго и Кашинского" жалованную тарханную грамоту, данную прежними Новгородскими владыками крестьянам "в Новоторжском уезде... села Медни", которое принадлежало Захарии ("его села, а в нашей митрополье" [7]). 30 августа 1601 года царь Борис Феодорович дал жалованную грамоту протопопу Спасо-Преображенского собора в Твери. В ней оговаривалась подсудность клириков собора Тверскому архиерею [8]; считается, что в это время кафедру занимал Захария [9].
В январе 1603 году на Тверскую кафедру был возведен архиеп. Феоктист. По-видимому, Захарии уже не было в живых, вероятно, он был погребен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе; из-за событий Смутного времени и постройки к концу XVII века нового здания собора могилы иерархов не сохранились. Род Захарии был записан в несохранившемся синодике тверского Преображенского собора.
Литература
- ААЭ. Т. 2. № 7. С. 41;
- ДАИ. Т. 1. С. 229;
- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 1. С. 394;
- Шпаков А. Я. Гос-во и Церковь в их взаимных отношениях в Московском гос-ве: Царствование Феодора Ивановича: Учреждение Патриаршества в России. Ч. 2: Прил. Од., 1912. С. 8, 44, 45;
- ПСРЛ. Т. 34. С. 231, 233.
- Чередеев К. К., прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и до ныне. Тверь, 1859. С. 67-69;
- Строев. Списки иерархов. Стб. 443, 662;
- Овсянников Н. Н. Краткие сведения о тверском кафедральном соборе как памятнике церковной древности: К 200-летнему юбилею собора. Тверь, 1896. С. 17;
- Колосов В. И. Каталог преосвященных архиереев Тверских // Тверские ЕВ. 1888. № 9. С. 270-271, 285;
- Титов А. А. Материалы для истории Рус. Церкви: Тверские епископы // ЧОЛДП. 1890. Кн. 3. С. 27-28;
- Первухин Г. П., прот. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 73-75;
- Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994;
- Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 37, 38, 53, 740.
Использованные материалы
- Архим. Макарий (Веретенников). "Захария" // Православная энциклопедия, т. 19, с. 695
[1] Титов. 1890. С. 57
[2] Антонов А. В. Вотчинные архивы владимирских монастырей и соборов XIV - нач. XVII в. // РД. 1998. Вып. 4. С. 196-197; Кистерёв С. Н. Владимирский Рождественский мон-рь в док-тах XVI - нач. XVII в. // Там же. 2000. Вып. 6. С. 117-120
[3] Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 59
[4] СГГД. Т. 1. № 202. С. 587
[5] СГГД. Т. 2. № 59. С. 99, 102
[6] Сапожникова О. С. Слово на перенесение мощей митр. Филиппа Сергия (Шелонина) // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 425
[7] АИ. Т. 1. № 240. С. 456
[8] ААЭ. Т. 2. № 16. С. 65
[9] см.: Чередеев. 1859. С. 69