Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Преподобный Афанасий Высоцкий Старший
Преподобный Афанасий Высоцкий Старший
Афанасий Высоцкий Старший (+ 1401-1412), игумен, первый настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря, преподобный

Память 12 сентября, 2 декабря (Радонеж. [1]), а также в Соборах Московских и Радонежских святых.

В миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией.

Ученик прп. Сергия Радонежского. Неизвестно, когда он пришел в монастырь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об Афанасии сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» [2].

В 1374 г. прп. Сергий Радонежский помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий монастырь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство св. Афанасия [3]. Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был Афанасий Высоцкий) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана [4].

В 1382 г. прп. Афанасий оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где купил себе келью в Студийском монастыре. После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но преподобный ответил: «Келия се ми луче онех честных» [5].

Но преподобный не забыл свою обитель. Известно, что в 1392 г. он посылал в Высоцкий монастырь сборник аскетических творений и житий святых. Также посылал в монастырь 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. Так на Руси появились иконы Высоцкого чина, шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи, в Русском музее в Санкт-Петербурге [6].

В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде».

В середине 1650-х гг. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин): «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» [7]. Преподобный упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которого было установлено в 1981 г.

Труды

Известны 2 рукописи письма прп. Афанасия Высоцкого Старшего: Паремийник [8], в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты автографом Афанасия Высоцкого), и Пандекты Никона Черногорца [9], на л. 211-229об. этой рукописи прп. Афанасий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.

Большинство исследователей считают, что именно Афанасий Высоцкий в 1401 г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» [10]. Атрибуция Афанасию Высоцкому этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в двух списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря [11], др. - из Троице-Сергиевой обители [12]. Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.

Иконография

Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10). Фрагмент
Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10). Фрагмент
В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Высоцкого Старшего сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» [13]. Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского [14], посвященных основанию Высоцкого монастыря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: прп. Афанасий представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого монастыря [15] Афанасий Высоцкий изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем преподобный был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресвятой Богородицы - Избранные святые», которые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» [16]. Образ Афанасия Высоцкого (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева монастыря [17],- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе Троице-Сергиевой лавры.

В кон. XVII-XIX в. в связи с ошибочным отождествлением преподобного с Константинопольским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, начала XIX в. [18], преподобный изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение - на заставке рукописи.

В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 1880-х гг. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX - нач. XXI в. в Высоцком монастыре: икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (прп. Афанасий написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение св. Афанасия художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисисном чине иконостаса церкви во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова), 1950-е гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), прп. Афанасий стоит слева, рядом с прп. Никоном.

Источники

Основными источниками сведений об Афанасии Высоцком Старшем являются житие прп. Сергия и летописи.

В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» [19], в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре [20]. В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о преподобном Афанасии, в значительной своей части ошибочные, напр., св. Афанасий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием. «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин). Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах.

Литература

  • Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1;
  • Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 396-397;
  • Описание о российских святых. С. 428;
  • Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998;
  • ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец.
  • Ключевский. Древнерусские жития; Смирнов С. Прп. Афанасий Высоцкий. М., 1874;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65-66;
  • Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1;
  • Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885;
  • Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Т. 3. С. 658;
  • Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин // ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131;
  • Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв. // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 176-192;
  • Прохоров Г. М. Афанасий Высоцкий // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 79-81.

Использованные материалы

  • Б. М. Клосс. И. А. Волков. Афанасий Высоцкий Старший. Православная энциклопедия, т. 4, с. 59-60



[1]  "Троицкий патерик. 15 декабря (2 декабря по ст. ст.) — день памяти преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, Старшего, ученика преподобного Сергия" // Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 95–97, https://stsl.ru/news/all/troitskiy-paterik-15-dekabrya-2-dek...erp.

[2]  Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1, 132

[3]  ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107

[4]  РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270

[5]  Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв. // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 191

[6]  http://visotskymonastir.ru/sv9.php

[7]  РГБ. МДА. № 201. Л. 332 об.

[8]  РГБ. Румянц. № 303, 2-я пол. XIV в.

[9]  ГИМ. Син. № 193, 1381 г.

[10]  ПЭ. Т.: РПЦ. С. 493

[11]  РГБ. Рум. № 445, 1428 г.

[12]  Казань. Науч. библиотека им. Н. И. Лобачевского. № 4634, 1429 г.

[13]  БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.

[14]  РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 253об.- 255; 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.

[15]  СГИХМ. № 1673. Л. 10, 1648 г.

[16]  Вкладная книга. Л. 83об.

[17]  СПГИАХМЗ

[18]  СГИХМ. КП 1691/СТ 11

[19]  РГБ. Унд. № 288

[20]  СГИХМ. КП 1692/СТ 78

Редакция текста от: 14.01.2024 23:49:10

"АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google