Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВСЕВИЙ ДОРИЛЕЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евсевий (+ после 451), епископ Дорилейский, византийский церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство).

Впервые упоминается в источниках в связи с выступлениями Нестория и его синкелла Анастасия против употребления наименования "Богородица". Евсевий, будучи еще мирянином, открыто спорил с Несторием, утверждая, что Одно и То же Предвечное Cлово, Рожденное от Отца прежде веков, было рождено Пресвятой Девой [1].

Согласно Несторию, Евсевий происходил из Александрии [2], но в то время когда Несторий занимал Константинопольскую кафедру (428-431), он уже проживал в столице. Известно, что Евсевий был хорошо образован [3] и служил при дворе [4]. Согласно Евагрию Схоластику, Евсевий был ритором в Константинополе, сведущим в правовых вопросах [5]. Прп. Феофан Исповедник называл Евсевия схоластиком (адвокатом) [6]. Впоследствии Несторий писал, что Евсевий считали исповедником за то, что он боролся с его учением [2].

О судьбе Евсевия неизвестно до 448 года, когда он упоминается уже как епископ г. Дорилей (ныне Эскишехир, Турция). Еп. Евсевий часто бывал в Константинополе; среди его друзей был архим. Евтихий, возможно его соратник по борьбе с Несторием. В ходе общения с Евтихием Евсевий выяснил, что тот излишне буквально понимает анафематизмы свт. Кирилла Александрийского против Нестория, толкуя его учение в смысле полного физического единения Божества и человечества во Христе и утверждая только одну природу Воплощенного Слова. Поскольку архим. Евтихий пользовался значительным влиянием в Константинополе, еп. Евсевий быстро осознал опасность его взглядов.

8 ноябре 448 года на заседании Поместного Константинопольского Собора Евсевий подал еп. Флавиану Константинопольскому, записку с изложением позиции Евтихия и предложением принять меры и принудить Евтихия к покаянию. Свт. Флавиан посоветовал Евсевию самому поговорить с Евтихием и убедить его отступить от своих заблуждений. Однако Евсевий заявил, что он уже делал это, но безрезультатно [7]. Было решено вызвать Евтихия на Собор для отчета о его вере. 22 ноября, когда архим. Евтихий явился на Собор, еп. Евсевий выступил в качестве его обвинителя. В ответ на вопросы Евсевия Евтихий отказался исповедовать две природы Воплотившегося Христа, но признал, что Божественное Слово получило Свое человечество от Пресв. Девы Марии, не согласившись с тем, что человечество Христа было "то же, что и наше". Поскольку Евтихий не захотел отречься от своих заблуждений, он был отлучен от Церкви.

Однако Евтихий добился, чтобы его дело было пересмотрено Вселенским Собором. Еп. Евсевий, как один из осудивших архим. Евтихия, должен был присутствовать на Соборе в Эфесе, который открылся 8 августа 449 года. Еп. Евсевий не был допущен на заседания, и обвинители Евтихия остались в меньшинстве. Когда при рассмотрении дела Евтихия зачитывались акты Константинопольского Собора 448 года, свт. Флавиан потребовал, чтобы присутствовал Евсевий, как один из главных обвинителей Евтихия. Однако представитель императора комит Елпидий отказал ему в этом. При упоминании об обличениях Евтихия со стороны Евсевия Собор громкими криками потребовал сжечь Евсевия живым и разорвать надвое за то, что он расчленяет надвое единого Христа. По решению Собора Евтихий был восстановлен в сане архимандрита, свт. Флавиан и Евсевий были низложены, арестованы представителями императорской власти и отправлены в изгнание [8].

Еп. Евсевий пытался апеллировать к Римскому папе Льву I Великому, послав в Рим двух клириков. Вскоре Евсевию удалось бежать; он приехал в Рим, где был принят папой. Когда после смерти имп. Феодосия II (450) папа Лев начал борьбу за упразднение решений Эфесского Собора 449 года, еп. Евсевий был при нем одним из советников по восточным делам [9]. В послании к архиеп. Анатолию Константинопольскому (весна 451) папа рекомендовал ему Евсевия как человека, пострадавшего за православную веру [10].

Евсевий вернулся на Восток к открытию IV Вселенского Собора в Халкидоне (осень 451). Видимо, еще из Рима он направил послание имп. Маркиану с обвинениями против Диоскора. Это послание зачитывалось на 1-й сессии Халкидонского Собора 8 октября 451 года. На 3-й сессии (13 октября) Евсевий выступил перед Собором с речью в защиту покойного свт. Флавиана и себя, с обвинениями против Диоскора и анафемой ереси Евтихия. Обвинения Евсевия против Диоскора были поддержаны на Соборе рядом александрийских клириков и папским легатом диаконом Пасхазином, который и огласил соборное решение о низложении Диоскора и восстановлении Евсевия в сане. Имя еп. Евсевия еще раз упомянуто в материалах 15-й сессии Собора (31 октября), когда было утверждено решение о статусе Константинопольской кафедры.

Дальнейшая судьба еп. Евсевия неизвестна.

Литература

  • ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 80;
  • Vol. 1(2). P. 12;
  • Liberatus Carthaginensis. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum 4, 11-12 // PL. 68. Col. 974c - 976b, 998c - 1006c;
  • Socr. Schol. Hist. eccl. VII 32;
  • Evagr. Schol. Hist. eccl. I 2, 4 // PG. 86. Col. 2440 sqq.;
  • Theoph. Chron. // PG. 108. Col. 236, 260, 261;
  • Nestorius. The Bazaar of Heracleides / Ed. G. R. Driver, L. Hodgson. Oxf., 1925. P. XVII, XXV, XXVII-XXVIII, 337-341, 352, 369, 373.
  • Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. P. 517, 521-534, 561;
  • Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. P., 1910. Vol. 3. P. 322-431 (passim);
  • Bareille G. Eusèbe de Dorylée // DTC. Vol. 5. Col. 1532-1537;
  • Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. L., 19752. Vol. 1: From the Apostolic Age to Chalcedon (451). P. 464, 523-525, 528.

Использованные материалы



[1]  Evagr. Schol. Hist. eccl. I 9; Theoph. Chron. P. 88; Mar. Merc. Ad Nestor. haer. // PL. 48. Col. 769

[2]  Nestorius. P. 337

[3]  Сyr. Alex. Adv. Nestorium I 5 // PG. 76. Col. 41

[4]  Leont. Byz. Contr. Nestor. et Eutych. // PG. 86. Col. 1389

[5]  Evagr. Schol. Hist. eccl. I 9

[6]  Theoph. Chron. P. 88

[7]  Nestorius. P. 337-340

[8]  Liberatus Carthaginensis. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum 12 // PL. 68. Col. 1005; Nestorius. P. 352, 369, 373

[9]  Leo Magn. Ep. 79 // PL. 54. Col. 912b

[10]  Leo Magn. Ep. 80 // PL. 54. Col. 915

Редакция текста от: 02.11.2019 14:32:36

"ЕВСЕВИЙ ДОРИЛЕЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google