Тит (+ ок. 378), епископ Бострийский, ученый писатель и оратор, святитель
Память 22 февраля
Епископ города Бостра в Аравии Авранитис. Юлиан Отступник, ввиду неурядиц в Бостре по случаю восстановления язычества, объявил Титу что сочтет его и прочее христианское духовенство ответственным за беспорядки в городе. В ответ святитель Тит писал что, хотя христиан в городе больше чем язычников [1], паства осталась в мире благодаря его увещеваниям и, несмторя на провокации язычников, не нарушит спокойствия и впредь [2]. Тогда Юлиан издал рескрипт гражданам Бостры 1 августа 362 года, предлагая им изгнать Тита прочь за то, что он "очернил" жителей города, говоря что они сохраняют мир благодаря его епископским увещеваниям, а не своему собственному мирному нраву [3]. Однако, ко времени кончины Юлиана, Тит оставался Бострийским епископом [4].
Тит причисляется к епископам, подписавшим послание к императору Иовиану от Антиохийского Собора в 363 году, в котором Никейский символ принимался с оговоркой в пользу "полуарианской" трактовки понятия единосущия [5].
Кончина Тита датируется приблизительно 378 годом [6].
Оценка, почитание
Созомен [7] называет Тита, вместе с Евсевием Емесским, Василием Анкирским, свт. Кириллом Иерусалимским и другими, одним из великих церковных писателей времен Констанция. Блаженный Иероним говорит о Тите как о писателе, чья мирская эрудиция была столь же замечательна сколь его знание Священного Писания [8].
Труды
Блаженный Иероним говорит о "сильных" ("fortes") книгах святителя Тита против манихеев и "nonnulla alia" [9]. На труд против манихеев также ссылаются Епифаний [10] и Феодорит [11]. Из трудов Тита до начала XXI века дошла лишь малая доля.
Его четырехтомник "Против манихеев" ("Contra Manichæos") - один из важнейших обличительных трудов своего рода, изобилует цитатами манихейских писателей. В одном месте Тит кажется склоняющимся к Оригенову взгляду на временность адских мук. Четверная и большая часть третьей книги известна только в сирийском переводе (греч. и сир. тексты изд. Лагардом в Берлине, 1859; манускрипты содержались в библиотеке Йоханнеум в Гамбурге).
От других работ Тита сохранились лишь фрагменты, в частности толкование на Евангелие. Из них видно, что Тит принадлежал к антиохийской экзегетической школе, делая больше упора на дословное, нежели аллегорическое, толкование. Издания: Sickenberger, Texte u. Untersuchen, VI, i (новая серия); Bardenhewer-Sharan, Patrology (St. Louis, 1908), 270-1.
Источники, литература
- Tillem, Mém. eccl., vii, 385.
- Ceill, Aut. eccl., vi, 43 ff.
- Cave, Hist. Lit., i, 228.
- Migne, Patr. Gk., xviii, 1069 ff.
- Fabr, Bibl. Graec., vi, 748; viii. 684; ix. 320.
- Clinton, Fasti Rom., No. 141.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- E.V., "Titus, bishop of Bostra," Wace, Henry, Dictionary of Christian Biography and Literature to the End of the Sixth Century A.D., with an Account of the Principal Sects and Heresies, 990-991:
- Bacchus, Francis Joseph, "Titus, Bishop of Bostra," The Catholic Encyclopedia, Vol. 14, New York: Robert Appleton Company, 1912:
- Панченко, К. А., "Бостра," Православная энциклопедия, т. 6, 106-107:
[1] Так в словаре Генри Уэйса. В римо-католической энциклопедии New Advent указано, что христиан и язычников было поровну.
[2] Об этом эпизоде см. Созомен. История Церкви, V, xv.
[3] Julian Imp. Ep. 52, p. 437.
[4] Rendell, Emperor Julian, 188, 222.
[5] Сократ, История Церкви, III, xxv.
[6] Так у Панченко, К. А., "Бостра," Православная энциклопедия, т. 6, 106-107, http://www.pravenc.ru/text/153251.html. У Брокгауза и Ефрона - около 372 года. Иероним относит кончину к правлению Валента.
[7] H. E., III. 14, ad fin.
[8] Ep. 70 [84].
[9] Hieron. de Vir. Ill., c. 102.
[10] Haer. lxvi. c. 21
[11] Haer. Fab. lib. i. c. 26.