Иаков просит в жены Рахиль, дочь Лавана. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда |
Лаван был арамеем (Быт 25:20; Быт. 31:24) и жил в городе Нахора (Быт 24:10), т.е. в Харране (Быт 27:43; Быт. 28:10).
Будучи братом Ревекки, он участвовал в принятии решения о ее замужестве (Быт 24:29, 50, 51).
У Лавана было несколько сыновей (Быт 30:35; Быт. 31:1) и две дочери, Лия и Рахиль (Быт 29:16); к нему бежал его племянник Иаков, опасавшийся мести Исава.
Лаван владел большими стадами овец и коз (ст. 9; 31:38) и, как следует из Быт 24:30; Быт. 29:1 - 31:55, был довольно алчным и хитрым человеком (29:22-27). Он поклонялся идолам (Быт 31:30), хотя знал, что Господь благословил его за Иакова (Быт 30:27).
С тонкой хитростью, которая несомненно напоминала Иакову об его собственном образе действий по отношению к отцу и брату, доставившем ему первородство, Лаван согласился принять в услужение своего племянника на два семилетних срока, предложив ему служить у себя по семи лет за каждую из своих дочерей, Лию и Рахиль. Затем, заметив особый успех в своем хозяйстве, во время служения Иакова, он удержал его у себя еще на шесть лет, как наемника, обещав известное вознаграждение за его работу, но несколько раз обманывал его, переменяя условленную плату и причиняя ему разные притеснения (Быт 31:14). Несмотря на все это Иаков, покровительствуемый Богом, сделался весьма богат мелким и крупным скотом, рабами, верблюдами и т.п. и возбудил сильную ненависть к себе со стороны Лавана. Тогда, не видя ни расположения к себе, ни справедливости от своего лукавого и своекорыстного дяди, Иаков решился тайно уйти от Лавана на свою родину со всем своим семейством и имуществом (Быт. 31:1-21). Лаван отправился в погоню за ним. Бог предупредил Лавана, чтобы он не говорил Иакову "ни доброго, ни худого" (Быт 31:24). Между Лаваном и Иаковом был заключен союз, после чего Лаван вернулся домой (ст. 44, 51).
Более о Лаване в Священном Писании не упоминается. Все библейское повествование рисует характер Лавана в крайне непривлекательном виде. Но образ его действий, очевидно несправедливый и греховный пред Богом и людьми, послужил, по устроению Божественного Промысла, между прочим и к вразумлению Иакова, что никакой обман не остается без должного возмездия, как и его обман с Исавом, и что мера, которою он мерил, отмерилась и ему (Мф 7:2).
Также в Библии упоминается Лаван из служителей при храме, сыновья которого возвратились из плена с Заровавелем 2 Езд 5:29.
Лаваном также называлась местность "за Иорданом" (Втор 1:1); возможно, она тождественна Ливне, месту третьей после Асирофа стоянки израильтян во время их странствования по пустыне (Чис 33:20). Местность под названием Лаван, находившаяся возле потока Египетского, упоминается в надписях ассир. царя Саргона II и егип. фараона Шешонка (библ. Сусакима).
Использованные материалы
- Лаван // Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
- Лаван // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза