Серапион Схоластик (+ ок. 356-370), епископ Тмуитский, святитель, исповедник [1], выдающийся духовный писатель IV века
Память 21 марта [2], 7 февраля (Греч.)
Имел широкое светское образование и был известным ритором. Около 282 года был назначен начальником огласительного Александрийского училища. Однако Серапион отказался от суетной мирской учёности ради монашеской жизни и стал учеником преподобного Антония Великого. Впоследствии был избран игуменом.
Вскоре после того, как в 326 году святитель Афанасий вступил на Александрийскую кафедру, он призвал из пустыни своего "друга и товарища" Серапиона и рукоположил его во епископа города Тмуита (в Нижнем Египте). Воспринявший это как волю Божию, святой Серапион вместе со святым Афанасием встал на защиту Православия, находившегося под угрозой из-за арианских смут. Будучи сослан в Рим, Афанасий писал Серапиону письма, наставляя в руководстве Церковью.
Святитель Серапион был в числе ста египетских епископов, подписавших оправдательное послание в защиту святителя Афанасия ко всем православным епископам. Выступил горячим сторонником Афанасия и на Сардикийском Соборе.
Когда святитель Афанасий в третий раз занял Александрийскую кафедру, он направил святителя Серапиона на Запад, ко двору императора Констанция и папы Римского святителя Ливерия, поставив его во главе делегации епископов и священников, чтобы противостоять опасностям, исходящем от козней ариан. Созомен так писал об этом:
Святитель Серапион постоянно писал Афанасию, чтобы получить разъяснения по встававшим перед Церковью сложным догматическим вопросам. Александрийский архиепископ отправил своему другу четыре важных догматических послания, в которых, в опровержение новой ереси македониан, утверждалась Божественность Святого Духа.
Несмотря на многие заботы, связанные с епископским служением, святитель Серапион не оставлял своим попечением и насельников монастырей, преимущества жизни в которых красноречиво обозначил в "Письме к монахам" ("Έιστολη πρός μοναζοντας"):
Преподобный Антоний Великий находился в "искренней дружбе" с Серапионом, посвящал его в содержание своих видений о положении Церкви. Святителям Серапиону и Афанасию отец пустынников завещал перед смертью две свои милоти, обозначив этим, что дух его почил на них. Когда Антоний Великий скончался, Серапион обратился к его ученикам с письмом:
За свою смелую защиту святителя Афанасия Серапион по приказанию императора был сослан. Из места ссылки святой поддерживал посланиями других египетских епископов, скрывшихся в Диокесарии Палестинской. В частности, в письме к епископу Евдоксию он говорит об опасности греха и непоколебимости Церкви Христовой среди гонений и испытаний:
Вскоре Серапион получил возможность возвратиться в Египет, на прежнюю кафедру.
Год кончины святителя Серапиона точно не известен. Одни полагают, что он скончался ранее Селевкийского Собора 359 года [7]. Другие относят его смерть к 366 году. В Западных месяцесловах дата кончины указывается как 370 год [8].
Труды
Христианская древность считала Серапиона весьма плодовитым писателем с глубоким богословским умом и обширной для своего времени эрудицией. Блаженный Иероним Стридонский писал:
Помимо упомянутого жития преподобного Антония (ныне известно только в славянском переводе), сохранилось также известное только на коптском языке житие преподобного Макария Великого. Составленные Серапионом "Монашеские правила" ("Regula ad monachos") дошли до нас в латинском переводе.
"Книга против манихеев" ("Liber adversus manicheos"), состоящая из 27 глав, впервые стала известна в извлечениях Сикста Синенского. Полный её латинский перевод, сделанный в XVI веке Франциском Туррианом, впервые напечатан Генрихом Канизием в V томе его "Antiquae lectiones". Греческий текст "Книги против манихеев" в первый раз был напечатан по неисправному голштинскому кодексу гамбургской библиотеки Баснажем в "Thesaurus Canisianus", потом Годландом в "Veter. patr. bibliothec." и, наконец, Минем в "Patrol. curs. complet." (т. XL). О выдающихся достоинствах "Книги против манихеев", кроме блаженного Иеронима, говорят святители Епифаний в сочинении "О ересях" и Фотий Великий, поставивший её автора в один ряд со святителем Титом Бострийским.
"Книга о надписании псалмов" до нас не дошла, но труды святителя Серапиона по изучению Священного Писания, преимущественно книг Ветхого Завета, не подлежат сомнению. Святитель Филарет Черниговский указывает толкования Серапиона в своде толкований на Осмокнижие по рукописям библиотек тирской (№ 50), венской (№ 7) и венецианской святого Марка (№ 15). Профессор А. А. Дмитриевский сообщает о толкованиях Серапиона в своде на Пятикнижие Моисеево по рукописям библиотек ватиканской (№№ 746, 47 и 48), венской (№ 4) и патмосской (№ 216).
О сочинении Серапиона - "Полезные послания к разным лицам" - мы ничего не знаем, если не включать в их число вышеупомянутых писем Серапиона к епископу Евдоксию и к монахам.
А. А. Дмитриевский в пергаментной рукописи X-XI века, принадлежащей библиотеке лавры святого Афанасия на Афоне, нашёл сочинение Серапиона литургического, или церковно-богослужебного, характера. Сочинение это, которое Дмитриевский называет "Евхологием", важно как по личности автора его, жившего до великих литургистов Востока - Василия Великого и Иоанна Златоустого, так и по полноте состава или объема, во многом напоминающего VIII книгу "Постановлений апостольских". О древности "Евхология" говорит и простота состава чинов, и несложность обрядовых действий.
Литература
- Свт. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский, Историческое учение об отцах церкви, т. II, СПб., 1882.
- Дмитриевский А., "Евхологион IV века Сарапиона, еписк. Тмуитского", Труды Киевской дух. академии, 1894, февраль.
Использованные материалы
- "Серапион епископ Тмуитский", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт., М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011, т. III, с. 592-594 ("[7 февраля] Память святителя Серапиона, епископа Тмуитского"); т. IV, с. 486-488.
[1] "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 389-390.
[2] "[7 февраля] Память святителя Серапиона, епископа Тмуитского", Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт., М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011, т. III, с. 592-594. В сноске на с. 592-593 сказано: "Отсутствующая в византийских Синаксарях память этого великого исповедника Православия находится под 7 февраля в Евангелиарии Parisianus gr. 282 (IX в.), л. 233. "Римский Мартирологий" относит её к 21 марта, смешивая святого с Серапионом Синдонитом. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена". Под 21 марта "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" отмечена в "Житиях" свт. Филарета Черниговского (Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 389-390) и прп. Иустина (Поповича) (https://svetosavlje.org/sr/zitija-svetih-4/22/).
[3] Созомен, Церковная история, кн. IV, гл. 9.
[4] Цит. по: "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 390.
[5] "Письмо на смерть св. Антония".
[6] Цит. по: "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 389-390.
[7] В "Житиях" Макария Симонопетрского: "около 356 г.".
[8] См., напр., "St. Serapion the Scholastic", страница римо-католического месяцеслова Catholic Online, http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=2501
[9] Иероним Стридонский, О знаменитых мужах, гл. 99.
[10] "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 389.