Свт. Евфимий, патриарх Тырновский |
Память 20 января (Болг. [1]; Греч. [2]; ПЦА [3]), 9 октября - прославление мощей в 2023 году (Болг. [4]) и в Соборе Болгарских святых
Источником сведений о жизни патриарха Евфимия является Похвальное слово, которое составил его ученик митр. Киевский Григорий (Цамблак) после получения известия о его смерти, ок. 1415-1418 годов, с целью инициировать его канонизацию [5].
В молодом возрасте Евфимий стал послушником, а затем монахом Килифаревского монастыря, основанного около 1350 года прп. Феодосием Тырновским. Через некоторое время прп. Феодосий передал Евфимию руководство обителью. В начале 1360-х годов монастырь разорили турки, и Феодосий вместе с Евфимием и несколькими учениками (среди них, весьма вероятно, был и буд. митр. Московский и всея Руси Киприан) уехал в Константинополь и поселился в обители во имя св. Маманта, издавна связанной со славянскими землями. После смерти прп. Феодосия (1363) Евфимий жил в Студийском монастыре в Константинополе, затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре, затем в скиту Селина близ болгарского монастыря Зограф.
Около 1370 года как противник унии с Римом, навязываемой визант. имп. Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом Константинопольским Филофеем Коккином, Евфимий был подвергнут краткому заточению на острове Лемнос.
Вероятно, в 1371 году вернулся в Болгарию и возглавил монастырь Св. Троицы близ Тырнова, вскоре ставший крупнейшим центром православной духовной и книжной деятельности в Центральной и Юго-Восточной Европе, здесь переводились с греческого на славянский язык библейские, литургические и другие книги. Ученики Евфимия, по словам митр. Григория (Цамблака), "стали учителями в благочестии своих отечеств", т. к. распространяли просвещение в Сербии, Валахии, Молдавии, Великом Литовском княжестве и московских землях. Среди учеников Евфимия помимо митр. Григория были буд. митр. Московский и всея Руси Киприан, митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос), игум. Тисманского монастыря прп. Никодим Румынский и др.
В 1375 году на Соборе болгарского духовенства Евфимий был избран Тырновским патриархом.
Управляя Болгарской Церковью, Евфимий следовал за церковной политикой Константинопольских патриархов-исихастов Каллиста I и Филофея Коккина, строго следил за чистотой Православия и вел борьбу с разными ересями, в т. ч. и с поздними формами богомильства. В синодик царя Борила были внесены анафемы против мон. Феодосия (Фудула) и учителя его Пиропула, однако неясно, в чем состояла их ересь.
Патриарх Евфимий заботился о нравственном состоянии паствы, запретил четвертый брак, осуждал неблагочестивые обычаи населения. Православные славяне и румыны уважали патриарха Евфимия и обращались к нему за разъяснением церковных канонов и правил. В 1393 году в отсутствие болг. царя Иоанна Шишмана он разделил с паствой тяготы осады и падения болгарской столицы, репрессии и выселение захватчиками. Григорий (Цамблак) намекает на какое-то противодействие туркам знатных граждан города, за что все 110 чел., в т. ч. и патриарх Евфимий, были приговорены к казни. Как описано в Похвальном слове, когда патриарх Евфимий, ожидая казни, положил голову на плаху, внезапно рука палача онемела. Турецкие власти испугались и заменили казнь ссылкой в т. н. Македонию - топоним, который в XIV веке воспринимался весьма широко и иногда охватывал и Фракию. По всем данным патриарх был сослан в Бачковский монастырь. В монастыре он продолжил книжную деятельность. Патриарх Евфимий был известен красноречием, его современник митр. Иоасаф Бдинский писал в 1396 году, что "тогда… говорили многие: «Лучше бы солнце угасло, но не замолкал бы Евфимиев язык!»"
Точных сведений о времени и месте смерти патриарха Евфимия не сохранилось. Возможно, он скончался 10 января, как указано в заглавии единственного молдавского списка Похвального слова Григория Цамблака. 20 января как день его памяти появился в русских списках в XVI и XVII веках по аналогии с днем памяти прп. Евфимия Великого. Многочисленные легенды о последних годах его жизни были собраны в конце XV-XVI веков в "Ловчанском сборнике" (сохранилась фотокопия XIX века). Одна из приписок к сборнику сообщает о тайном погребении патриарха (здесь он уже назван святым, что указывает на его почитание) в Богородицкой церкви Бачковского монастыря, которая в момент составления сборника уже была разрушена. Это свидетельствует о том, что в конце XV века место захоронения было неизвестно. В настоящее время могила патриарха Евфимия считается утраченной. В начале XX века в монастыре были открыты гробницы: близ западного входа в главную церковь (XVII века) и под сводами церкви арх. Михаила (XI в.), в одной из которых, возможно, был погребен патриарх, но исследователи считают эти могилы "благочестивой фальсификацией". Наиболее вероятно, что патриарх Евфимий был похоронен в одной из 17 гробниц, которые находились в притворе старого кафоликона (XI в.), разобранного при строительстве нового в 1604 году [6].
Почитание
Ссылаясь на то, что не сохранилось ни одного болгарского списка Похвального слова Евфимию митр. Григория Цамблака, К. Иванова пришла к выводу, что автор написал его в период проповеди в Сучаве либо в период пребывания на кафедре в Киеве с целью инициировать прославление своего учителя, а не как следствие распространения его почитания [7]. На основании упоминания патриарха Евфимия как святого в заглавии одной из молитв в Служебнике начала XVI века П. А. Сырку сделал вывод, что в XVI веке он почитался в афонском монастыре Зограф, а отсутствие более поздних следов его почитания (в т. ч. Жития и службы) объяснил последовавшим запустением монастыря [8].
Гимнография
Помимо Похвального слова в отрывке рукописи, происходящей из Бобошевского монастыря, под 17 июля сохранилась стихира, посвященная патриарху Евфимию [9]. На основании текстуальных совпадений между Похвальным словом и этой стихирой можно предположить, что была и служба в честь патриарха Евфимия, которая не сохранилась. Совр. служба в честь свт. Евфимия была составлена еп. Левкийским Парфением (Стаматовым) в 1951 году [10].
Иконография
Самая ранняя икона свт. Евфимия (двусторонняя - на второй стороне прп. Феодосий Тырновский) второй половины XVIII века из церкви во имя св. Петки в г. Ловеч (ныне в городском музее) близка к его изображению в "Стематографии" Христофора Жефаровича [11]. Захарий Зограф в 1847-1848 годах изобразил патриарха Евфимия на южной стене притвора Троянского монастыря и в Преображенском монастыре Велико-Тырнова, а в 1864 году А. Атанасов и Г. Данчев - в Араповском монастыре св. Недели.
Сочинения
Сочинения патриарха Евфимия немногочисленны. Наиболее высокую оценку современников получили его переводы с греческого языка. По инициативе патриарха Евфимия в обиход Болгарской Церкви был введен Иерусалимский устав, проводилась масштабная справа церковных книг, приблизившая язык и орфографию болгарских рукописей к образцам, созданным в 1330-60-х годов на Афоне, литургическая практика была согласована с константинопольскими и афонскими богослужебными канонами, был составлен свод Житий почитаемых в Тырнове святых, служб и похвал им. Указания на авторство патриарха Евфимия содержат заглавия Житий четырех святых: Иоанна Рыльского, Илариона Меглинского, Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской), Филофеи Тырновской. Ему также приписывают Похвальные слова (аколутии) святым Константину и Елене, Михаилу Воину, Иоанну Чудотворцу, еп. Поливотскому, вмц. Кириаке (Неделе), службы святым царице Феофании (с параклисом) и Параскеве (Петке) Тырновской [12]. В редакциях большинства составленных им Житий святых и похвал болгарским святым дополнены части, повествующие об истории первых царей из династии Асеней и прославляющие мощь Болгарского царства, неотделимого от Тырновской Патриархии. Среди литургических трудов патриарха Евфимия важное место занимает переведенный с греческого языка Служебник, включающий тексты литургий святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров, диаконского чинопоследования (диатаксиса). Одна из трех сохранившихся рукописей Служебника (НБКМ. № 231), возможно, содержала дополненную Евфимием редакцию Синодика царя Борила, сохранившуюся в т. н. Палаузовском списке (нач. 1380-х годов; НБКМ. № 289. Л. 1-62). Возможно, патриарх Евфимий перевел Житие прп. Феодосия, составленное патриархом Константинопольским Каллистом, "Догматическую паноплию" Евфимия Зигабена, части Триодного и Минейного панегирика (торжественника) и др. Источниками для литургического творчества патриарха служили древнеболгарские литургические кодексы и труды патриарха Константинопольского Филофея Коккина, отдельные молитвы и литургические указания которого Евфимий перевел с греческого на славянский язык. Сохранилось четыре послания патриарха Евфимия: на Афон Киприану (до 1375) и в Валахию - Унгро-Влахийскому еп. Анфиму и прп. Никодиму Румынскому.
Сочинения патриарха Евфимия в XV-XVII веках широко распространялись в православном славянском мире. Константин Костенечский, учителем которого был Андроник, один из учеников патриарха в Бачковском монастыре, назвал "великого этого искусника [Евфимия] славянских письмен <...> светилом стран тех, что воистину явилось и поныне [является] до реки глаголемой Марица, и в Скифских странах, и в Загорье". Почти в полном составе книжное наследие патриарха Евфимия перешло в Валахию и Молдавию, где, как предполагают ученые, был полностью переписан 10-томный свод отредактированных им Житий, похвал и служб. Труды патриарха копировались в Бачковском и Рильском монастырях, в сербских землях, на Афоне, в Великом Литовском княжестве, в Москве и Новгороде. Из Житий, составленных патриархом Евфимием, на Руси и в Великом Литовском княжестве стали популярными Жития Параскевы (Петки), Илариона Мегленского и Филофеи Тырновской, из Похвальных слов в русских торжественниках встречается только Похвала равноапостольным Константину и Елене и перевод отрывка из творения еп. Евсевия Кесарийского, посвященного имп. Константину. В XVI веке написанные патриархом Евфимием Жития болгарских святых вошли в Великие Четьи Минеи, в XVIII веке - в свод свт. Димитрия Ростовского.
Публикации:
- Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии. Т. 1. Вып. 2: Литург. труды патр. Евфимия Терновского: Тексты. СПб., 1890;
- Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393) / Hrsg. E. Kałužniaсki. W., 1901. L., 1971r;
- Коцева Е. Евтимиев служебник: Софийски препис от 80-те г. на ХIV в. София, 1985;
- Mihăilă G. Cultură şi literatură română veche ín context european: Studii şi texte. Bucur., 1979. Р. 217-379;
- Патриарх Евтимий: Съчинения / Въст. студ.: К. Янакиев; съст.: К. Иванова. София, 1990.
Литература
- Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1: Время и жизнь патр. Евфимия Терновского;
- Попов Х. Евтимий, последен търновски и трапезицки патриарх. Пловдив, 1901;
- Киселков В. С. Патриарх Евтимий. София, 1938;
- Григорий Цамблак, митр. Похвално слово за Евтимий от Григорий Цамблак / Съст.: П. Русев, И. Гълъбов, А. Давидов, Г. Данчев. София, 1971. С. 232-233;
- Иванова К. Житийно-панигиричното наследство на Търновската книжовна школа в балканската ръкописна традиция // Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2: Ученици и последователи на Евтимий Търновски. С. 193-214;
- она же. Житието на Петка Търновска от патр. Евтимий: Източници и текстологически бележки // Старобълг. лит-ра. София, 1980. Кн. 8. С. 13-31;
- она же. Похвалното слово за Йоан Поливотски от Евтимий Търновски // Там же. 1982. Кн. 12. С. 30-53;
- она же. Литературни наблюдения върху два похвални слова от Евтимий Търновски // Там же. 1983. Кн. 14. С. 10-36;
- она же. Патр. Евтимий. София, 1986;
- она же. О слав. переводе «Паноплии догматики» Евфимия Зигабена // Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 101-105;
- она же. Новоизводните търновски сборници и въпросът за ролята на патр. Евтимий в техния превод // Старобълг. лит-ра. 1991. Кн. 25/26. С. 124-134;
- Станчев К. Евтимиевата школа в контекста на европейското духовно развитие // Там же. 1982. Кн. 11. С. 8-18;
- Макарий (Веретенников), архим. Болг. патр. Евфимий и Всероссийский митр. Макарий: К вопросу их сравнительной характеристики // Международен симпозиум: 1100 години от блажената кончина на св. Методий. София, 1989. С. 219-225;
- Hébert M. Hesychasm, Word-Weaving and Slavic Hagiography: The Literary School of Patriarch Euthymius. Münch., 1992;
- Кенанов Д. Ораторската проза на патр. Евтимий. Вел. Търново, 1995;
- он же. Евтимиева метафрастика: Път и мисия във времето. Пловдив; Вел. Търново, 1999;
- Полывянный Д. И. Евфимий Тырновский и визант.-слав. общность во 2-й пол. XIV в. // Интеллектуальная история в лицах: 7 портретов мыслителей Средневековья и Возрождения. Иваново, 1996. С. 41-55;
- Патр. Евтимий Търновский неговото време: Мат-ли от национална научна сесия «600 години от заточението на св. Евтимий, патр. Търновски» (Вел. Търново, 6 окт. 1993) / Ред. кол.: Г. Данчев и др. Вел. Търново, 1998;
- Станков Р. Исихазмът, стилът «плетение словес» и езиково-правописната реформа на патр. Евтимий. София, 1999;
- Денкова Л. Отгласите на високата философичност - Григорий Нисийски и патр. Евтимий // Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1999. Т. 6. С. 643-652;
- Zamfirescu D. Les grands Ménologies de lecture du patriarche Euthyme de Tarnovo // Там же. 2002. Т. 7. С. 87-104;
- Кожухаров С. Патр. Евтимий: Параклис за царица Теофана // Он же. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 140-145;
- Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 347-365.
Использованные материалы
- Д. Чешмеджиев, Д. И. Полывянный. "Евфимий" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 374-376.
- «Православната църква почита паметта на Св. Теодосий Търновски» - страница болгарского сайта «Радио Варна» bnr.bg/varna/. (взята иллюстрация)
[1] "Св. Евтимий, патриарх Търновски". Страница календаря на официальном сайте Болгарского Патриархата. - https://bg-patriarshia.bg/calendar.php?month=0
[2] "Ὁ Ἅγιος Εὐθύμιος Ἀρχιεπίσκοπος Τυρνόβου", - страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/1820/sxsaintinfo.aspx
[3] Календарь на официальном сайте Православной Церкви в Америке, - https://www.oca.org/saints/lives/2020/01/20
[4] "День прославления мощей святителя Евфимия, Патриарха Тырновского, впервые отметила Болгарская Церковь" // Портал Благовест.Info, https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=105675; "Болгарская Церковь впервые отметила день прославления мощей святителя Евфимия, патриарха Тырновского" // Портал Global Orthodox, http://gorthodox.com/news-item/bolgarskaya-cerkov-vpervye-ot...ogo.
[5] Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168
[6] Чешмеджиев Д. Бачковският манастир и гробът на Патриарх Евтимий // Црквене студиjе. Ниш, 2005. № 2. С. 169-195
[7] Иванова. 1986. С. 100-101
[8] Сырку. 1890. С. 57-58
[9] Калев Д. Богослужебна прослава на св. патриарх Евтимий // ДК. 1979. Кн. 1. С. 26
[10] Минея. Янв. М., 2002. Т. 5. Ч. 2. С. 183-197
[11] Неделчев М. Иконата на св. Евтимий Търновски патриарх // Ловеч и Ловчанско. София, 1930. Кн. 2. С. 89; Ангелова С. Уникална двулицева икона от Ловеч на св. Патриарх Евтимий и св. Теодосий Търновски // ДК. 2004. Кн. 4. С. 29-32
[12] см.: Кожухаров С. Търновска (Евтимиева?) служба за св. Петка Епиватска // Он же. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 109-139