Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРИМИНО-СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР

Перенаправлено со статьи "СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР 359"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Аримино-Селевкийский Собор

Состоялся в 359 году по инициативе имп. Констанция II в городах Аримин (совр. Римини , Италия) и Селевкия Исаврийская (совр. Силифке , Турция) и явился важным этапом в истории арианства и борьбы с этой ересью. К тому времени антиникейское движение уже распалось на различные направления: собственно ариан, крайних ариан, учивших о неподобии Сына Отцу (аномеев); сторонников учения о подобии Сына Отцу, но без признания подобия по существу (омиев); последователей учения о совершенном подобии Сына Отцу и по сущности (омиусиан). Омиусиане по основам мировоззрения были столь близки к сторонникам никейского учения, что многие ученые (А. Спасский, В. Болотов) считали их православными.

После признания на созванном аномеями Антиохийском Соборе 358 года т. н. 2-й сирмийской формулы (357), осудившей понятия "сущность" (греч. οὐσία), "единосущный" (ὁμοούσιος) и термин "подобосущный" (ὁμοιούσιος), омиусиане, официально заявившие о себе на Анкирском Соборе 358 года, приняли окружное послание, выражающее убеждение, что Сын подобен Отцу не только по силе или энергии, но и по сущности (это было повторением решений Антиох. Собора 341 г.). Окружное послание было доставлено от имени Собора имп. Констанцию в его ставку в г. Сирмий делегацией во главе с еп. Василием Анкирским. Под влиянием еп. Василия Констанций утвердил положения, принятые Анкирским Собором (т. н. 3-я сирмийская формула), и отстранил епископов-аномеев от управления епархиями.

Однако через некоторое время арианская партия во главе с влиятельными при имп. дворе Валентом, еп. Мурсийским, и Урсакием, еп. Сингидунским, вновь возобладала, поддержка Констанцием омиусиан не принесла столь желанного им мира, напротив, начались массовые ссылки противников Анкирского Собора и новые нестроения. В связи с этим император решил созвать новый Вселенский Собор, который выработал бы приемлемую для всех вероисповедную формулу.

После многократной перемены места, сроков и порядка проведения Собора было решено созвать одновременно два Собора: зап. епископы получили приказ ехать в Аримин, а восточные - в Селевкию Исаврийскую. Было решено собрать представителей всех направлений и выработать предварительные положения, которые и вынести на утверждение Соборов. Арианам удалось убедить еп. Василия отказаться от понятия "подобосущный" и заменить его понятием "подобен во всем". Они мотивировали это тем, что слова "существо" и "единосущие" "были причиной разделения церквей… что из-за двух слов, и притом не находящихся в Писании, не следует раздирать тело Церкви и что Сына надо называть подобным Родившему по всему, а слово «существо», как чуждое Писанию, оставить" [1]. Эти положения, оформленные в виде Послания к императору, составили 4-ю сирмийскую формулу (из-за проставленной в Послании точной даты, 22 мая 359 г., оно получило название "датированной веры").

В Аримине собралось до 400 епископов из зап. областей империи, в основном твердо придерживавшихся Никейского Символа веры, которые подавляющим большинством не только отвергли вероисповедание, предложенное им посланниками императора Валентом и Урсакием, но и анафематствовали арианствующих епископов. Лишь 80 епископов поддержали Валента и Урсакия и подписали 4-ю сирмийскую формулу. От Ариминского Собора к императору отправилось два посольства: от православного большинства и от согласного с арианами меньшинства. Валент и Урсакий опередили православное посольство и настроили императора против защитников Никейской веры: Констанций II не принял послов, отослав их в Адрианополь дожидаться его решения, и запретил епископам разъезжаться из Аримина. Вскоре послы встретились во фракийском г. Ника с Валентом и Урсакием и под их давлением подписали новую вероисповедную формулу, которая соответствовала 4-й сирмийской, за исключением того, что из тезиса подобия Сына Отцу было изъято κατὰ πάντα (во всем), и, т. о., отношения Сына к Отцу были сведены к простому подобию (эта формула вошла в историю как "никская вера"). После такой уступки послов быстро отпустили в Аримин, где они вместе с Валентом и Урсакием должны были получить подписи остальных членов Собора. Под давлением светских властей и поддавшись уговорам ариан, почти все епископы подписали новую "никскую" формулу.

На восточный Собор в Селевкии Исаврийской приехали лишь 150 епископов, из них чуть более 100 омиусиан и несколько десятков аномеев и омиев. Собор начал свою работу 27 сентября 359 года, и сразу же разгорелись яростные споры как по процедуре ведения, так и по существу дела. Почувствовавшие поддержку аномеи потребовали осуждения Никейского Символа и отказа даже от признания какого-либо подобия Сына Отцу. Омиусиане, омии и немногие сторонники Никейской веры объединились против радикализма аномеев. На следующий день омиусиане, собравшись отдельно, подписали вероисповедную формулу Антиохийского Собора 341 года. Селевкийский Собор распался, так и не приняв никакого решения. Имп. Констанций II потребовал к себе представителей противоборствующих сторон, но и диспуты в его присутствии не привели к выработке какой-либо единой формулировки. Тем временем Урсакий и Валент привезли подписанную западными епископами "никскую" формулу, и имп. Констанций настоял на ее признании всеми участниками собрания. После долгих споров омиусиане 1 января 360 года были вынуждены подписать "никскую" формулу, согласно которой признавалось простое "подобие" Сына Отцу.

Литература

  • Болотов. Лекции. Т. 4. С. 73-80;
  • Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Серг. П., 1914. С. 384-410;
  • Карташев. Соборы. С. 82-96;
  • Андреев А. П. Вселенские Соборы IV-V вв. М., 1879. С. 72-110;
  • Botte B., Marat H. Le concile et les conciles: Contribution à l'histoire de la vie conciliaire. Chevetogne, 1960. P. 64-65;
  • Histoire des conciles œcuméniques. P., 1962. T. 1;
  • Ortiz de Urbina I. Nicée et Constaninople. P., 1963. P. 119-136.

Использованные материалы



[1]  Theodoret. Hist. eccl. II 18

Редакция текста от: 08.09.2019 14:40:30

"АРИМИНО-СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google