Гавриил (Русской) (+ 1753), архиепископ б. Великоустюжский и Тотемский.
В миру Русской Григорий, родился в г. Вязниках, а по другим предположениям, в селе Ярославах Донковского уезда Рязанской губернии.
Специального духовного образования он не получил. Был диаконом в селе Одоевщине Донковского уезда. Затем принял монашество в Болховском Троицком монастыре [Орловской губернии].
С 20 лет был ризничим в Казани при митрополите Тихоне, который и способствовал росту Гавриила на духовном поприще.
В 1722 году он возведен в сан архимандрита Спасского Юнгинского монастыря.
В 1726 году назначен архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря по ходатайству Казанского митрополита Сильвестра.
Монастырь находился в запущенном состоянии, и Гавриил потрудился для его благоустройства. Но вскоре возникли несогласия между Гавриилом и митрополитом Сильвестром, и Гавриил добился своего перевода во Владимирский Рождественский монастырь. Сразу же по назначении во Владимир Гавриил написал в Св. Синод донос на Казанского владыку Сильвестра, вследствие чего митрополит был запрещен и направлен в Невский монастырь, а в дальнейшем лишен сана и сослан в заточение в Выборг.
На этом доносе Гавриил не остановился. Теперь он доносил на военных лиц: капитана Мозовского и лейтенанта Нащокина, присутствовавших у него на обеде. А в этот же период времени Св. Синод выдвинул его кандидатуру на епископскую кафедру.
24 ноября 1731 года в Московском Успенском соборе он был хиротонисан во епископа Суздальского.
В Суздале еп. Гавриил старался приобрести уважение паствы наружным благочестием и смирением. Особенно угодил он суздальцам тем, что на праздники суздальских святителей Феодора и Иоанна во время чтения Апостола не сидел на горнем месте, а на полу на кафедре, "за честь великих святителей".
17 сентября 1735 года Гавриил был переведен на Казанскую кафедру с возведением в сан архиепископа.
Недолго пришлось занимать ему эту кафедру. Будучи "из неученых", он отрицательно относился к развитию образования. Все, что было до него заведено в целях развития духовного просвещения, он велел "уничтожить, хотя бы и великой суммы стоило". Немедленно по приезде в Казань он разогнал младшее отделение семинарии, а через год его деятельности в семинарии из 117 учеников осталось только 35.
Об этих действиях стало известно Св. Синоду. Синод указал на его неправильные действия. Гавриил пытался оправдаться, ссылаясь на отсутствие средств, но эти оправдания не имели силы. Он получал от Синода указ за указом, наносившие тяжкие удары его самолюбию и авторитету, как епархиального архиерея.
9 марта 1738 года он был с явным понижением переведен на Великоустюжскую кафедру.
Здесь Гавриил показал себя "великим любителем благолепия церковного". Он украсил жемчужной ризой образ Одигитрии в соборной церкви, слил колокол в 300 пудов, перестроил теплую церковь, снял копию с увезенного в Москву Иоанном Грозным Устюжского образа Благовещения.
Преосвященный пытался вести борьбу с сильно распространенным в епархии расколом, но безуспешно. Тогда он предложил применить в борьбе с раскольниками военную силу.
Наученный горьким опытом в Казанской епархии, архиеп. Гавриил ставил перед Синодом вопрос о высылке в епархию учителей, но бывший в Устюге учитель Баранович видел от Гавриила "немилость", неоднократно "от него бранен был" и выражал опасение, как бы преосвященный его "когда не изувечил".
Из-за отсутствия учителей существовавшая в Устюге семинария продолжала находиться в заброшенном состоянии.
28 февраля 1748 года архиеп. Гавриил, по болезни, был уволен на покой в Московский Знаменский монастырь, а 12 марта 1751 года переведен "на обещание" в Донковский Покровский монастырь.
В Знаменском монастыре на свои средства он устроил при своих кельях церковь во имя ап. Иакова Зеведеева; в Покровском монастыре построил церковь и перестроил все здания заново. Одновременно начал строить каменный Архангельский храм в с. Ярославах, который был достроен после его смерти на оставшиеся у него деньги.
Скончался архиепископ Гавриил 16 января 1753 года. Тело его было перевезено в Рязань и 1 февраля погребено в Рязанском Архангельском соборе.
Литература
- Добролюбов И., свящ. Историко-статистическое описание Рязанской епархии. ч. III. с. 274-310.
- Макарий, архим. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. с. 116.
- Сергий, архим. Историческое описание Московского Знаменского монастыря. с. 67.
- Горталов. Краткие сведения об иерархах Казанской епархии. с. 12.
- Благовещенский И. История Казанской духовной семинарии. с. 25-35.
- Зверинский. т. II. № 1063.
- Булгаков. с. 1396, 1401.
- Строев. стб. 289, 657, 735.
- Толстой Ю. № 40.
- Труды Рязанской архивной комиссии. 1891. т. VI. № 2.
- Вологодские епархиальные ведомости. 1869. № 13.
- -"- -"- 1874. № 2.
- -"- -"- 1887. № 2, 3, 16.
- Самарские епархиальные ведомости. 1878. № 22. с. 454.
- Известия Казанской епархии. 1885. № 18. с. 598.
- -"- -"- 1907. № 10. с. 297.
- Православное обозрение. 1868. дек. с. 355.
- Православный собеседник. 1858. авг. с. 571-572.
- Русский архив. 1900. кн. 2. № 8. с. 410-411.
- Н.Д. с. 45, 49, 60.
- БЭЛ. т. III. с. 725; т. VII. с. 709-710.
- БЭС. т. II. с. 1138.
- РБС. т. IV. с. 48-51.