![]() |
Блгв. царь Маркиан. Фрагмент фрески "IV Вселенский собор" (XIV в.). Монастырь Высокие Дечаны, Косово |
Память 17 февраля (Греч. [1])
Родился в 392 году, вероятно в Иллирии [2]. Его отец был воином, и Маркиан также вступил в армию в молодости и бо́льшую часть жизни провёл в походах [3]. Вначале он служил в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив), а затем был направлен трибуном на войну с персами 421-422 года [4]. Однако, по пути заболел в Ликии и в боевых действиях участия не принял.
Затем служил доместиком при императорском главнокомандующем, Аспаре. В начале 430-х [5] участвовал в походе Аспара в Африку, попал в плен к вандалам, но был отпущен самим королём Гейзерихом, который, по преданию, первый предсказал Маркиану, что тот станет императором.
В 450 году, после кончины императора Феодосия II, его сестра, святая Пульхерия, призвала Маркиана пока никто не ещё знал о смерти царя. Она сказала, что избирает его из всего сената, как достойнешего, и предлагает ему императорский престол и свою руку, с условием что он соблюдёт её девство. За Маркиана стоял и влиятельный генерал Аспар. К тому времени он был вдовцом, а дочь его от первого брака, Евфимия, была на выдане будущему Западному императору Анфимию. Маркиан согласился, и Пульхерия, призвав Царьградского патриарха и сенат, объявила его царём [6]. 25 августа того года она сама возложила на него царскую диадему. Маркиан вступил во второй брак с Пульхерией, но не нарушил своего обещания и она осталось девой.
Религиозные вопросы
В делах веры император Маркиан строго придерживался Православия. Им был созван в 451 году IV Вселенский Собор в Халкидоне для осуждения монофизитства. Во время торжественных молений император ходил на поле пешком, что побудило и патриарха отказаться от ношения на носилках и спешиться во время крестных ходов [7].
Решения Собора он впоследствии подкреплял силой, как в случае с Александрией, куда он направил мощный военный отряд и лишил склонных к монофизитству александрийцев всех льгот, которыми они прежде пользовались. Он также послал войска усмирить мятежных монахов-монофизитов в Палестине в 453 году.
Император был почитателем святых современных ему: он построил храм в честь преподобного Вассиана еще при жизни подвижника. Вплоть до кончины своей святой супруги в 453 году, он поддерживал её широкую храмоздательную деятельность.
Внешняя политика
![]() |
Византийские монеты с изображениями царя Маркиана и царицы Пульхерии (ок. 420-450 г.) |
После смерти Аттилы его гуннская империя распалась и Маркиан заключил союзы с рядом народов, ранее её составлявших, особенно с остготами. Он дозволил этим народам расселиться в Паннонии, Фракии и Иллирии. Этот шаг не только ввёл эти племена в орбиту империи, но и сберёг огромные суммы денег, ранее затрачиваемые на откупы от варваров: после кончины, Маркиан оставил наследнику 100,000 фунтов золота.
Таким образом при Маркиане империя сумела избежать больших войн, были проведены лишь небольшие кампании в Сирии и в Египте. Император воздержался от глубокого вмешательства в дела рушащейся Западной империи: в 455 году он признал Авита Западно-Римским императором; император также отправил посольство к вандальскому королю Гейзериху с просьбой о возвращении из плена царицы Евдокии и её дочерей.
Внутреннее управление
Он показал себя справедливым, суровым и энергичным правителем и старался об облегчении фискальных тягот народа. При вступлении на трон об объявил о прощении всех прежних долгов государству. Маркиан попытался обуздать своеволие придворных евнухов, запретив продажу дожностей.
Также он освободил аристократов-сенаторов от налога на богатство и ряда древних обязанностей республиканской эпохи, таких как устройство больших публичных игр. В отношении к играм, он более благоволил болельщицкой партии Синих, лишив их соперников, Зелёных, права занятия государственных и общественных постов на три года после учинённых ими волнений.
Мало что известно о его законодательной деятельности. Знают лишь его закон, отменивший прежний запрет на брак мужду мужчиной сенаторского класса и сводобно-рожденной бедной женщиной, при условии если последняя доброго характера.
Маркиан возывсил своего прежнего начальника, полководца Аспара, и даровал ему чин патрикия. Его сын Ардавур был назначен главнокомандующим Востока, возможно также патрикием. При этом император оставался действительным правителем империи, не подпадая под чрезмерное влияние фаворитов.
Кончина, оценки, почитание
![]() |
Блгвв. цари Маркиан и Пульхерия. Фрагмент греческой иконы XX-XXI в. |
Маркиан был малообразован, но умён и честен. Позднейшие восточно-римские летописцы оценивали время правления Маркиана как золотой век. Благоверный царь обеспечил политическую и финансовую безопасность Восточной империи, создал стабильность и согласие в Константинополе, утвердил твёрдую приверженность императоров к Православию. Правление Маркиана было одной из важных точек размежевания между судьбами Восточной империи и землями Запада.
Ещё на IV Вселенском Соборе Маркиана и Пульхерию приветствовали как новых Константина и Елену. После кончины народ скорбел о Маркиане, а Церковь причла его к лику святых.
Палестино-грузинский календарь сохранил его память вместе со святителем Иоанном III Иерусалимским в храме Апостолов под 9 июля [9]. Современные греческие синаксари содержат его память 17 февраля, вместе с его святой супругой [1].
Семья
- 1-я жена: неизвестная
- Дети:
- Элия Маркия Евфимия - замужем за Западным императором Анфимием
- 2-я жена: блгв. царица Пульхерия
Источники, литература
- Евагрий, Церковная история, СПб., 1853.
- Феофан Сигрианский, Хронография, в кн. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта, М., 1884.
- Деяния IV Вселенского Собора.
- Приск, "Сказания Приска Панийского [пер. Г. С. Дестуниса]," Учёные записки Второго отд. Имп. Акад. Наук, кн. 7, вып. 1, СПб., 1861.
- Chronicon Paschale.
- Маркеллин, Хроника.
- Суида, Лексикон.
- Иоанн Малала, Хронография.
- Иоанн Лид, De magistratibus populi Romani.
- Законы: CJ i:39:2, xii:2:2, xii:3:2, несколько новелл.
- Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых, М.: Изд-во Эксмо, 2005, 631.
- Bury, J. B., History of the Later Roman Empire from the death of Theodosius I to the death of Justinian, New York, 1923.
- Croke, B., "The Date and Circumstances of Marcian's Decease, A.D. 457," Byzantion, 1978, № 48, 5-9.
- Devos, P., "Saint Jean de Lycopolis et l'empereur Marcien," Analecta Bollandiana, 1976, № 94, 303-16.
- Holum, Kenneth, Theodosian Empresses, Berkeley, 1982.
- Jones, A. H. M., et al., The Prosopography of the Later Roman Empire, vol. 1, Cambridge, 1970.
- Kohlfelder, R. L., "Marcian's Gamble: A Reassessment of Eastern Imperial Policy toward Attila AD 450-453," American Journal of Ancient History, 1984, № 9, 54-69.
- Martindale, J. R., The Prosopography of the Later Roman Empire, vol. 2, Cambridge, 1980.
- Thompson, E. A., "The Foreign Policies of Theodosius II and Marcian," Hermathena, 1950, № 76, 58-75.
- Дашков, С. Б., Императоры Византии, М., 1997.
- Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: "Вече," 1999, 406-407.
Использованные материалы
- Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: "Вече," 1999, 406-407.
- Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых, М.: Изд-во Эксмо, 2005, 631.
- Nathan, Geoffrey S., «Marcian (450-457 A.D.)», An Online Encyclopedia of Roman Emperors:
- "Маркиан Флавий," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
[1] "Οἱ Ἅγιοι Μαρκιανὸς καὶ Πουλχερία οἱ βασιλεῖς", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2167/sxsaintinfo.aspx.
[2] Однако один источник указывает, что он происходил из Фракии.
[3] Евагрий, 2; 1.
[4] Или же - был во время простым воином в армии гота Ардавурия.
[5] По другой датировке - в 443 году
[6] Феофан, 443. Один источник VII века указывает, что император Феодосий II при смерти назначил Маркиана своим наследником, но это представляется маловероятным.
[7] Феофан, 449.
[8] По некоторым данным, политика задабривания гуннов была проводима советником Феодосия, Хризафием, который был казнён вскоре по вступлении Маркиана на престол. По иным данным, Хризафия казнили еще при Феодосии.
[9] Статья энциклопедии Mertens А., Who was a Christian in the Holy Land, http://www.christusrex.org/www1/ofm/sbf/escurs/wwc/j.html