Ягайло |
Родился в 1351 году в Вильнюсе в семье великого князя Литовского Ольгерда и Тверской княжны Ульяны (Юлиянии) Александровны. Сын православных родителей, по утверждению некоторых исследователей он в юности исповедовал Православие и был крещен с именем Яков; другие историки доказывают, что он оставался язычником до самого момента принятия римо-католической веры.
По завещанию отца в 1377 году наследовал ему. Его дядя Кейстут, мечтавший о великокняжеском престоле для своего сына Витовта, не решался поначалу нарушить слово, данное Ольгерду в присутствии литовских и русских панов и бояр. Кейстут надел на голову Ягайло великокняжескую шапку, набросил на плечи горностаевую мантию, дал в руки меч – символы великокняжеской власти. Ягайло унаследовал мощное государство, простиравшееся от Балтийского до Черного морей, но семейные распри - у Ягайло было 11 родных и 6 двоюродных братьев - грозили постоянными неурядицами.
В 1380 году Ягайло заключил договор с Золотой Ордой против Московского государства и стал союзником Мамая в Куликовской битве, но в самом бою не участвовал, остановившись примерно на расстоянии одного дня пути от поля сражения.
Вскоре вражда с Московским государством отошла на второй план, так как в 1382 году Ягайло уже вел борьбу за власть с Кейстутом, имевшим немало крестоносцев среди наемников своего войска. Ягайло перекупил их и захватил в плен Кейстута вместе с женой Бирутой и сыном Витовтом. В Кревском замке Кейстут, по показаниям одних источников, в припадке отчаяния сам на себя наложил руки, а согласно другим, был задушен по приказанию Ягайло. Также есть свидетельства, что Ягайло приказал утопить и Бируту, отняв перед этим у них Вильнюс и замок в Троках (ныне Тракай). Но двоюродный брат Ягайло Витовт, заключенный вместе со своим отцом Кейстутом в тот замок, успел спастись бегством к великому магистру тевтонского ордена и начать войну с Ягайло. Под влиянием матери Ягайло пытался преодолеть трудности, заключив союз с Димитрием Донским. Он обязался принять Православие и жениться на дочери московского великого князя [2].
Чувствуя шаткость власти, в 1383-1384 годах Ягайло начал искать поддержки у Польши. В результате Кревской унии 14 августа 1385 Ягайло обязался принять римо-католицизм и возвратить Польше отторгнутые у нее ранее земли. В 1386 году к Ягайло приехали послы из Кракова, прося принять Польскую корону, так как краковцы воспротивились воле бездетного польского короля Казимира передать власть Подольскому князю Константину Ольгердовичу – сводному брату Ягайло, сыну Ольгерда от первой жены Марии Ярославны, княжны Витебской. Ягайло принял предложение - 12 февраля того же года он прибыл в Краков, 15 февраля перешел в римо-католицизм и был крещен под именем Владислава, а 18 февраля обвенчан с польской королевой Ядвигой I, чем были объединены Польша и Литва под польской системой управления. При включении Литовского княжества в состав Польского королевства Ягайло было предписано «навек присоединить все свои земли, литовские и русские, к короне Польской». Уния Литвы и Польши стала основой сопротивления наступлению Тевтонского ордена, ранее грозившего обеим странам. Вопрос о том, был ли Ягайло собственно польским королем или только супругом польской королевы, обсуждался польскими учеными с XIX века и остается открытым.
Поселившись в Польше, Ягайло стал управлять Литвой посредством наместников, считая ее частью своего нового государства. С того же 1386 года, Ягайло начал массовое крещение литовцев в римо-католицизм. Крестившиеся рыцари получали от него значительные привилегии. 20 февраля 1387 году он дал право городского самоуправления Вильнюсу. Значительная группа литовских князей, неприязненно настроенных к новому ходу государственных дел, в 1392 году добилась передачи власти в Литовском княжестве Витовту, с сохранением за Ягайло титула «верховного князя» Литвы.
В 1409 году он начал Великую войну с Тевтонским орденом, поддержанным Священной Римской империей. В Грюнвальдской битве в 1410 году объединенные польско-литовские силы при участии русских, украинских, белорусских и чешских полков разгромили основные силы Тевтонского Ордена, за чем последовало освобождение Жемайтии и Добжинской земли от власти крестоносцев. Во всех этих событиях Ягайло проявил себя талантливым организатором и военачальником, добившемся также выплаты Тевтонским орденом в 1411 году значительной контрибуции.
В 1413 году в Городле на Западном Буге была заключена новая уния, которая пересматривала отношения Литвы с Польшей в пользу последней, ограничивала участие православных в государственном управлении. Против этого выступил брат Ягайло – Свидригайло, который опирался на украинских и белорусских князей и выступал против сближения с Польшей. Ягайлу же поддерживала польская знать и Римо-католическая Церковь, выступавшая против союза Польши с Чехией и стремившаяся к распространению римо-католичества в Литве и Западной Руси. Для подавления сопротивления в Литве и на Руси, в июне 1431 Ягайло во главе польских войск вторгся на Волынь. Свидригайло потерпел поражение в битве у реки Святой, после чего князем Литвы стал польский ставленник Сигизмунд (1435–1440). Актом от 3 января 1433 года Ягайло подтвердил решимость в случае смерти Сигизмунда передать под власть Польши все литовские земли.
На протяжении всей жизни Ягайло желал наследника, но долгое время у него не рождалось сыновей. После неудачи в первом браке, в 1402 году он вторым браком женился на Анне Цилийской, прожил с ней 15 лет в ожидании наследника, но рождались лишь дочери. С 1417 года Ягайло снова женился на Елизавете Грановской, но брак оказался недолгим и бесплодным. Затем, в четвертый раз, он женился на Софии, от которой и родились сыновья, в том числе будущие короли Польши - Владислав III и Казимир VI.
Ягайло умер 1 июня 1434 в Городке.
В оценке его личных качеств историки расходятся. Одни полагают, что он был человеком небольшого ума и слабого характера, а его роль в истории приписывают стечению обстоятельств. Другие, и, в частности, литовские историки, отмечают его большие способности, личное влияние на ход исторических событий; но и те, и другие считают его жестоким и вероломным правителем.
Литература
- Szajnocha, K., Jadwiga i Jagiełło.
- Сarо, J., Geschichte Polens (2-я часть, Гота, 1863).
- Смирнов, М., Ягелло – Яков – Владислав и первое соединение Литвы с Польшей, Записки Новороссийского Университета, Одесса, 1868.
- Smolka, St., Kiejstut и Jagiełło, Краков, 1888.
- Koneczny, F., "Jagiełł o i Witold", Przewodnik naukowy, 1892.
- Lewicki, A., "Powstanie Swidrygiełły", Rozpr. Ак. Ит., XXIX.
- Любавский, М. К., Очерк истории Литовско-Русского государства, М., 1910.
Использованные материалы
- Новодворский, В., "Ягайло", статья Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
[1] Или Йогайла, Ягелло.
[2] Флоря Б. Н., "Владислав (Ягайло)" // Православная Энциклопедия, т. 9, с. 91-95, http://www.pravenc.ru/text/154995.html