Свт. Фотий Константинопольский |
Память 6 февраля и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)
Родился около 820 года в семье святых Сергия и Ирины. Его отец был братом патриарха Тарасия, т.е. по рождению он принадлежал к высшей знати и происходил из семьи, верной почитанию святых икон. Отец его много претерпел от иконоборцев за свой строго православный образ мыслей, лишившись должности и имущества, по некоторым сведениям он скончался мученической смертью за защиту икон.
Получил блестящее образование и приобрел обширные и глубокие познания в богословских, философских и других науках.
Карьера будущего святителя началась в царской гвардии и продолжалась в государственной канцелярии. Состоя в родственных отношениях с императорским домом [2], занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: "сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними".
В доме Фотия собирались любознательные люди, с которыми он делился плодами своих занятий; беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского характера; располагая богатейшей, собранной им самим библиотекой, Фотий прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений и метко оценивал их со стороны формы и содержания. Зато властная натура Фотия требовала от учеников безусловного повиновения. Даже и впоследствии, когда он занимал патриарший престол, дом его продолжал быть средоточием живой умственной деятельности. Он не знал ни одного языка, кроме своего родного греческого; даже языки латинский и еврейский, без которых не может обойтись ни один современный нам богослов, были ему незнакомы. Это объясняется тем, что Византия в IX веке сохраняла еще положение мировой державы и византийцы, подобно своим предкам — эллинам, довольствовались собственной культурой и склонны были смотреть на другие народы, не исключая "латинян", как на варваров. Фотий был настоящий византиец; это помогло ему стать во главе церковного и национального движения против Рима.
Первое патриаршество (858-867)
Икона свт. Фотия Константинопольского |
В преемники Игнатия был намечен Фотий, что оправдывалось его общепризнанной ученостью и благочестием, родством с патриархом Тарасием и с царским домом. То обстоятельство, что Фотий возводился в патриархи прямо из мирян, не составляло препятствия в глазах поддерживавшей его партии, так как при подобных же обстоятельствах сделались патриархами Тарасий и Никифор.
Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а 25 декабря 858 года епископами Сиракузским Григорием Асвестой, Гортинским Василием и Апамейским Евлампием был посвящен во епископа с возведением на патриарший престол.
В глазах игнатиан, сторонников низложенного патриарха Игнатия, Фотий был узурпатором. Завязалась полная трагизма борьба между игнатианами и фотианами. Начало этой борьбы следует искать не в личных отношениях вождей обеих партий, а в предшествующей истории Византийской Церкви, особенно в тех отношениях, которые господствовали в Византии во время управления просвещенного патриарха Мефодия. Вся многочисленная партия последнего не могла не тяготиться правлением Игнатия, который при всей своей высокой нравственности был ревностным аскетом и покровителем монахов, особенно монахов Студийского монастыря, несочувственно относившихся к широким и гуманным церковным мерам Мефодия. Партия Мефодия единодушно поэтому поддержала кандидатуру Фотия, по убеждениям своим сходившегося с Мефодием. Подобно последнему, он проявлял живой интерес к просвещению и начал свою деятельность с обновления епископата, призвав к нему людей, от которых мог ожидать содействия, преимущественно своих же учеников; подобно Мефодию, Фотий гуманно относился к еретикам и стремился ограничить непомерное влияние монахов и очистить монашество от злоупотреблений. Монахи, особенно Студийский монастырь, встретили избрание Фотия крайне враждебно; вся партия Игнатия перешла в оппозицию. Отношения партий сразу обострились: игнатиане произнесли анафему на патриарха и его приверженцев, фотиане ответили тем же. Партия Игнатия подверглась со стороны Варды жестоким преследованиям, но угрозы и насилия не могли заставить свергнутого патриарха добровольно отречься от сана.
Теснимые могущественными врагами, игнатиане решились на шаг, окончательно подорвавший их авторитет: изменив основным политическим задачам византийской Церкви, они искали опоры в безусловном подчинении папскому примату. Византийский двор и партия Фотия в свою очередь признали желательным склонить на свою сторону папу Николая I (858—867) и отправили в Рим блестящее посольство с дарами и с просьбой прислать в Константинополь легатов на собор, который должен был собраться для умиротворения церкви и уничтожения остатков иконоборства. В этом шаге восточной Церкви Николай, к которому игнатиане уже успели обратиться с унизительной апелляцией, мог видеть признание своего примата. Он послал двух епископов с приказанием ознакомиться с спором между Фотием и Игнатием и доставить ему точные сведения по этому вопросу. В двух посланиях к царю и к Фотию папа порицал незаконность действий Фотиевой партии, требовал присутствия Игнатия на соборе и отказывался признавать Фотия патриархом ранее его полного оправдания. Надменное подчеркивание папского главенства, требование выдачи конфискованного имущества Римской Церкви в Калабрии и Сицилии и притязания на восстановление папской власти в солунском и сиракузском диоцезах должны были неприятно поразить национальное чувство византийцев.
Икона свт. Фотия Константинопольского |
Свт. Фотий, поддерживаемый царем Михаилом и кесарем Вардой, приготовился к борьбе. Располагая сочувствием большинства духовенства, он внес в среду своей партии сплоченность и единодушие. Как тонкий политик, он связал с своим личным делом интересы восточной Церкви и византийской политики.
В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году - святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке.
Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. В частности, послание затрагивало вопрос о целибате и Filioque.
На соборе, состоявшемся в Константинополе во второй половине 867 г. под руководством царя Михаила и нового кесаря Василия, партия Фотия восторжествовала: папу Николая объявили низложенным и предали анафеме. Фотий воспользовался также несогласиями, возникшими между папой и западным императором Людовиком II; последнему были посланы постановления собора вместе с письмом патриарха, в котором Фотий старался склонить Людовика на свою сторону.
Низложение и заточение
Допрос патриарха Фотия. Миниатюра из "Historia Bizantina" (Византия, XII в.). Мадрид, Национальная Библиотека Испании |
Император Василий I считал столкновение с Римом слишком опасным для своего воздвигнутого на преступлении престола, династические интересы в данном случае шли вразрез с национальными и церковными. По другой версии, новый церковный переворот был вызван патриаршим обличением Василия как убийцы своего предшественника и недопущением императора до приобщения Святых Таин.
Монах Сандабарена у ног патриарха Фотия. Миниатюра из "Historia Bizantina" (Византия, XII в.). Мадрид, Национальная Библиотека Испании |
В Рим было отправлено новое посольство с извещением о восстановлении Игнатия на патриаршем престоле и с просьбой об утверждении его. Но новый папа Адриан II продолжал держать себя по отношению к Византии с той же резкостью и прямолинейностью, как и его предшественник. По прибытии послов Василия и Игнатия папа созвал в соборе св. Петра синод римского духовенства, на котором был предан анафеме Константинопольский собор, сожжены его постановления и повторены проклятия по адресу Фотия и его приверженцев. Затем три папских легата отправились в Константинополь, чтобы и там уничтожить постановления "ложного" собора, настоять на требованиях Николая и добиться признания папского главенства.
Под председательством этих легатов с 5 октября 869 г. по 28 февраля 870 г. состоялся Собор, названный римской Церковью восьмым Вселенским.
Вызванный на Собор святитель Фотий молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: "Одумались ли сами судьи?"
Решения этого собора, подписанные только 102 епископами-игнатианами, равнялись полной победе римской церкви: Фотий и его приверженцы были отлучены от Церкви, все действия их уничтожены, восточная Церковь поставлена в зависимость от курии. Святитель Фотий был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, "только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...".
Но эта победа Рима была непродолжительна. Прежде всего, в вопросе о новообращенных булгарах даже игнатиане дали решительный отпор притязаниям папы. Латинское духовенство было изгнано из Болгарии, и патриарх Игнатий послал туда своих епископов.
Настроение народа и большинства духовенства было решительно на стороне Фотия, который с достоинством, не защищаясь, выслушал приговор собора и удалился в Скепский монастырь; точно так же и многочисленные приверженцы Фотия, отказавшиеся подписать унизительную, составленную в Риме формулу и подчиниться решению управляемого легатами собора, произвели на народ огромное впечатление, усилившее авторитет Фотия. Благоприятное для Фотия движение еще усиливалось фанатизмом Игнатия и его низкопоклонством перед Римом. В лице Фотия лучшие пастыри восточной Церкви чувствовали себя униженными пред ненавистным Западом. Даже сам император Василий с течением времени вполне подчинился влиянию свт. Фотия, который был избран в воспитатели наследника престола.
Второе патриаршество (877-886)
Свт. Фотий, патр. Константинопольский. Фреска (Греция, кон. XX в.) |
Для укрепления своего положения патриарх желал примириться с новым папой, Иоанном VIII (872-882). По просьбе Василия папа прислал своих легатов на Собор, который должен был умиротворить Церковь.
На новом Соборе, состоявшем из 383 епископов и проходившем с ноября 879 по март 880 г., Фотий не только добился признания, что могло быть истолковано в смысле извинения курии, но и настоял на включении в акты Собора в опровержение решения Собора 869 г. восточной формулы об исхождении Св. Духа. Столь же решительное поражение понесли папские легаты и в вопросе о папском примате - Собор признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной), и в булгарском вопросе - Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды. Не добившись соглашения, кардинал Марин объявил, что Рим прекращает всякое общение с Фотием; Папа Иоанн VIII снова отлучил патриарха от Церкви.
Повторное низложение
При преемнике императора Василия, Льве Мудром, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора, и был низведен с кафедры в 886 году, сопровождаемый общим сочувствием.
Вторичное низложение Фотия отнюдь не привело к отречению византийской Церкви от своих притязаний; церковно-политическая программа его через несколько поколений была восстановлена с буквальной точностью; дух Фотия настолько укоренился в константинопольской церкви, что, несмотря на неоднократную поддержку папских притязаний византийскими императорами, эта церковь с успехом могла отражать властолюбивые попытки Рима. Дело Фотия было докончено патриархом Михаилом Керуларием.
Кончина и почитание
Старинные, но малодостоверные известия относят его кончину к 891 году в монастыре Арменианов (μονή των Αρμενιανών) в Команах Понтийских куда он был сослан; вообще о последних годах его жизни имеются только скудные известия.
Ввиду примирительной политики, которой держалась Византия после 886 г., реабилитация Фотия через внесение его имени в синодик могла произойти не без борьбы и колебаний и сравнительно поздно; но уже один из ближайших преемников Фотия, его почитатель и ученик Николай Мистик, сильно содействовал очищению его памяти, а на соборе 1156 г. наряду с святоотческими приводились места из сочинений Φотия [3].
Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.
Энциклопедия Брокгауза называет свт. Фотия самой крупной фигурой в Византии IX в. После полного застоя духовной жизни, продолжавшегося с середины VII в. до исхода иконоборческого периода, внезапное появление столь разностороннего и плодовитого писателя и ученого, каким был Фотий, свидетельствует о наступлении литературного и культурного возрождения в Византии, достигшего своего апогея в XII и XIII вв.
Молитвословия
Икона свт. Фотия Константинопольского |
Тропарь, глас 5
Му́дрости яви́тель све́тел быв,/ правосла́вия побо́рник яви́лся еси́ богоутвержде́н,/ отце́в добро́то,/ Фо́тие вели́кий./ Ты бо ересе́й лю́тых шата́ние столпопису́еши,/ Восто́ка боже́ственное облиста́ние/, Це́ркве све́тлосте,// ю́же сохрани́, о́тче, неколе́блему.
Кондак, гла́с 4
Це́ркве свети́льник лучеза́рнейший/ и правосла́вных путево́ждь боже́ственнейший,/ да венча́ется ны́не пе́сненными цве́ты,/ богогла́сная цевни́ца Ду́ха,/ крепча́йший ересе́й противобо́рник,/ ему́же зове́м:// ра́дуйся, Фо́тие всече́стне.
Труды
Крупнейшее из богословских сочинений свт. Фотия — "Амфилохии", названные так по имени кизического митрополита Амфилохия, к которому обращается автор. Это ряд (более 300) ученых рассуждений, чередующихся без определенной системы, о разных вопросах светской и церковной науки; сочинение это дает возможность оценить высоту византийской образованности около середины IX в. Более 3/4 "Амфилохий" касаются экзегетических вопросов по поводу текстов из книги Бытия, Пятикнижия, Псалмов и Евангелия; затронуты и догматические темы — учение о Св. Троице, искуплении, воплощении, иконопочитании и т. д. Автор совершенно не касается вопросов, по которым православная Церковь расходилась с римской, хотя сочинение написано во время первого изгнания Фотия (867—877). Святитель широко пользуется трудами Иоанна Дамаскина, Феодорита Кирского, Кирилла Александрийского и др.
К экзегетическим сочинениям Фотия принадлежат также его библейские комментарии.
В области догматики свт. Фотий еще менее обогатил византийскую литературу, чем в области экзегетики. Только опровержением филиокве он глубоко повлиял на догматическую литературу византийцев: вопрос этот красной нитью проходит через всю позднейшую богословскую литературу и породил неисчислимое количество трактатов.
Главное сочинение Фотия, направленное против латинян, озаглавлено: "Περί της τού άγιον πνεύματος μυσταγωγίας". Здесь святитель соединил все доказательства, которые можно было почерпнуть в пользу греческой формулы из св. Писания и святоотеческих трудов. Большая диалектическая ловкость и страстный тон — отличительные черты этого труда. Фотий не нападает прямо на римскую Церковь; он даже ссылается на прежних пап, как на представителей истинного вероучения против Амвросия, Иеронима и Августина. Позднейшие полемисты охотно пользовались этим трудом Фотия для борьбы с Римом.
Другое полемическое сочинение Фотия, "Διήγησις περί τής Μανιχαίων άναβλαστήσεως" посвящено опровержению главнейших манихейских и павликианских лжеучений.
К догматико-полемическим сочинениям Фотия относятся и многие его письма, напр. известное его окружное послание к епископам (Εγκύκλιος έπιστολή, 867 г.), письмо к патриарху аквилейскому по поводу спора с латинянами, сохранившееся в армянском переводе письмо к Захарии, католикосу Великой Армении. Константинопольский патриархат не терял надежды вернуть к единению армянскую церковь, единственную из восточных церквей, с которой могли поддерживаться непосредственные сношения.
Небольшое сочинение "Συναγωγαί καί άποδείξεις", несмотря на свое церковно-историческое содержание, имело целью оправдание избрания Фотия.
Свт. Фотий, патр. Константинпольский. Греческа икона (XX-XXI в.) |
Святитель Фотий был замечательный проповедник, но из его духовных речей сохранились лишь немногие, да и они не все напечатаны; они были сказаны частью по поводу праздников Господних и Богородичных, частью по поводу исторических событий. Особенно ценны две гомилии по поводу нападения русских (860 г.), принадлежащие к древнейшим свидетельствам о предприятиях русских против Византии. Оратор видит в нашествии грозных варваров тяжкую кару Божию за грехи Христианства.
Много богословских сочинений приписано Фотию неосновательно, но, с другой стороны, не подлежит сомнению, что под чужими именами скрываются подлинные труды патриарха. Ему приписывали "Номоканон", обработанный в 883 г., но теперь это мнение опровергнуто. На каноническое византийское право Фотий тем не менее оказал влияние: постановления соборов 861 и 879—880 гг., включенные им в собрания канонов, постепенно получили почти вселенское значение.
Гораздо выше значение святителя Фотия как светского писателя, тонкого ценителя и популяризатора классического образования. В "Библиотеке" (или "Мириобиблоне"), составленной по просьбе брата его Тарасия, собран без систематического расположения по содержанию или литературным родам ряд отзывов о прочитанных в кружке Фотия книгах, то в виде летучих заметок, то в виде обстоятельных рефератов с значительными выдержками, иногда и с биографическими очерками. Это — огромная компиляция, вроде тех, за которые так охотно принимались византийцы. Поражает не только разнообразие и множество прочитанных в отсутствие Тарасия книг (в "Библиотеке" 280 отзывов и извлечений из сочинений грамматиков, риторов, натуралистов, историков, врачей, из соборных постановлений, житий святых и др.), но еще более — тонкое и самостоятельное суждение Фотия; в этом отношении он — единственный из византийцев, выдерживающий сравнение с Аристотелем. Почти полное отсутствие поэзии (не считая метрических переложений библейского характера) ясно говорит о реалистическом направлении автора "Библиотеки". Особенно ценны извлечения из исторических сочинений, так как у Фотия были под рукой памятники, впоследствии совершенно или отчасти утерянные. Общеизвестные писатели, как Платон, Ксенофонт, Аристотель, Фукидид, Полибий, Плутарх, Павзаний, Гиппократ, совершенно опущены в критико-библиографическом пособии Фотия. Для облегчения чтения древних, особенно классических писателей, а также и Св. Писания, под редакцией Фотия был составлен его учениками "Словарь".
В письмах Фотия (до сих пор известно их более 260), имеющих разнообразнейшее содержание, ярко выступают индивидуальные особенности патриарха как глубокого ученого, остроумного собеседника и тонкого стилиста, соперничающего блеском своих риторических приемов со старинными мастерами.
Ему принадлежит также собрание поговорок, числом 214.
Почти все сочинения Фотия, кроме "Словаря", изданы у Migne, "Patrol. gr.", 101—104 (1860). Сведения о позднейших изданиях некоторых произведений Фотия см. у Крумбахера [5].
На русском языке издано:
- Энциклика Восточным патриархам / Пер. архиепископа Филарета (Гумилевского) // Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Церкви. СПб., 1815. То же / Пер. А. Н. Муравьева // Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 1849. То же // Платонов И. В. Патриарх Фотий. М., 1891. С. 141-144. То же / Пер. прот. Александра Иванцова-Платонова // О Римском католицизме и его отношении к Православию. Вып. 1. М., 1869. С. 223-243.
- Номоканон / Пер. Казань, 1899.
- Введение в таинство / Пер. Е. Ловягина // Духовная беседа. 1866.
- О гробе Господа нашего Иисуса Христа / Введ. и греч. текст А. Пападопуло-Керамевса. Пер. Г. С. Дестунис. Армян. текст и пер. Н. Марра // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. ХII-298.
- Беседы по случаю нашествия Россов на Константинополь / Пер. Е. Ловягина // Христианское чтение. 1882. II. С. 414 слл.
- Письма: - Князю Михаилу Болгарскому об его обязанностях князя. М., 1779. - Католикосу Армении Захарию // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. 227-245. Также: Христианское чтение. 1845. III. С. 159 слл.; IV. С. 379 слл.; 1846. II. С. 3 слл.; Духовная беседа. 1859, 1875; Воскресное чтение. 1855-1856.*
Литература
- J. Hergenröther, "Photios, Patriarch von Konstantinopel, sein Leben, seine Schriften u. das Griechische Schisma", 3 т., Регенсбург, 1867—1869);
- Г. Яреда (иером. Герасим), "Отзывы современников о Фотии" ("Христианское чтение", 1872—73);
- проф. А. П. Лебедев, "Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, Χ и XI вв." (2 изд., М., 1902);
- проф. А. П. Лебедев, "История разделения церквей в IX, Χ и XI вв." (М., 1900);
- А. Иванцов-Платонов, статья в "Журн. Мин. нар. просв." за 1892 г. (тт. 280, 281 и 283);
- Ф. И. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (СПб., 1891).
Использованные материалы
- Жизнеописания на официальном сайте Русской Православной Церкви:
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):
- Сайт Ό Άγιος Φώτιος ο Μέγας Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως (греч.)
[1] "Ὁ Ἅγιος Φώτιος ὁ Ἰσαπόστολος καὶ Ὁμολογητὴς Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2047/sxsaintinfo.aspx
[2] Cестра царицы Феодоры, царевна Ирина, была замужем за патрицием Сергием, братом Фотия.
[3] Ф. И. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности". СПб., 1891
[4] Тропари еллинстии. Февруарий (1/ 14 - 14/ 27) // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) - https://ulita-n.livejournal.com/6711.html
[5] "Gesch. der Byzantin. Litteratur", 2 изд., 1897, стр. 77 сл., 722 сл.