Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФЕОДОР III РОСТОВСКИЙ

Перенаправлено со статьи "ФЕОДОР СИМОНОВСКИЙ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский
Святитель Феодор, архиепископ Ростовский
Феодор III (+ 1394), архиепископ Ростовский, основатель и первый игумен Симонова монастыря, писатель, переводчик, иконописец, святитель [1]

Память 28 ноября в день преставления, в Соборах Московских, Ростово-Ярославских и Радонежских святых

В миру Иоанн, был младшим сыном Стефана, старшего брата преподобного Сергия Радонежского, занимавшего важный пост при дворе князя Андрея Иоанновича Радонежского, младшего сына Ивана Калиты, и отличившегося ратными подвигами. Но его жена, Анна, рано умерла, оставив ему двоих сыновей — Климента и Иоанна. Тогда Стефан принял монашество в Хотьковом монастыре. Некоторое время он подвизался вместе со своим братом, будущим преподобным Сергием, но затем перешел в Московский Богоявленский монастырь, сблизился с будущим святителем Алексием, тогда еще рядовым иноком, и стал духовником великого князя Симеона Гордого.

Иоанн, находился почти всегда при отце. Семи лет Иоанн начал учиться грамоте, а когда ему минуло двенадцать, отец привел его в Радонежскую пустынь и, придя прямо в церковь, передал его в руки преподобного игумена, его дяди, который, невзирая на его юность, немедленно постриг его – 20 апреля, в день преподобного Феодора Трихины, почему и назвал его Феодором.

Братия дивилась любви юного инока к молитве, его кротости и молчаливости. Самое же замечательное в нем было то, что он ни одного помысла не скрывал от преподобного Сергия, но открывал их ему и днем и ночью. Здесь же святой Феодор учился иконописи и греческому языку, много читал. В зрелом возрасте он был посвящен в иерейский сан и продолжал восходить духовно от силы в силу. Раз, когда преподобный Сергий совершал с ним и отцом его Божественную литургию, некоторые иноки видели сослужавшего им ангела. Однажды на молитве он услышал голос «Феодор, иди в пустыню, ты устроишь там обитель, соберешь в нее многих иноков, мужей желаний духовных, и получишь великую награду на небесах!» С тех пор возгорелось в сердце его желание основать обитель. Много времени спустя преподобный Сергий сказал ему: «Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте, но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да помогут тебе Господь и Пресвятая Богородица[2]

В 1370 году, на берегу Москвы-реки в месте называемом Симоново, по благославлению преподобного Сергия и святителя Алексия, Феодор построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда туда стало стекаться всё больше людей, Феодор удалился в более уединенное место, в пяти верстах от Москвы, и назвал его Новым Симоновом. В 1379 году он заложил здесь храм, основав обитель в честь Успения Божией Матери где ввёл строгое общежитие. Из этой обители вышли знаменитые подвижники Кирилл и Ферапонт Белозерские. А в Старом Симонове была устроена усыпальница для братии, и там были погребены схимонахи Александр и Андрей (в иночестве Пересвет и Ослябя), герои Куликовской битвы.

Своей добродетельной жизнью и подвижничеством Феодор обрёл известность в Москве. По выражению летописи, святой сиял добродетелями, премудростью и рассудительным смыслом, и при том привлекательной наружностью, высоким ростом и красотой. Феодор был также искусным иконописцем, писал иконы как для своей обители так и для московских храмов, включая и образ преподобного Сергия Радонежского. Святитель Алексий Московский возвёл его в сан игумена.

В 1374 году, вместе со своим аввой Сергием, Феодор познакомился со святителем Киприаном, приезжавшим тогда на Русь к митрополиту Алексию в качестве посланника Константинопольского патриарха Филофея. После кончины митрополита Алексия в 1378 году, когда поднялся вопрос о его преемнике, Феодор и Сергий Радонежский вели тайную от великого князя переписку с Киприаном об утверждении его в Москве на митрополии всея Руси.

Благоверный великий князь Димитрий Донской избрал Феодора своим духовником - вероятно вскоре после Куликовской битвы, - и часто давал ему важные поручения. В 1381 году Феодор крестил у великого князя сына Андрея. В феврале 1381 года великий князь направил его во главе посольства в Киев звать митрополита Киприана на Москву в качестве митрополита всея Руси. С июня 1383 года по конец 1384 — начало 1385 года Феодор жил в Константинополе, посланный туда Дмитрием Донским вместе с архиепископом Дионисием Суздальским по делам «о управленьи митропольи русския». В конце этой поездки Феодор получил от Константинопольского патриарха Нила чин начального архимандрита («первопресвитера») и грамоты, делавшие Симонову обитель ставропигиальной.

После получения зимой 13841385 года послания из Киева от митрополита Киприана, извещавшего его о своем намерении ехать в Константинополь, Феодор в 1386 году получил от великого князя разрешение на вторую поездку в Царьград для выступления на Соборе в качестве обвинителя митрополита Пимена. Не застав уже Киприана в Константинополе, Феодор договорился с Пименом о совместном побеге из Константинополя и принял от него сан архиепископа Ростовского в 1386 году. На родину Феодор вернулся лишь в 1388 году.

Весной 1389 года встал против митрополита Пимена, который оказался таким образом вынужден, вопреки воле князя, пойти на соборный суд в Царьград. Вероятно в это же время был объявлен лишенным архиерейского сана митрополитом Пименом [3]. Отправившись следом за Пименом, Феодор столкнулся с ним в Кафе, где тот заточил его в тюрьму.

После освобождения, к Феодору присоединился митрополит Киприан, и 27 июня 1389 года оба они прибыли в Константинополь. Здесь, после низложения Пимена, Киприан был восстановлен в правах митрополита всея Руси, а Феодор вновь утвержден архиепископом Ростовским. 6 марта 1390 года владыка Феодор торжественно въехал в Москву в составе свиты митрополита Киприана. Лишь в этом году святитель смог занять свою кафедру.

Ростовская паства полюбила своего нового святителя, особенно полюбило его княжеское семейство, которым он стал духовно руководить. Княжича Иоанна, больного глазами, он послал к мощам святителя Леонтия, особенно чтимого им, и княжич получил исцеление. Вторичное исцеление княжич Иоанн, наученный святителем всегда прибегать к помощи святого Леонтия, получил уже по кончине святителя Феодора. В течение непродолжительного управления епархией святой успел основать в Ростове женский Рождество-Богородицкий монастырь и написал для этой обители икону Богородицы.

28 ноября 1394 года [4] он мирно скончался.

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский
Святитель Феодор, архиепископ Ростовский

Почитание

Мощи святителя упокоились в Успенском соборе города Ростова. Местное почитание святителя началось сразу же после смерти. Общецерковно прославленный в XV веке, святитель упоминался в месяцесловах тех лет рядом со святыми Петром и Алексием, митрополитами Московскими. Житие святителя задумывал писать Епифаний Премудрый, но судьба его замысла неизвестна; сохранилось позднее житие с очерком судьбы Симонова монастыря до начала XVIII века, датированное 1723 года [5]. В Подлиннике иконописном под 30 ноября дается такой иконописный портрет святого:

«подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст».

Однако, общецерковное почитание его было по неизвестным причинам прервано в XIX веке, осталось лишь местное. В Ростовском Успенском соборе в день его памяти стали петься панихиды. Протоиереи собора неоднократно обращались о возобновлении общецерковной памяти, причем в обосновании использовали печатные научные работы В.О. Ключевского и Е.Е. Голубинского. Наконец, общецерковное почитание было возобновлено 27-28 ноября 1912 года. Первое торжество прославления святителя Феодора после забвения было совершено в Ростовском Успенском соборе святителем архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным) и епископом Угличским Иосифом (Петровых).

Иконография двух Ростовских святителй по имени Феодор - епископа Феодора I, основавшего Ростовскую кафедру в 990-992 году, и архиепископа Феодора, – отличается написанием бороды.

Труды

Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что Феодор совместно с преподобным Сергием Радонежским написал два послания митрополиту — в июне—нач. октября 1378 года и в кон. 1384—нач. 1385 года. Кроме того, в 1386 году он безусловно принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена.

Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. Язык его переводов отличается простотой, четкостью и выразительностью. Ему принадлежат переводы следующих произведений:

  • Канон на Успение Богородицы [6]
  • Канон в глад и томление от скудства житнаго [7]
  • Канон Богородице о бездождии с акростихом [8]
  • Молитва в бездождие [9]
  • Чин малого освящения воды [10]
  • Молитвы Филофея «на покрестьи» [11]
  • Канон-молебен Богородице [12] - перевод искусно выполнен в форме акростиха («краегранесия»)

Молитвы

Тропарь, глас 4

От юности твоея добре воспитався трудами, воздержанием, постом и молитвами, чисту и непорочну сотворил еси душу твою, сего ради на престол святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верные сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре, и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

Ин тропарь, глас 5

От юности, премудре, прилежно подвизався, и извещением Святаго Духа превеликую обитель воздвиже Пресвятой Богородице в похвалу Рождества Ея, струями же слез твоих безплотныя враги погрузил еси, и, жития твоего целомудрие со ангельскими лики совокупился, преподобне отче Феодоре, с ними же Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

В молитвах Господеви предстоя, якоже крепкий адамант во утвари, по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами, ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився, но, яко имея дерзновение к рождшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему, Егоже моли непрестанно о всех нас.

Литература

  • Буслаев, Ф. И., Исторические очерки русской народной словесности, СПб., 1861, т. 2, 379.
  • Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви, СПб., 1866, т. 4, 260; СПб., 1877, т. 8, 47.
  • Ключевский, Древнерусские жития, 92, 353—354.
  • Строев, П., Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви, СПб., 1877, стб. 149.
  • Барсуков, Источники агиографии, стб. 591—592.
  • Мансветов, И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности, М., 1882, 57—58, 63.
  • Толстой, М. В., "Книга глаголемая о российских святых," ЧОИДР, 1887, кн. 4, отд. 2, 95—97, № 227.
  • "Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского (по Синодальному списку 1723 г. № 580) / Сообщил архим. Леонид," Душеполезное чтение, 1891, май, 3—15; июнь, 145—154; июль, 303—315.
  • Сергий, Полный месяцеслов Востока, Владимир, 1901, т. 2, 369.
  • РИБ, СПб., 1908, т. 6, стб. 419—426, № 5; стб. 212, 216—220, № 33.
  • Федотов, "Феодор," РБС, 1913, т. 25, 313—316.
  • Будовниц, Словарь, 102, 351, 353.
  • Прохоров, Г. М., "К истории литургической поэзии: Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина," ТОДРЛ, Л., 1972, т. 27, 140, 142, 144—147.
  • Прохоров, Г. М., Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы, Л., 1978, 28, 54—60, 78, 104, 110—113, 166—188, 193—204, 224—228.
  • Дробленкова, Н. Ф., "Феодор," ТОДРЛ, Л., 1985, т. 40, 169—171.

Использованные материалы



[1]  Также упоминается как преподобный - см. житие Ферапонта Можайского c портала "Русские святые", http://saints.ru/f/9inprpFeropontMozhaiskii.html.

[2]  Хотя доступные источники указывают, что Феодор подвизался под началом преподобного Сергия, в книге диакона Ильи Соловьева Крутицкое подворье в прошлом и настоящем, М., 2004, указывается, что с 12-ти летнего возраста в течении 30 лет он подвизался на Крутицком подворье. См. http://krutitsy.ru/index.php?mode=pages&id=22

[3]  О том, что Феодор лишался сана, упоминается в сделанном им переводе канона-молебна Богородице (ГИМ, Синод. собр., № 501 (468), Канонник 1457 г., л. 157 об. —164). Заглавие гласит: "Канон-молебен ко пресвятей богородице, певаемь от лица незрящего человека. Творение Иоанна Евхаитскаго. Приведен же бысть на рускый язык от многогрешнаго и ради премногих различных зол и преступлений отриновенаго от церкви, от лица святительска, именем же Феодора, аще и недостойна, но рекше — презвитера". См. об этом в ст. Дробленковой, Н. Ф. в Словаре книжников и книжности Древней Руси, http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4675

[4]  Основная версия. Иные источники указывают 1395 год.

[5]  ГИМ, Синод. собр., № 580.

[6]  Атрибуция и перечень списков в работе Прохоров, Г. М., К истории литургической поэзии..., 144, № 10.

[7]  Атрибуция и перечень списков в работе Прохоров, Г. М., К истории литургической поэзии..., 145, № 17.

[8]  Атрибуция и перечень списков в работе Прохоров, Г. М., К истории литургической поэзии..., 142, № 1.

[9]  Атрибуция и перечень списков в работе Прохоров, Г. М., К истории литургической поэзии..., 146-147, № 2.

[10]  ЦГАДА, собр. Московской Синодальной типографии, № 42

[11]  ГБЛ, собр. МДА, № 183

[12]  ГИМ, Синод. собр., № 501 (468), Канонник 1457 г., л. 157 об. —164

Редакция текста от: 10.06.2013 07:39:43

"ФЕОДОР III РОСТОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google