Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН I АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн I, архиепископ Антиохийский (428 - 441/2), участник несторианских споров, святитель

Память 18 апреля (Болг. [1], Румын. [2])

О жизни Иоанна I до возведения в сан архиепископа ничего не известно. Возможно, Иоанн был монахом в монастыре св. Евпрепия близ Антиохии, но это лишь гипотеза, которая призвана объяснить его знакомство с Несторием и Феодоритом Кирским до возведения на архиепископский престол. На Антиохийской кафедре Иоанн I, сменив архиеп. Феодота, пробыл 13 лет [3]. Основная деятельность Иоанна I была связана с несторианским спором, с III Вселенским Собором 431 года и с преодолением угрозы раскола в Антиохийской Церкви после соборного осуждения Нестория.

Первые официальные сведения о конфликте с Константинопольским архиеп. Несторием дошли до Антиохии, по-видимому, осенью 430 года. В августе 430 года римский папа Келестин I осудил учение Нестория на Римском Соборе. Одновременно к Иоанну I обратился с посланием свт. Кирилл Александрийский, который призвал его присоединиться к решению Рима и совместно противостоять Несторию [4]. Иоанн I принял меры к мирному урегулированию конфликта, отправив Несторию увещевательное послание, которое было составлено на Соборе восточных епископов в Антиохии и доставлено в Константинополь комитом Иринеем (впосл. епископ Тирский) [5]. Антиохийская Церковь, где Несторий пользовался авторитетом еще до его хиротонии и имел много сторонников, опасалась схизмы, притом что Египет и Иллирик были уже готовы разорвать общение с Несторием. Иоанн I и епископы Востока призывали Нестория не сеять раздор в Церкви, сообщали о недоброжелательных письмах о нем, пришедших в Антиохию из Рима и Александрии, просили ознакомиться с ними и прислушаться к критике. Одновременно Иоанн I обратился с посланиями к комиту Иринею и находившимся в Константинополе епископам Антиохийской Церкви Мусию Антарадскому и Елладию Тарсийскому с просьбой повлиять на Нестория [6].

Архиеп. Несторий с уважением отвечал на послание Иоанна I, однако выражал явное нежелание следовать советам Антиохийской Церкви. Несторий был убежден в своей правоте и отрицал обвинения в том, что он не принимает термин "Богородица". Свое учение Несторий предлагал вынести на обсуждение Вселенского Собора, в котором примет участие Иоанн I [7].

В конце 430 года Несторий получил из Александрии 12 анафематизмов свт. Кирилла и переслал их Иоанну I, приложив к ним две свои проповеди - от 13 и 14 декабря 430 года, в которых он не отвергал термин "Богородица", - с целью доказать несостоятельность критики свт. Кирилла. Иоанн I усмотрел в анафематизмах аполлинарианство, о чем сообщил в письмах епископам Малой Азии. В послании к Фирму Кесарийскому Иоанн I писал, что не хочет верить в то, что эти главы составлены Александрийским архиепископом, призывал тщательно рассмотреть их на Соборе и выражал радость по поводу согласия Нестория с общецерковным учением [8]. Феодорит Кирский и Андрей Самосатский взялись за богословское опровержение анафематизмов. Т. о., в начале спора Иоанн I и свт. Кирилл сочли друг друга еретиками.

Участие в III Вселенском Соборе (431)

Отчуждение Антиохийской и Александрийской Церквей на Вселенском Соборе в Эфесе привело к открытому конфликту. В декабре 430 года в Антиохии был получен указ имп. Феодосия о созыве Собора. Весной 431 года была сформирована делегация епископов Антиохийской Церкви во главе с архиеп. Иоанном I, который исполнил имп. распоряжение о том, что каждый митрополит мог брать с собой только двух епископов. Находясь в дороге, 9 июня Иоанн I отправил в Эфес послание, в котором извинялся за опоздание, вызванное внешними обстоятельствами [9]. Поскольку сирийские епископы не могли покинуть свои Церкви до Антипасхи (26 апреля), выезд делегации из Антиохии задержался до 10 мая, пока все не собрались. Кроме того, в Антиохии начался голод и вслед за ним - народные возмущения, что также задержало отъезд. До Эфеса было 42 дня пути, однако начались дожди, и передвижение епископов, многие из которых были преклонного возраста, замедлилось. Иоанн I писал, что в пути уже 30 дней и находится в 5 или 6 днях пути от Эфеса; он просил свт. Кирилла подождать еще несколько дней. Послание было передано свт. Кириллу епископами Александром Иерапольским и Александром Апамейским, которые выехали раньше него. 

Однако делегация восточных епископов во главе с Иоанном I опоздала к открытию Собора; свт. Кирилл начал работу Собора без них и принял все решения по осуждению Нестория. Послание Иоанна I он рассматривал как основание для того, чтобы проводить заседания Собора без делегации восточных епископов в соответствии с назначенной императором датой. Более того, впоследствии свт. Кирилл упрекал Иоанна I в том, что тот умышленно задержался в пути, чтобы либо отсрочить осуждение Нестория, либо не участвовать в осуждении, которое, по мнению свт. Кирилла, было неизбежным. 

Иоанн I с 40 восточными епископами прибыл в Эфес 26 июня. Александрийцы явились на Собор в большем количестве, и делегация Иоанна I оказалась в меньшинстве. Свт. Кирилл предложил Иоанну I присоединиться к уже принятому решению - осуждению Нестория. К Иоанну I была направлена делегация Собора, однако она была задержана охраной перед дверями дома, где остановились антиохийцы и где состоялось отдельное соборное заседание. После изложения Александром Иерапольским и Александром Апамейским сути происшедшего на Эфесском Соборе 43 епископа во главе с Иоанном I приняли решение об отлучении свт. Кирилла Александрийского, архиеп. Мемнона Эфесского и других епископов, участвовавших в Соборе, до тех пор пока те не осудят 12 анафематизмов свт. Кирилла [10]. Осуждение состоялось с соблюдением всех процессуальных процедур. Когда делегацию основного Собора допустили в помещение, ей позволили изложить решения Собора свт. Кирилла и тут же ознакомили с собственным решением. Впоследствии делегаты жаловались, что им пришлось выслушать брань и оскорбления. В ответ Собор свт. Кирилла анафематствовал Иоанна I и его сторонников.

Архиеп. Иоанн I обратился за поддержкой к имп. Феодосию II и константинопольскому двору. Сохранились его послания императору, августам Пульхерии и Евдокии, а также константинопольскому клиру и мирянам, в которых Иоанн I оправдывает свое опоздание и принятое им осуждение свт. Кирилла и архиеп. Мемнона [11]. Уже 29 июня император попытался вмешаться в ход Собора, выразив недовольство в послании и запретив кому-либо из епископов покидать Эфес до полного примирения и принятия общего решения [12]. Иоанн I приветствовал послание императора, но, как и его противники, продолжал конфронтацию и даже начал агитировать (хотя и безрезультатно) жителей Эфеса избрать нового епископа вместо "отлученного" Мемнона [13].

В это время в Эфес прибыли легаты папы Келестина, которые вступили в общение с большинством и приняли осуждение Нестория (11 июля). 16 июля Собором была отправлена делегация к собранию Иоанна I с требованием явиться на общий Собор. Первая делегация не была допущена солдатами; вторая получила ответ, что Иоанн I больше не имеет общения с отлученными. Тогда Собор свт. Кирилла объявил об отмене решений Собора Иоанна I и принял резолюцию о том, чтобы, если Иоанн I не явится на Собор свт. Кирилла по третьему приглашению, рассмотреть вопрос о его отлучении [14]. Архиеп. Иоанн I ответил вторичной публикацией осуждения свт. Кирилла и архиеп. Мемнона; грамоты с осуждением распространялись сторонниками Иоанна I в городе. Третья делегация Собора к Иоанну I 17 июля также не была допущена; Иоанн I заявил, что ожидает решения императора. Тогда Собор свт. Кирилла объявил об отлучении Иоанна I [15]. В написанных в это время двух посланиях - антиохийцам и еп. Акакию Веройскому - Иоанн I рассказал о происходящем в Эфесе и распорядился арестовать и предать властям любого участника Собора свт. Кирилла, если он явится в пределы префектуры Востока.

Имп. Феодосий II объявил о закрытии Собора и потребовал, чтобы по восемь делегатов от каждой партии явились в Константинополь для проведения расследования. Делегации прибыли в начале сентября 431 года и были приняты императором в Халкидоне. Партию восточных епископов возглавлял Иоанн I. В выступлениях перед Феодосием и в посланиях ему Иоанн I подчеркивал незаконность осуждения Нестория, в чьем правоверии он был уверен, и подвергал критике анафематизмы свт. Кирилла, по его мнению содержащие ересь. В это же время Иоанн I и его сторонники приняли обращение к западным епископам, а также к Руфу Фессалоникийскому, в котором изобличили взгляды свт. Кирилла как ересь [16].

После шести совещаний Феодосий принял решение не в пользу партии Иоанна I. Обсуждение догматических вопросов и анафематизмов свт. Кирилла, на чем настаивал Иоанн I, не состоялось. Было утверждено низложение Нестория, подтверждены права свт. Кирилла и архиеп. Мемнона, а всем епископам было предписано возвращаться домой [17].

Прибыв в Анкиру, Иоанн I и его делегаты узнали, что епископы Феодот Анкирский, Фирм Кесарийский и Максимиан Константинопольский распространяли письма, извещавшие о том, что архиеп. Иоанн I и его сторонники считаются отлученными. Тогда Иоанн I написал письмо императору и синклиту, в котором объявлял об отлучении Феодота Анкирского и отказывался признать законным рукоположение Максимиана 25 октября 431 года в Константинополе, поскольку оно было совершено "отлученными" (собранием восточных в Эфесе) епископами. В Тарсе Киликийском Иоанн I созвал Собор с теми, кто находились при нем из членов восточной делегации, и подтвердил решение об отлучении свт. Кирилла и его сторонников и отказ от согласия с низложением Нестория [18]. В Антиохии Иоанн I провел еще один Собор, где повторил осуждение свт. Кирилла. В принятом Собором обращении к имп. Феодосию епископы просили принять меры для окончательного осуждения "еретического учения" свт. Кирилла как противоречившего канонам I Вселенского Собора. Тогда же Иоанн I отправил письмо дуксу Месопотамии Аппиниану, где подробно разбирал "ересь" свт. Кирилла. В Сирии действия Иоанна I были одобрены еп. Акакием Веройским, которого Иоанн I посетил в начале 432 года вместе с шестью епископами.

Еп. Раввула Эдесский не порвал отношений со свт. Кириллом и начал борьбу с сочинениями Феодора Мопсуестийского, которые он считал основой всех заблуждений Нестория. Это привело к конфликту Раввулы с местным клиром и преподавателями эдесской школы во главе с Ивой. Обеспокоенный этим, Иоанн I обратился с посланием к епископам Месопотамии, подчиненным Эдессе, предписывая им временно воздержаться от литургического общения с Раввулой, пока Иоанн I не рассмотрит его дело.

Стремление архиеп. Максимиана Константинопольского низложить еп. Елладия Тарсийского вызвало протест папы Келестина, который призвал Максимиана смягчить отношение к восточным епископам. По его мнению, следовало добиваться от Антиохии осуждения Нестория, а низложение Иоанна I и его сторонников лишь укореняло раскол. Папа Сикст III (432-440), восшедший на престол по смерти Келестина, отправил окружное послание предстоятелям Восточных Церквей, в т. ч. Иоанн I, с призывом к примирению и тем самым фактически признал неправомочность решений о низложении Иоанна I и его партии Эфесским Собором.

Церковный мир 433 года

Лишенный кафедры, Несторий четыре года жил в монастыре св. Евпрепия под Антиохией, куда к нему приходило много сторонников [19]. Своей популярностью в Сирии Несторий ставил Иоанна I в сложное положение. В их взаимоотношениях наступило отчуждение. В эти годы позиция свт. Кирилла по вопросу об одной природе во Христе после Его воплощения смягчилась. В 432 году имп. Феодосий приказал Иоанну I и свт. Кириллу встретиться в Никомидии и договориться о перемирии. Иоанн I отказался, сославшись на болезнь, однако, вероятно, он опасался давления со стороны придворных. В Антиохию Феодосий направил трибуна Аристолая, по предложению которого Иоанн I пригласил в Антиохию епископов Александра Иерапольского, Андрея Самосатского и Феодорита Кирского (вероятно, и других), чтобы обсудить условия возможного мира с Александрией.

Было решено, что отказ свт. Кирилла от анафематизмов будет достаточным для восстановления общения. Было подготовлено шесть догматических глав; принятие хотя бы одной из них рассматривалось как признание общей веры. Из них Аристолай выбрал главу о том, что обе стороны признают учение I Вселенского Собора как полноценное и не нуждающееся в других вероопределениях. Для переговоров в Александрию был направлен еп. Павел Эмесский. Встретившись с ним, свт. Кирилл подписался под составленным в Антиохии вероопределением, где излагалось учение о двух неслиянных природах во Христе, а также, не отказываясь от анафематизмов, составил на них толкование, которое не расходилось с вероучением I Вселенского Собора. От восточных епископов свт. Кирилл требовал признания решений Эфесского Собора, осуждения Нестория, а также признания еп. Максимиана Константинопольского и его решений о низложении Елладия Тарсийского и других лиц, обвиненных им в несторианстве. 

Павел Эмесский дал согласие на эти условия; Иоанн I же не одобрил поспешности еп. Павла и отправил свт. Кириллу извлечения из сочинений Нестория, призванные доказать его православие. Эти отрывки попали к Аристолаю, который выразил недовольство действиями Иоанна I. Было решено направить в Антиохию александрийских диаконов Кассия и Аммония, чтобы предложить Иоанну I подписать соглашение, достигнутое между свт. Кириллом и Павлом. В случае согласия Иоанна I диаконам следовало вручить ему грамоты, подтверждающие восстановление литургического общения между Церквами.

Приняв посольство, Иоанн I попытался внести коррективы в соглашение свт. Кирилла с Павлом, однако угроза Аристолая донести в Константинополь о "сопротивлении" Иоанна I миру заставила его ограничиться более общей правкой. В чем состояли изменения, внесенные Иоанном I, неизвестно, однако свт. Кирилл их принял и 23 апреля 433 года торжественно зачитал в храме акт о воссоединении. В послании свт. Кириллу Иоанн I писал, что принял соглашение, чтобы, не отступая от никейской веры, избежать двусмысленности человеческих слов, неспособных выразить Божественные тайны, и чтобы прекратить насилие над истиной. Иоанн I признал Максимиана архиепископом Константинополя и согласился с тем, что Несторий был низложен за учение, достойное анафемы [20].

Архиеп. Иоанн I отправил окружное послание предстоятелям остальных Церквей, извещая о восстановлении общения между Антиохией и Александрией. В ответ он получил благодарственное письмо свт. Кирилла [21]. Через Аристолая Иоанн I передал послание имп. Феодосию с благодарностью за его настойчивость в достижении церковного мира. Вместе с тем Иоанн I просил вернуть кафедры тем, кто были низложены архиеп. Максимианом.

Кризис в Антиохийской Церкви

В Сирии далеко не все приняли условия примирения и вскоре начала складываться оппозиция из бывших сторонников Иоанна I, поддержавших его на Эфесском Соборе, но теперь выступавших против мира. Даже у епископов, которые высказывались за примирение со свт. Кириллом еще в декабре 432 года, окончательные условия соглашения вызвали недовольство. Несмотря на общее признание православия свт. Кирилла и принятие его объяснений к анафематизмам, Феодорит Кирский, Андрей Самосатский, Александр Иерапольский и некоторые другие епископы продолжали отстаивать невиновность Нестория. Александр разорвал общение с Иоанном I после возвращения Павла Эмесского из Александрии [22]. В ответ Иоанн I лишил Александра полномочий митрополита в пров. Евфратисия и рукоположил на кафедру нового епископа (нач. 434). Это вмешательство в дела другой провинции вызвало протест епископов во главе с Феодоритом. Епископы организовали Собор в г. Зевгма и составили послание Иоанну I, в котором изложили ему свои претензии [23]. В это же время на Соборе в Аназарве епископы Киликии во главе с Елладием Тарсийским объявили о том, что они не признают соглашения со свт. Кириллом [24]. Однако Иоанн I продолжал отстаивать свою позицию и вскоре совершил рукоположение епископа для Сергиополя (Русафа) в Евфратисии. Епископы провинции обратились с жалобой к имп. Пульхерии. Ввиду нараставшего недовольства Иоанн I искал поддержки у префекта претория Тавру, и имп. Феодосий издал сакру, предписывавшую лишать кафедр епископов, не находившихся в общении с Иоанном I [25]. Перед подобными репрессивными мерами большинство архиереев, в т. ч. Феодорит, уступили. Поддержка Феодорита в дальнейшем сыграла важную роль в восстановлении пошатнувшегося авторитета Иоанна I в Антиохийской Церкви.

В апреле 434 года умер архиеп. Максимиан Константинопольский; его преемник Прокл готов был примириться с Антиохией. Перемена в политике Константинопольской кафедры способствовала прекращению волнений на Востоке; большинство сирийских епископов остались в общении с Иоанном I. В Константинополе была образована комиссия для изучения причин раскола и низложения противников соглашения 433 года. В апреле 435 года по итогам работы комиссии были лишены кафедр оставшиеся в оппозиции к Иоанну I Александр Иерапольский и еще пять епископов Антиохийской Церкви. Кроме того, были низложены еще 11 епископов из разных областей Малой Азии, Греции и Балкан. Иоанн I полагал, что пребывание в Антиохии Нестория не способствовало урегулированию ситуации, о чем он уведомил Прокла в послании [26]. В том же послании содержалась просьба к императору изгнать Нестория из Сирии, чтобы он не смущал Церковь. Феодосий издал рескрипт о сожжении книг ересиарха и о запрете собраний его сторонников. Было принято решение о ссылке Нестория в египетский Оазис [27]. Тогда же, видимо не без инициативы Иоанна I, по неясной причине преследованию подвергся его старый друг еп. Ириней Тирский, имущество которого было конфисковано, а сам он сослан в Петру Аравийскую.

Около 436 года по предложению свт. Кирилла имп. Феодосий потребовал от всех епископов империи письменного осуждения несторианства. Получив формулу осуждения, Иоанн I обратил внимание архиеп. Прокла на неразумность этой меры, грозившей новыми нестроениями Церкви на Востоке [28]. Вероятно, под влиянием Иоанна I Проклу удалось убедить имп. Феодосия отказаться от этого шага. Не сохранилось сведений о том, что Иоанн I или подчиненные ему епископы подписали эту формулу.

В 438 году разгорелся спор о "Томосе к армянам", изданном архиеп. Проклом Константинопольским относительно учения Феодора Мопсуестийского. Прокл подверг осуждению ряд богословских фрагментов посланий Феодора. Иоанну I было предложено рассмотреть "Томос..." на Соборе в Антиохии и присоединиться к мнению Прокла. В это же время Прокл написал письмо Иоанну I, где подчеркивал, что поддержка "Томоса..." будет способствовать укреплению авторитета Иоанна I и снимет с него подозрения в том, что он примирился с Церковью лишь формально [29]. Прокл призывал Иоанна I быть осторожным, т. к. до него уже дошли сведения о том, что Ива Эдесский обвиняется в сочувствии несторианству, и советовал добиться подписи Ивы, чтобы снять этот вопрос.

Иоанн I поступил согласно с предложением Прокла. "Томос..." не вызвал вопросов у участников Антиохийского Собора 440 года, но, рассмотрев приложенные к нему фрагменты посланий Феодора Мопсуестийского, участники Собора заявили, что не будут осуждать положения, вырванные из контекста, поскольку при внимательном прочтении посланий в целом их можно считать православными [30]. Проклу пришлось оправдываться перед императором: он заявил, что не хотел нового конфликта в Церкви, а стремился утвердить истинность церковного учения, не бросая тени на такого уважаемого учителя Церкви, как Феодор. Свт. Кирилл ввиду столь сильной оппозиции на Востоке посоветовал Проклу отказаться от этой инициативы. Спор был прекращен, и имп. Феодосий в послании Иоанну I и восточным епископам уверил их в желании сохранить прочный мир в Церкви [31]. В связи с этим Антиохийским Собором [32] архиеп. Иоанн I упоминается в источниках в последний раз.

Известно около 60 посланий, составленных от имени архиеп. Иоанна I или его партии в 430-х годах - в период III Вселенского Собора и позднее. Они посвящены в основном внутрицерковным взаимоотношениям и борьбе партий, почти не касаются богословских вопросов.

Память свт. Иоанна, архиепископа Антиохийского под 18 апреля есть в святцах Болгарской [1] и Румынской [2] Церквей. Эта же память есть и в "Полном Месяцеслове Востока" Сергия (Спасского) [33].

Литература

  • Cyr. Alex. Ep. 22, 35, 38, 47, 66 // PG. 77. Col. 131-132, 163-164, 169-174, 247-250, 329-332;
  • Proclus CP. Ep. 5, 6 // PG. 65. Col. 877-878;
  • Theodoret. Ep. 83, 152-161 // PG. 83. Col. 1265-1276, 1439-1463;
  • Socr. Schol. Hist. eccl. VII 34;
  • Evagr. Schol. Hist. eccl. I.
  • CPG, N 6301-6360;
  • Le Quien. OC. T. 2. Col. 721;
  • Bardenhewer. Geschichte. Bd. 4. S. 247-249;
  • Koptische Akten zum ephesinischen Konzil vom Jahre 431 / Hrsg. W. Kraatz. Lpz., 1904. S. 191-200;
  • Jugie M. Nestorius et la controverse nestorienne. P., 1912. P. 20, 40-41, 46, 48-50, 53, 71, 139, 192-193, 298, 302;
  • Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 2. Pt. 1. P. 233-422;
  • Devreesse R. Le patriarcat d'Antioche depuis la paix de l'Église jusqúà la conquête arabe. P., 1945. P. 48-63;
  • Amann E. L'affaire Nestorius vue de Rome // RSR. 1949. Vol. 23. P. 19-20;
  • 1950. Vol. 24. P. 239-240, 246-249, 252, 256, 258, 260, 264-265;
  • Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart / Hrsg. A. Grillmeier. Würzburg, 1951. Bd. 1-2;
  • Abramovski L. Der Streit um Diodor und Theodor zwischen den beiden ephesinischen Konzilien // ZKG. 1955/1956. Bd. 67. S. 271-273;
  • Sellers R. V. The Council of Chalcedon. L., 1961. P. 6-34;
  • Camelot P.-Th. Éphèse et Chalcédoine // Histoire des conciles oecuméniques / Sous la dir. G. de Dumeige. P., 1962. Vol. 2. P. 54 sq., 70-72, 209-211;
  • Scipioni L. I. Nestorio e il Concilio di Efeso. Mil., 1974. P. 195-299;
  • Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. Atlanta, 19752. Vol. 1: From the Apostolic Age to Chalcedon (451);
  • Halleux A., de. Nestorius: Histoire et doctrine // Irénikon. Chevetogne, 1993. Vol. 66. N 2. P. 38-51, 163-178;
  • Camelot P.-Th., Aubert R. Jean Ier, patriarche d'Antioche // DHGE. T. 26. Col. 1228-1229.

Использованные материалы



[1]  http://www.pravoslavieto.com/1/calendar.htm#4

[2]  http://www.doxologia.ro/sfantul-ierarh-ioan-arhiepiscopul-antiohiei

[3]  Theodoret. Ep. 83 // PG. 83. Col. 1268

[4]  PG. 77. Col. 93-96; ACO. Vol. 1. Pt. 1. P. 92-93; Pt. 3. P. 40-41; ДВС. Т. 1. С. 181-182

[5]  PG. 77. Col. 1449-1458; ACO. Vol. 1. Pt. 1. P. 93-96; Pt. 3. P. 44-47; ДВС. Т. 1. С. 187-191

[6]  PG. 84. Col. 634-635; ACO. Vol. 4. P. 90

[7]  PG. 84. Col. 576-578; ACO. Vol. 4. P. 4-6

[8]  PG. 84. Col. 579-581; ACO. Vol. 4. P. 7-8

[9]  PG. 77. Col. 131-132; ACO. Vol. 1. Pt. 1. P. 119; ДВС. Т. 1. С. 214

[10]  ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 36-39; Pt. 5. P. 122-124; Vol. 4. P. 36-39; ДВС. Т. 1. С. 286-287

[11]  PG. 83. Col. 1439-1464; 84. Col. 607-609; ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 124-127, 129-135; Pt. 7. P. 69-70; Vol. 4. P. 39-41, 46-51, 55-57; Vol. 5. Pt. 2. P. 353-354, 362-364; ДВС. Т. 1. С. 288-292, 342-345, 346-351

[12]  ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 9-10; ДВС. Т. 1. С. 345-346

[13]  ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 125-127; ДВС. Т. 1. С. 346-348

[14]  ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 15-21; ДВС. Т. 1. С. 305-311

[15]  ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 22-25; ДВС. Т. 1. С. 313-316

[16]  PG. 83. Col. 1475-1482; ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 39-42; ДВС. Т. 1. С. 368-372

[17]  ACO. Vol. 1. Pt. 7. P. 142; Vol. 4. P. 73-74; ДВС. Т. 1. С. 512

[18]  ACO. Vol. T. Pt. 4. P. 90; PG. 84. Col. 654-656

[19]  Evagr. Schol. Hist. eccl. I 7

[20]  PG. 77. Col. 169-174; ACO. Vol. 1. Pt. 4. P. 7-9; Vol. 2. P. 102-104; Vol. 3. P. 185-187; ДВС. Т. 1. С. 534-535

[21]  ACO. Vol. 1. Pt. 4. P. 15-20; ДВС. Т. 1. С. 540-543

[22]  Mansi. Т. 5. P. 874

[23]  Mansi. Т. 5. P. 876, 882-885

[24]  Mansi. Т. 5. P. 890-891

[25]  Mansi. Т. 5. P. 904-905

[26]  PG. 84. Col. 810-812; ACO. Vol. 4. P. 208-210

[27]  CTh. XVI 5. 66; Mansi. T. 5. P. 255; ДВС. Т. 1. С. 583-585

[28]  PG. 65. Col. 877

[29]  PG. 65. Col. 873-877

[30]  Mansi. T. 5. P. 1182-1185; PG. 65. Col. 877-878; 84. Col. 809; ACO. Vol. 4. P. 208

[31]  Mansi. T. 5. P. 1009

[32]  В статье патриаршей Православной энциклопедии Собор датирован 438 годом, однако в той же энциклопедии в статье "Антиохийские Соборы" датировка иная - 440 год.

[33]  "Иоанна, архиеп. антиохийского. Прол. 724. 1345 и др." - архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой восток. Часть I. Месяцеслов. Апрель 18 - https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatsesl...2_4

Редакция текста от: 01.05.2021 20:22:32

"ИОАНН I АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google