Свт. Дионисий Суздальский |
Память 26 июня, 15 октября, в Соборах Владимирских, Киевских, Костромских, Нижегородских и Радонежских святых
В миру Давид, родился на Киевщине, в начале XIV столетия. Он с ранних лет посвятил себя подвигам иноческой жизни в Киево-Печерской Лавре.
Из любви к уединению, с благословения настоятеля, Дионисий удалился на север России. На берегу Волги, ниже Нижнего Новгорода, святой выкопал себе пещеру и поселился в ней. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия, около 1335 года, основал монастырь. Обширным знанием правил веры и строгой подвижнической жизнью приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем "мужа кроткого, рассудительного, знающего Священное Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем."
Под его руководством воспитывались преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Макарий Желтоводский.
В 1352 году посылал 12 человек из своей братии в "верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит" для духовного просвещения народа и основания новых обителей.
Высокое благотворное влияние оказывала обитель святого Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году святой постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие "болярины: жены, и вдовицы, и девицы".
Нижегородские князья дорожили его мудрыми советами и наставлениями, преподобный Дионисий лично был известен и всероссийским митрополитам.
11 февраля 1374 года, в первое воскресенье Великого поста ("на Збор") был рукоположен лично знавшим его митрополитом Алексием во епископа "Суждалю, и Новугороду Нижнему, и Городцю" [1].
Годы его святительского служения падают на знаменательное время - Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника - стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.
Святитель был ревностным борцом за чистоту Православия. Он много сделал в борьбе против ереси стригольников.
По смерти свт. Алексия преподобный Сергий Радонежский указывал великому князю Димитрию Ивановичу Донскому избрать св. Дионисия на митрополию. Но великий князь желал видеть митрополитом в Москве своего любимца, придворного священника Митяя (Михаила).
В 1379 году, оберегая честь первосвятительской кафедры, святитель Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника - печально известного архимандрита Митяя. Свт. Дионисий угрожал своими руками спороть у него скрижали с мантии, т. е. лишить его сана.
По поводу этой распри и ради других церковных дел св. Дионисий задумал поездку в Константинополь, к патриарху. Великий князь, по просьбе своего любимца, решился воспрепятствовать этой поездке и посадил Дионисия в заточение. Освобожденный по просьбе преподобного Сергия Радонежского и отданный ему на поруки, св. Дионисий все-таки бежал в Константинополь в том же 1379 году, несмотря на свое обещание не делать этого. Этим он, по выражению летописца, причинил себе "поношение и негодование", а своему святому поручителю — много бед и неприятностей.
На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Нил, называя святителя "воистину Божиим и духовным человеком", писал, что сам видел его "пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина." Патриарх Нил почтил святителя Дионисия саном архиепископа. Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери - Одигитрии, и многие мощи святых. От патриарха он привез грамоту против новгородских стригольников и был в Новгороде по делу этих еретиков. В 1382 году был уже в Суздале и в Нижнем.
Так как Димитрий Донской был недоволен митрополитом Пименом, приобретшим от патриарха сан обманом, после внезапной смерти Митяя, то теперь он желал видеть митрополитом в Москве святого Дионисия и с этой целью отправил его в Константинополь.
Есть основания полагать, что поездка Дионисия была связана с заключением в 1383 году московско-литовского соглашения, по которому Литовский великий князь Владислав (Ягайло) обязался принять православие и жениться на дочери великого князя Димитрия Донского. Очевидно, в связи с этим соглашением было принято решение о ликвидации установившегося в 1375 году раздела Киевской митрополии на московскую часть, которой управлял митрополит Пимен, и литовскую во главе с митрополитом Киприаном. Предполагалось, что во главе воссоединившейся общерусской митрополии должен был встать Дионисий.
В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом "митрополитом на Русь". Но, по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира (Василия) Ольгердовича, так как к этому времени Ягайло разорвал соглашение с Димитрием Донским, утратила силу и договоренность о занятии митрополичьей кафедры Дионисием. Литовские князья были недовольны тем, что князь московский изгнал из Москвы Киприана, поставленного по настоянию литовского великого князя Ольгерда в митрополиты всей Руси. Дионисий был обвинен в том, что поехал в Константинополь "без повеления" литовских князей [2] и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года.
Погребен святитель в Антониевых пещерах Киево-Печерской обители. 26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван "преподобным чудотворцем". Упоминается в 9 песни канона Киево-Печерским преподобным иеромонаха Мелетия Сирига от 1643 года.
Тропарь
Православия ревнителю, благочестия наставниче, / ищущим спасения добрый кормчий, / монашествующих Богодухновенное украшение, / Богоноснаго Евфимия собеседниче, святителю Дионисие, / ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси, / не забуди нас, чтущих тя, / но в мире управи живот наш.
Литература
- "Дионисий" // Православная Энциклопедия, т. 15, с. 241-246:
Использованные материалы
- Страницы календаря портала Православие.ру:
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] ПСРЛ. т. 15. Вып. 1. стб. 105. См. Православная Энциклопедия, т. 15, с. 241-246. По Амвросию Орнатскому (т. I, с. 177), - "...хиротонисан в Цареграде 1374 г., в 1 неделю поста из архимандритов Нижегородского Печерского монастыря." Цит. по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_106
[2] Православная Энциклопедия, т. 15, с. 241-246.