Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИПРИАН КИЕВСКИЙ

Перенаправлено со статьи "КИПРИАН (ЦАМБЛАК)"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Киприан. Икона (XVII в.) из Успенского собора Московского Кремля
Свт. Киприан. Икона (XVII в.) из Успенского собора Московского Кремля
Киприан (Цамблак) (ок. 1330 - 1406), митрополит Киевский и всея Руси, святитель

Память 27 мая - обретение и перенесение мощей в 1472 году, 16 сентября - преставление, в Соборе Московских святителей, в Соборах Болгарских, Волынских, Галицких, Киевских и Московских святых; Афонских и Хилендарских преподобных, а также преподобных русских Святогорцев

Родился около 1330 года в городе Тырнове, который в то время был столицей Болгарского царства. Кем он был по национальности доподлинно неизвестно; по одним источником - болгарином, по другим - сербом из Тырново [1]. По окончании школьного воспитания в родном городе, Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, по совету своего духовного наставника и родственника блаженного Евфимия, подвизался на Афоне.

На Афоне и в Константинополе

О своем житии на Святой Горе сам святой Киприан говорит в послании к игумену Афанасию. В какой именно из святогорских обителей подвизался инок Киприан, точно неизвестно. Вероятнее всего, что в одном из славянских монастырей (возможно и в Старом Русике, населенном в то время его земляками из Сербии и Болгарии) и в Лавре святого Афанасия. Хотя, если судить по характеру послания болгарского патриарха Евфимия к святому Киприану, то можно предположить, что он подвизался какое-то время и вне монастыря, в пустыне.

Подвизаясь на Святой Горе Афон, будущий святитель был тесно связан с сербским Хиландарским монастырем, Старым Русиком, обителью св. Павла и Великой Лаврой св. Афанасия, где насельником был будущий Константинопольский патриарх-исихаст Филофей (Коккин). Знакомство с последним сыграло важное значение в судьбе святителя [2].

По оставлении в первый раз патриаршего престола в 1354 году патриарх Филофей до 1364 года пребывал на Афоне. Ученый инок Киприан, занимавшийся переводами с греческого, сделался известным опальному патриарху. Отсюда идет их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю любовь и преданность со стороны первого и отеческое расположение и покровительство со стороны последнего. Таким образом, во время второго восшествием святителя Филофея (Коккина) на патриарший престол в 1364 году, Киприан уже состоял при патриархе "ближним его монахом", то есть помощником. Желание иметь помощника в примирении с соседними славянскими Церквами и укреплении влияния на русскую митрополию, вполне объясняет причину, по которой патриарх приблизил к себе ученого инока, которого узнал и оценил еще на Афоне.

Выбор удался вполне. Во время своего второго патриаршества (1364-1376) патриарх примирился с Сербской и Болгарской Церквами и укрепил свое влияние на Церковь Русскую, и достиг всего этого при содействии инока Киприана. Примирение с Болгарской Церковью, предстоятелем которой до самого падения Тырнова в 1389 году был блаженный патриарх Евфимий, учитель и наставник святого Киприана, не могло представлять особенных затруднений. Труднее было достигнуть примирения с Церковью Сербской, с которою было прервано всякое общение. Но и здесь дело устроилось в начале 1375 года старанием того же инока Киприана и почтенного афонского инока Исаии.

Деятельность в Литве и России

Около 1373 года Киприан, по воле патриарха Филофея, был послан в Литву и на Русь для примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексием: "патриарх послал, говорить собору, Киприана, собственного монаха, человека миролюбивого и богобоязненного, умеющего благоразумно пользоваться обстоятельствами и управлять делами, послал его, чтобы примирить князей друг с другом и с митрополитом". Во время поездки через русско-литовские земли Киприан встречался с князьями Литовской Руси и нашёл у них поддержку.

В результате усилий патриаршего посла зимой 1373/1374 года тверской князь Михаил отказался от претензий на Владимирское великое княжение, и митрополит Алексий снял с него наложенное ранее отлучение. В Тверь на вдовствующую кафедру был поставлен новый владыка Евфимий (Вислень). Киприан участвовал в этом поставлении.

В конце зимы Алексий ставит епископом Суздальским и Нижегородским печерского архимандрита и друга Киприана Дионисия. Литва принимает активное участие в антитатарском движении: "Ходила Литва на татарове, на Темря, и быша межи их бой". Складывается мощная общерусская коалиция. Основу этой коалиции составляли Великое княжество Литовское и великие княжества Московское, Тверское и Нижегородское. Однако из-за интриг Орды продержалась коалиция недолго. Обострилась конфронтация за великокняжеское первенство между Тверью и Москвой. Князь Михаил вновь заявил свои права на Владимир, между Москвой и Тверью началось военное противостояние. Вместе с Тверью от коалиции отошла и Литва. Дело закончилось походом Дмитрия Московского в 1375 году против Твери.

Поскольку в разразившемся противостоянии проживавший в Москве митрополит Киевский Алексий занял сторону московского князя, то в Литовской Руси отказались подчиняться его предписаниям и недовольные князья послали большое посольство с грамотою к патриарху, умоляя дать им особого митрополита для юго-западной Руси, говоря, что иначе они "готовы будут приступить к другой церкви". После соборного рассуждения о сем, патриарх Филофей, руководствуясь желанием сохранить мир, решился сделать уступку их просьбе, и в декабре 1375 года посвятил Киприана в сан митрополита Киевского для Литвы. Тогда же, на Константинопольском Соборе, было постановлено, во избежание разделения русской митрополии, "быть ему по смерти святителя Алексея митрополитом всея Руси".

Митрополит Киевский

9 июня 1376 года Киприан прибыл в Киев, который находился под властью литовского князя Владимира Ольгердовича, и стал обустраивать жизнь подчиненных ему епархий Киевской митрополии в пределах Великого княжества Литовского. В Москве такое назначение отказались признавать и по-прежнему считали Киев и другие юго-западные русские епархии под властью митрополита Алексия, проживавшего в Москве.

12 февраля 1378 года умер митрополит Алексий. Согласно соборному постановлению, Киприан должен был распространить свои полномочия на всю Киевскую митрополию. 3 июня из Любутска, он пишет игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому о намерении прибыть в Москву. Однако по указанию князя Дмитрия Ивановича по дороге в Москву святитель Киприан был арестован, ограблен и посажен в тюрьму, а позже с позором изгнан за пределы Московского княжества. После этого святитель Киприан поспешил под защиту князей Дмитрия и Владимира Ольгердовичей и 23 июня написал второе послание игуменам Сергию и Феодору, в котором доказывал недопустимость поставления в митрополиты белого попа Митяя "по завещанию" и предал князя Дмитрия Ивановича анафеме.

В 1380 году, после смерти выбранного великим князем Московским Дмитрием Ивановичем кандидата Митяя, Киприан был признан митрополитом и в Московском государстве, но ненадолго.

Но, в 1382 году, после опустошения Москвы Тохтамышем обстоятельства вновь изменились. Когда в августе 1382 года Тохтамыш приближался к Москве, Киприан пробыл в столице несколько дольше великого князя, но в конце концов тоже оставил город и перебрался в Тверь. Осенью 1382 года он ненадолго вернулся в Москву и был свидетелем приезда ханского посла Карача, который привез Дмитрию ханскую "милость", а фактически принял капитуляцию князя [3]. Митрополит стал неугоден князю, в том числе как вероятный союзник Ягайло, и Димитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена. Вместе с Киприаном в Литву отправился и игумен Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасий.

В 1385 году митрополит Киприан был вызван патриархом Нилом в Константинополь для канонического разбирательства ситуации в Русской митрополии. В столицу он прибыл вместе с патриаршими послами, которые закончили в Москве следствие по делу Пимена. И в этой поездке его сопровождал игумен Афанасий. В Константинополе митрополит поселился в Студийском монастыре, известным своей библиотекой, и занимался переводами текстов с греческого на славянский. В том числе им были переведены творения Дионисия Ареопагита. Киприан составил Евхологий, по которому позднее проводилась реформа в богослужебной практике Русской Церкви, 27 апреля закончил переписывать Лествицу Иоанна Синайского. В течение этого время Киприан неоднократно как Киевский митрополит участвовал в заседаниях Синода Константинопольской Церкви.

29 мая 1387 года святитель Киприан вновь отбыл на Русь. После этого мы видим митр. Киприана в Киеве и Литве, где он сумел убедил литовского князя Витовта возглавить антипольскую коалицию и примирить с московскими князьями.

В феврале 1389 года на Соборе в Константинополе святитель Киприан был окончательно утвержден в статусе единого митрополита Киевского и всея Руси, а московский митрополит Пимен был низложен. Вскоре, 19 мая, умер великий князь Дмитрий Донской и препятствий к возвращению святителя Киприана в Москву больше не было.

Из Киева святитель Киприан 6 марта 1390 года прибыл в Москву. Управляя Церковью в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев, ездил и в другие южные епархии для "утверждения православных в благочестии". Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож.

Весной 1399 года митрополит Киприан приехал в Тверь, где благословил политический союз между Москвой и Тверью, направленный против Литвы.

В ходе очередной поездки в западнорусские епархии весной - летом 1399 года митрополит Киприан, похоже, сумел добиться перехода Галицкой митрополии под свой омофор, причем без одобрения Константинополя (официально Константинопольская патриархия объявила о воссоединении Галиции с митрополией Киевской и всея Руси только при преемнике Киприана - Фотии). Сохранилась жалованная грамота польского короля Владислава II Ягайло Перемышльской епископской кафедре, выданная по просьбе митрополита Киприана. В этом документе Киприан назван "митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси" [4]. Из этой титуляции видно, что право на Галицкую митрополию было признано королем за Киприаном.

В начале 1401 года польский король Владислав Ягайло и великий князь Литовский Витовт заключили новую государственную унию между Польшей и Литвой, по месту заключения получившую название Виленско-Радомской. Согласно этому документу Польша и Литва объявлялись союзными государствами. Союз с Польшей способствовал усилению Витовта, который 26 июня 1404 года после долгой осады вторично захватил Смоленск. Возможно, именно с повторным взятием Смоленска литовцами могла быть связана и поездка митрополита Киприана в Великое княжество Литовское в июле 1405 - январе 1406 года. Еще одной немаловажной целью его визита было устранение злоупотреблений, допущенных представителями митрополичьего наместничества в Киевской земле, следствием чего стали радикальные кадровые перестановки в Киеве: "наместника своего Тимофея архимандрита и слугъ своихъ тамошнихъ пойма и отосла в Москву". Своим новым наместником в Киеве митрополит назначил "Феодосия, архимандрита Спасского", которому в помощь "слугъ своихъ избра", повелев им "на Киеве бытии со архимандритомъ наместникомъ его".

1 января 1406 года, пребыв в Великом княжестве Литовском "лето едино и 5 месяць", митрополит Киприан вернулся в Москву, где совершил многочисленные епископские хиротонии.

Осенью 1406 года Киприан тяжело заболел, 15 сентября скончался в селе Голенищеве под Москвой и 16 сентября был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Его мощи были обретены 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле и были положены в Московском Успенском соборе под спудом.

В истории Русской Церкви митрополит Киприан занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В Русской Церкви первоначально принят был студийский устав, обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская Церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших — служебнике и требнике, - Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность свт. Киприану Псалтири (рукопись московской духовной академии).

В общем деятельность свт. Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные; но лишь немногие из них могут считаться трудами свт. Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений св. Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном; они проливают свет на богослужебные порядки XIV-XV вв. и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне.

Свт. Киприан в период своего нахождения на митрополичьей кафедре невольно способствовал укреплению позиций Москвы и великих князей Московских. В 1390-х годах он добился упразднения Галицкой митрополии, сменил почти всех епископов и взял курс на укрепление независимого положения церкви и ее связей с Константинополем, но так и не поддержал московскую великокняжескую власть в конфликте с Литвой.

Иконография

"Спас на престоле с припадающим митр. Киприаном. Икона (1700 г., автор Г. Т. Зиновьев)
"Спас на престоле с припадающим митр. Киприаном. Икона (1700 г., автор Г. Т. Зиновьев)
Сохранилась икона "Спас на престоле с припадающим митрополитом Киприаном", по преданию, написанная при жизни святителя. В 1518 году при митрополите Варлааме образ был перенесён из Владимира в Москву, где поновлен и украшен окладом.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственною благода́тию соверше́н/ и благи́ми нра́вы украше́н,/ Ду́хом Святы́м просвеще́н,/ соверши́в святы́ню в стра́се Бо́жии,/ сподо́блен бы́сть благода́ти Боже́ственнаго Ду́ха,/ пасы́й Це́рковь Бо́жию Ру́сския митропо́лии,/ посто́м вся́ побора́я, волне́ние претерпе́, гоне́ние премину́в,/ свята́го Петра́ митрополи́та всегда́ себе́ в по́мощь призыва́я,/ и сего́ помо́щника име́я,/ и того́ стопа́м после́дуя./ Служи́тель благоприя́тный,/ за́поведи Бо́жия соблюда́я, Ду́хом Бо́жиим наставля́ем,/ просвеща́я ве́рныя лю́ди уче́нием слове́с твои́х,/ поще́нием украси́ житие́ свое́,/ яре́м Госпо́день измла́да восприи́м,/ и па́че все́х Христа́ возлюби́./ Того́ ра́ди и архиере́йским седа́лищем поч­те́н,/ и, я́ко светоза́рное со́лнце, от Се́рбския земли́ происше́д,/ и по вся́ концы́ Ру́сския земли́ доброде́телию просия́в,/ свети́ло яви́ся ми́рови,/ и преста́вися ко Го́споду от сея́ жи́зни в ве́чный поко́й,/ вели́кий архиере́ю Бо́жий, Киприа́не митрополи́те,/ учи́телю и наста́вниче Ру́сския земли́,/ всегда́ предстоя́ престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,/ моли́ Го́спода приле́жно/ об архиере́ех и о все́х христиа́нех,// да спасе́т тебе́ ра́ди ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4

Правосла́вия учи́телю,/ просвеще́ния ревни́телю,/ красото́ бо́лгарския страны́/ и Руси́ достосла́вный свети́льниче,/ святи́телю о́тче на́ш Киприа́не,/ моли́ Христа́ Бо́га// сохрани́ти на́м ве́ру до сконча́ния ве́ка.

Кондак, глас 2

Необори́мь сто́лп Правосла́вия,/ ве́ре Христо́ве утвержде́ние,/ це́рквам украси́тель, прему́дрый учи́тель,/ се́рбское воспита́ние, ру́сское процвете́ние,/ Госпо́днею любо́вию распала́емь,/ Ду́ху Пресвято́му до́м яви́ся/ и ду́шу, я́ко же́ртву непоро́чну, Го́сподеви принесе́,/ досточу́дне и всече́стне Киприа́не, святи́телю Христо́в,/ Сего́ ра́ди всели́ся в широту́ ра́йскую,/ предстоя́ Христу́ в ли́це святы́х,/ Ему́же моли́ся и спаса́й гра́д и лю́ди от пога́ных нахожде́ния,/ я́ко да зове́м ти́:// ра́дуйся, о́тче Киприа́не, учи́телю прему́дрый.

Ин кондак, глас 6

Святи́телю Христо́в,/ па́стырю до́брый,/ учи́телю Небе́сныя му́дрости,/ свети́льниче све́та духо́внаго,/ Киприа́не досточу́дне,/ не преста́й моли́тися за па́ству свою́,/ за лю́бящих и чту́щих тя́,// гра́да на́шего кре́пкий засту́пниче.

Литература

  • Мансветов, И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности, М., 1882.
  • Бантыш-Каменский, Словарь, т. III.
  • "Киприан всероссийский митрополит и великий князь Дмитрий Донской", Православный Собеседник, 1862, № 1.
  • Флоря Б. Н., Турилов А. А., "Киприан († 1406), свт." // Православная энциклопедия, т. 33, с. 630 - 650:

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Страница календаря портала Православие.ру:
  • "Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси" // Официальный сайт Русской Православной Церкви:
  • Минея. Сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 461-462 (молитвословия):
  • Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси // Православный информационно-просветительский портал Русский Афон:
  • Малето Е. И. Средневековая Русь и Константинополь. Дипломатические отношения в конце XIV - середине XV в. / Е. И. Малето - "Центрполиграф", 2018 - (Новейшие исследования по истории России, Выпуск 13), С. 13, 30 - 75, 91, 123, 128, 133 - 136, 143



[1]  Версия о сербском происхождении отражена в молитвах к святому. По мнению архимандрита Амфилохия, Труды III археологического съезда, т. II, Киев, 1878, - болгарин из Тырнова.

[2]  "Связи Руси с Афоном при святителе Киприане (Цамблаке) Киевском и их влияние на особенности почитания Святой Троицы" // Православный информационно-просветительский портал Русский Афон, http://afonit.info/biblioteka/russkij-afon/vliyanie-svyatoj-...ane

[3]  Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Глава X. Литва поворачивается к Западу, Paris: YMCA-PRESS, 1990, https://www.sedmitza.ru/lib/text/438225/

[4]  История Русской православной церкви: В 2 т. / Отв. ред. Р.И. Авдеев; науч. ред. Т.Ю. Тимофеева. Т. 1. История Русской церкви от начала распространения Христианства на Руси до учреждения Патриаршества в Москве (1589). М., РоссПЭн, 2015. С. 245.

Редакция текста от: 05.06.2021 16:33:58

"КИПРИАН КИЕВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google