Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СТУДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Студийский монастырь. Константинополь (ХХ в.).
Студийский монастырь. Константинополь (ХХ в.).
Студийский монастырь. Константинополь (Византийская миниатюра).
Студийский монастырь. Константинополь (Византийская миниатюра).
Студийский монастырь. Константинополь (XIX в.).
Студийский монастырь. Константинополь (XIX в.).
Студийский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в Константинополе (Μονή του Αγίου Ιωάννη του Προδρόμου εν τοις Στουδίου, Μονή του Στουδίου), известнейшая обитель Константинополя, ныне руины Имрахор Джами ("Мечеть Имрахор" [1])

Монастырь стоял на седьмом константинопольском (т.н. Сухом - Ξηρόλοφος) холме, на берегу Мраморного моря, справа от Зототых ворот стены Феодосия, в городском районе Псамафья (Ψαμαθιά, ныне Саматья).

Храм, впоследствии ставший монастырским собором во имя пророка Иоанна Предтечи, был возведен в IV веке равноапостольным императором Константином Великим. Монастырь был основан Студием - римским патрикием и сенатором, впоследствии консулом Константинополя - в 454 году [2]. Первоначально соборный храм был выстроен для размещения вновь обретенной главы Иоанна Крестителя. Однако, священная реликвия так и не была передана храм, а монастырь поступил общине монахов-"неусыпающих", которые служили в монастыре вплоть до VIII века. Владения монастыря простирались на несколько гектаров, включая виноградник и сады, располагавшиеся между главной улицей Месой, шедшей от Золотых Ворот в центр города, и морскими стенами.

В период иконоборчества, особенно после 765 года, монастырь сильно пострадал, так как его братия являлась защитниками иконопочитания. Обитель пришла в совершенное запустение.

После восстановления иконопочитания императрица Ирина пригласила в столицу преподобного Феодора Студита, ставшего главой монашеской общины монастыря. Вместе с ним в 798 году туда переселилась братия Олимпийского монастыря Саккудион (αδελφότητα των Σακκουδιτών). В эту пору монастырь достиг наибольшего своего расцвета. В VIII-IX веках в обители собрался целый сонм преподобных - кроме святого Феодора, это были святые настоятели Навкратий, Николай и Климент Песнописец, а также святые Еварест, Платон, Фаддей, Тит Чудотворец, Иаков Катанский и Иосиф Студит. После того, как в 826 году преподобный Феодор Студит скончался в изгнании, его мощи были в 845 году перенесены в Студийский монастырь. После 850 года часть честной главы Иоанна Предтечи была положена в Студийской обители.

В последующее время обитель стала крупнейшим монастырем в Константинополе и духовным центром всей Восточной Римской империи. На рубеже X-XI веков в обители подвизались преподобные Никита Стифат, Симеон Благоговейный и Симеон Новый Богослов. Монахами монастыря стали три императора (Михаил V Калафат (1015-1042) [3], Михаил VII Дука (1050-1090) и Исаак I Комнин (1155-1196)), трое студитов стали Константинопольскими патриархами (Антоний III Студит (974-980), Алексий Студит (1025-1043), Досифей Иерусалимит (1189-1191)).

Монастырь обустраивался с использованием передовых инженерных технологий, в нём имелся водопровод. В монастыре образовалась богатейшая библиотека религиозных и юридических документов, действовали школы церковного пения, гимнографии, миниатюры и каллиграфии, рукописи монастыря пользовались большим спросом во всем христианском мире. В Студийской мастерской был выработан новый почерк – минускул, в котором буквы связаны между собой, а не стоят раздельно как в унциале, что повысило скорость и снизило площадь письма.

Устав монастыря стал основной для уставов большинства монастырей в Восточной Римской империи, Западоной Европе, и на Руси. Так, Евфимий Студит составил первый типикон для Афонской горы при Иоанне Цимисхие.

После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году монастырь был закрыт, поскольку братия отказалась принимать выставленные латинянами условия служения. Большинство хранившихся в монастыре драгоценных святынь, включая главу Иоанна Крестителя, было или похищено франками и увезено в Западную Европу, или утрачено в период их господства в Константинополе. Среди оставшихся в обители реликвий известен мизинец Иоанна Крестителя. Монастырские владения в этот период стали местом выпаса скота.

После изгнания латинян благодаря помощи Константина Палеолога, брата императора Андроника II, в 1294 году монастырь был восстановлен и действовал вплоть до падения Константинополя в 1453 году.

С приходом турок соборный храм Иоанна Предтечи был превращен в место мусульманского культа - мечеть Имрахор Джами. В 1782 году обращенный в мечеть храм сгорел, в 1894 году был разрушен землетрясением, а в 1920 году сгорел еще раз. В то же время сохранявшиеся постройки монастыря были разобраны окрестными турками для строительства и ремонта своих домов.

Статистика

  • ну рубеже VIII-IX вв., после вселения Сакудионских монахов - ок. 700 монахов

Настоятели

Использованные материалы



[1]  Искаж. Имврохорион (Ἰμβροχωρίον).

[2]  Основная версия. Преподобный Феофан Исповедник относит основание монастыря к 463 году.

[3]  Пострижен в монастыре, ослеплён, а затем сослан в Олимпийский монастырь Илиу Вомон, где скончался.

Редакция текста от: 27.11.2022 14:48:17

"СТУДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google