Панорама Вифлеема. Вид на исторический центр города |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Название поселения, - на древнееврейском Беф-Лехем ("Дом Хлеба"), эллинизировано как Вифлеем (Βηθλεέμ) - прообразовательно указывает на Хлеб жизни - Иисуса Христа (Ин. 6, 48). Возможно оно говорит также о том, что в древности в окрестностях Вифлеема было достаточно развито возделывание зерновых культур. С доисторического периода Вифлеем время от времени заселялся. Проводившиеся в окрестностях археологические обследования открыли ряд цистерн, причем некоторые построены в манере, типичной для бронзового века; были открыты остатки поселения и гробница железного века (X в. до н.э.).
Несмотря на довольно частое упоминание в Библии, город не играл значительной роли в политической истории Древнего Израиля. В книге Бытия город фигурирует также под именем Ефрафа, вблизи которого умерла и была похоронена Рахиль (Быт 35, 19). Возможно, что названный в Амарнских письмах XIV века до Р. Х. Bit-Lahmu ("Дом Лахму (одного из ассирийских божеств)") - не что иное, как Вифлеем [1]. В списке областей Иудеи во времена Иисуса Навина (Нав 15, 21-22) Вифлеем назван главным городом 10-й области. Он был местным центром владений рода Ефрафы (1 Цар 17, 12; Руфь 1, 2; ср.: Мих 5, 2, Руфь 4, 11). Здесь же происходит и действие книги Руфи. Таким образом Вифлеем сделался "домом Давида" - здесь жили его прадеды Вооз и Руфь, его отец Иессей, отсюда происходил Азаил, племянник и один из сторонников Давида (1 Пар 2, 16; 1 Цар 23, 24; 1 Пар 11, 26; 2 Цар 2, 32). Вифлеем был местом избрания и помазания на царство Давида пророком Самуилом (1 Цар 16, 1-13; 17, 12; 20, 6; 2 Цар 23, 14-16).
Уже в юности Давида город был обнесен стеной (ср. упом. ворот города в 2 Цар 23, 15, 1 Пар 11, 17-18) [2]. Царь Ровоам превратил его в крепость, северо-восточный бастион оборонительной системы, охранявшей центральную область Иудеи (2 Пар 11, 6). Из Вавилонского пленения в Вифлеем вернулось лишь 123 человека (1 Езд 2, 21, ср. Неем 7, 26), что делает Вифлеем был маленьким городом (ср. Мих 5, 1). Однако, как видно из пророчества Михея (Мих 5, 1-3), в израильском народе никогда не исчезала память о том, что из Вифлеема происходил царь Давид. Люди помнили его скромное происхождение, когда уже померкла слава потомков родоначальника царской династии, и надеялись, что история повторится: в скромной семье в Вифлееме родится Новый Давид. В согласии с этим пророчеством (ср. Мф 2, 6) в Вифлееме по плоти родился Господь Иисус Христос (Мф 2, 2-18; Лк 2, 1-20; ср. Ин 7, 42). Сразу за этим город стал местом первого массового мученичества за Христа - избиения Вифлеемских младенцев.
После восстания в 135 году Bифлеем был занят римским гарнизоном, о чем говорит римская надпись рядом с гробницей Рахили. С наступлением христианской эпохи Вифлеем постоянно упоминается и описывается христианскими паломниками, приходившими поклониться месту рождества Спасителя. Появилось и христианское освященное здание - император Адриан уничтожил его и устроил там языческое капище Таммуза (Адониса) [3]. Святые равноапостольные цари Константин и Елена в 330-х годах возвели на святом месте величественную базилику Рождества Христова, которая с того времени является центром всемирного поклонения христиан, вторым по значению после Иерусалимского храма Воскресения над Голгофой и гробом Господнем. В составе христианской Восточной Римской империи город процветал как паломнический центр, кроме Пещеры и храма Рождества Христова здесь стала почитаться Молочная пещера, где по преданию также останавливалось Святое семейство. Не позднее IV века здесь появился христианский монастырь. По крайней мере с V века кроме православных в городе присутствовали антихалкидониты-армяне. В 529 году город подвергся разрушениям от рук восставших самаритян, но был незамедлительно восстановлен императором Юстинианом.
С VII века Вифлеем разделил участь Святой земли, будучи последовательно занимаем различными завоевателями. В 619-629 годах тут господствовали персы, в 630-х годах город захватили арабы-мусульмане. В июне 1099 года Вифлеем взял Танкред с отрядом в 100 всадников-крестоносцев. Римо-католики-крестоносцы первые учредили здесь особую Вифлеемскую епархию. Крестносцы занимали город до 15 сентября 1187 года, когда его заняла армия Салах-ад-Дина. В 1229 году по договору между Фридрихом II и аль-Маликом аль-Камилом город перешёл к последнему, и был окончательно отбит тюркскими войсками в 1244 году, войдя затем в состав Мамлюкского Египта.
Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года |
С начала XX века уже около столетия в Вифлееме ведутся обширные археологические раскопки, позволившие значительно пополнить представление об истории города.
Религиозная статистика
- кон. XIX-нач. XX в. [4] - 6 тысяч. жителей-арабов, наполовину православных, наполовину римо-католиков; мусульман не более 200 человек.
Монастыри
- Николая Чудотворца (утрачен)
- Павлы (утрачен)
- Феодосия Великого
Храмы
См. также
- "ВИФЛЕЕМ," Православная энциклопедия, т. 8, 597-603:
Использованные материалы
- "ВИФЛЕЕМ," Православная энциклопедия, т. 8, 597-603:
- "Вифлеем," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
[1] "Die El-Amarna Tafeln," Hrsg. J. A. Knudtzon, Lpz., 1915, Bd. 1-2, № 290. Однако эта идентификация имеет и противников, как Липинский.
[2] Сведения Библии о стенах и источнике воды в Вифлееме на XXI век не нашли подтверждения у археологов.
[3] По свидетельству блаженного Иеронима около 395 года. Hieron., Ep. ad Paul, 58. 3.
[4] По словарю Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm