Преподобный Афанасий Высоцкий Старший |
Память 12 сентября, 2 декабря (Радонеж. [1]), а также в Соборах Московских и Радонежских святых.
В миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией.
Ученик прп. Сергия Радонежского. Неизвестно, когда он пришел в монастырь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об Афанасии сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» [2].
В 1374 г. прп. Сергий Радонежский помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий монастырь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство св. Афанасия [3]. Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был Афанасий Высоцкий) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана [4].
В 1382 г. прп. Афанасий оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где купил себе келью в Студийском монастыре. После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но преподобный ответил: «Келия се ми луче онех честных» [5].
Но преподобный не забыл свою обитель. Известно, что в 1392 г. он посылал в Высоцкий монастырь сборник аскетических творений и житий святых. Также посылал в монастырь 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. Так на Руси появились иконы Высоцкого чина, шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи, в Русском музее в Санкт-Петербурге [6].
В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде».
В середине 1650-х гг. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин): «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» [7]. Преподобный упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которого было установлено в 1981 г.
Труды
Известны 2 рукописи письма прп. Афанасия Высоцкого Старшего: Паремийник [8], в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты автографом Афанасия Высоцкого), и Пандекты Никона Черногорца [9], на л. 211-229об. этой рукописи прп. Афанасий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.
Большинство исследователей считают, что именно Афанасий Высоцкий в 1401 г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» [10]. Атрибуция Афанасию Высоцкому этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в двух списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря [11], др. - из Троице-Сергиевой обители [12]. Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.
Иконография
Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10). Фрагмент |
В кон. XVII-XIX в. в связи с ошибочным отождествлением преподобного с Константинопольским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, начала XIX в. [18], преподобный изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение - на заставке рукописи.
В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 1880-х гг. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX - нач. XXI в. в Высоцком монастыре: икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (прп. Афанасий написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение св. Афанасия художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисисном чине иконостаса церкви во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова), 1950-е гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), прп. Афанасий стоит слева, рядом с прп. Никоном.
Источники
Основными источниками сведений об Афанасии Высоцком Старшем являются житие прп. Сергия и летописи.
В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» [19], в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре [20]. В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о преподобном Афанасии, в значительной своей части ошибочные, напр., св. Афанасий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием. «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин). Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах.
Литература
- Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1;
- Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 396-397;
- Описание о российских святых. С. 428;
- Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998;
- ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец.
- Ключевский. Древнерусские жития; Смирнов С. Прп. Афанасий Высоцкий. М., 1874;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65-66;
- Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1;
- Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885;
- Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Т. 3. С. 658;
- Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин // ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131;
- Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв. // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 176-192;
- Прохоров Г. М. Афанасий Высоцкий // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 79-81.
Использованные материалы
- Б. М. Клосс. И. А. Волков. Афанасий Высоцкий Старший. Православная энциклопедия, т. 4, с. 59-60
[1] "Троицкий патерик. 15 декабря (2 декабря по ст. ст.) — день памяти преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, Старшего, ученика преподобного Сергия" // Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 95–97, https://stsl.ru/news/all/troitskiy-paterik-15-dekabrya-2-dek...erp.
[2] Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1, 132
[3] ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107
[4] РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270
[5] Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв. // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 191
[6] http://visotskymonastir.ru/sv9.php
[7] РГБ. МДА. № 201. Л. 332 об.
[8] РГБ. Румянц. № 303, 2-я пол. XIV в.
[9] ГИМ. Син. № 193, 1381 г.
[10] ПЭ. Т.: РПЦ. С. 493
[11] РГБ. Рум. № 445, 1428 г.
[12] Казань. Науч. библиотека им. Н. И. Лобачевского. № 4634, 1429 г.
[13] БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.
[14] РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 253об.- 255; 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.
[15] СГИХМ. № 1673. Л. 10, 1648 г.
[16] Вкладная книга. Л. 83об.
[17] СПГИАХМЗ
[18] СГИХМ. КП 1691/СТ 11
[19] РГБ. Унд. № 288
[20] СГИХМ. КП 1692/СТ 78