Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПУЛЬХЕРИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Блгв. царица Пульхерия. Икона
Блгв. царица Пульхерия. Икона
Пульхерия (399 - 453), императрица Восточно-Римская, святая благоверная (в некоторых греческих источниках именуется также равноапостольной и девой [1])

Память 10 сентября и 17 февраля вместе с её супругом благоверным императором Маркианом (Греч. [2])

Родилась 19 сентября 399 года [3], дочь императора Восточной Римской империи Аркадия и Евдоксии. Когда император скончался, в 408 году, престол унаследовал её младший брат Феодосий II, которому было всего восемь лет. Опекуном его был назначен умный и добродетельный вельможа Анфимий. Пульхерия далеко превосходила брата дарованиями ума и твёрдостью воли, и вскоре сделалась на деле соправительницей и наставницей Феодосия. Прекрасно владея греческим и латынью, она получила разностороннее историческое, философское и богословское образование. С молодых лет она искренне полюбила благочестие и являлась твёрдой последовательницей православного вероучения. В 414 году она была объявлена августой, соправительницей императора.

Соправительница царя Феодосия

Недостаток опыта в управлении Пульхерия восполняла зоркостью ума и доброжелательностью. Она не решала государственных дел без молитвы и советов с добропорядочными вельможами. При Пульхерии внутренние волнения в стране утихли, с соседними державами был поддержан или восстановлен мир, сбор податей упорядочен, армия и флот приведены в хорошее состояние.

Брату она обеспечила широкое образование и старалась внушить, что без веры и благочестия лучшие дарования бесполезны. Она также воспитывала своих младших сестёр, Аркадию (+ 444) и Марину (+ 449). Чуждая мирской жизни, Пульхерия дала обет остаться девственницей до гроба и запечатлела его памятником: в Соборном храме был поставлен престол из золота и драгоценных камней с надписью: "Обет девства". Сестры её также решили посвятить себя служению Богу. Дворец при Пульхерии был истинно христианским домом, где не было место ни роскоши, ни праздности. Вместе с сёстрами Пульхерия совершала подвиги покаяния и молитвы, а в их покои не ступала нога мужчины. Строгим постом и трудами она усмиряла греховные помыслы. Соправительница принимала просителей и министров только в определённое время и на людях. Всё это способствовало укреплению нравственности в империи, - обеты царевен преграждали путь придворным интригам.

Блгв. царица Пульхерия. Икона из Георгиевской церкви хут. Ленина г. Краснодара. 2015 г.
Блгв. царица Пульхерия. Икона из Георгиевской церкви хут. Ленина г. Краснодара. 2015 г.
Когда Феодосию исполнилось 20 лет, Пульхерия решила найти ему невесту. Выбор её пал на Афинаиду, которая была красива и хорошо образована. Вскоре после крещения с именем Евдокия и брака, Евдокия-Афинаида в 423 году была объявлена августой, а Пульхерия, хотя и оставалась соправительницей на деле, постаралась отойти в тень. Все государственные дела решались от имени Феодосия, он же подписывал все указы.

Однако, добродушный и доверчивый Феодосий, привыкнув полагаться на сестру, часто подписывал указы не глядя, чем пользовались чиновники для ограбления казны и притеснения личных врагов и невинных. Доходило до того, что управление целыми странами и народами можно было купить у публичных банкиров, а законы оказывались бездействены [4]. Пульхерия как-то решила преподать императору урок и подложила в стопку бумаг документ, передававший императрицу Евдокию в рабство ей, Пульхерии. Когда император призвал к себе жену, Пульхерия не отпустила её из своих покоев, предъявив царский указ о том, что Евдокия - её собственность. Вняв укору, Феодосий обещал быть осторожнее.

Царевна Пульхерия радела об утверждении Православия и освящения столицы святынями. При содействии царевны Пульхерии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против несторианства. Она была покровительница таких святителей как Кирилл Александрийский и Флавиан Константинопольский. По её же совету император Феодосий отправил в Иерусалим большую сумму денег для раздачи бедным и золотой крест с дорогими камнями для водружения на лобном месте. Иерусалимский первосвятитель в знак признательности послал царю часть мощей святого первомученика Стефана. Святыня была встречена с подобающими почестями и положена в построенном Пульхерией в столице храме во имя первомученика. Благочестивая Пульхерия отдала почести и святителю Иоанну Златоусту: его мощи были перенесены из заточения и торжественно положены в храме Апостолов.

В опале

Византийские монеты с изображениями царя Маркиана и царицы Пульхерии (ок. 420-450 г.)
Византийские монеты с изображениями царя Маркиана и царицы Пульхерии (ок. 420-450 г.)
Однако, между тем отношения между Пульхерией и Евдокией стали портиться и в 430-х годах императрица удалилась от двора в Иерусалим, до 439 года. Около того времени место советника императора занял евнух Хризаф, способный полководец, но безнравственный и жадный до денег. Он стал противником Пульхерии, которая не раз препятствовала его замыслам, и настроил Евдокию против царевны. Постепенно, по своей слабости и недальновидности, в заговор был вовлечён и сам император Феодосий. Хризаф убедил царя что Пульхерия имеет слишком много власти, и Феодосий потребовал у Константинопольского патриарха, чтобы тот посвятил Пульхерию в диакониссы. Святитель отказывался, указывая что не может посвящать кого-либо без воли посвящаемого, но император настаивал [5]. Тогда патриарх уведомил Пульхерию о замысле и она отошла от правления и удалилась из города в Евдомон.

Уединившись, Пульхерия проводила благочестивую жизнь, читая душеполезные книги, молясь и отдаваясь подвигам покаяния. Однако, тем временем по воле Хризафа империю захлестнула волна террора против православных, монофизит Евтихий стал любимцем двора, а в некоторых областях начались народные волнения. В 441 году императрица Евдокия была уличена в связи с неким Павлианом и сама удалилась на покаяние в Иерусалим. Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. Наконец она решилась встретиться с братом и открыла его глаза на положение дел. Феодосий приказал сослать и казнить Хризафа, а Пульхерия снова стала соправительницей [6].

Императрица

Блгвв. цари Маркиан и Пульхерия.  Фрагмент греческой иконы XX-XXI в.
Блгвв. цари Маркиан и Пульхерия. Фрагмент греческой иконы XX-XXI в.
В 450 году, после кончины императора Феодосия II, Пульхерия призвала опытного и благочестивого полководца Маркиана пока никто не ещё знал о смерти царя. Она сказала, что избирает его из всего сената, как достойнешего, и предлагает ему императорский престол и свою руку, с условием что он соблюдёт её девство. Маркиан согласился, и Пульхерия, призвав Царьградского патриарха и сенат, объявила его царём [7]. Маркиан вступил во второй брак с Пульхерией, но не нарушил своего обещания и она осталось девой.

Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году IV Вселенский Собор в Халкидоне против монофизитства. Блаженная императрица основала в столице много богоугодных заведений, больниц, странноприимных домов. При ней были построены три знаменитых храма Богоматери: Влахернский, Одигитриевский и Халкопратийский. Икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой и доставленная из Палестины еще императрицей Евдокией, была поставлена в храме Одигитрии [8]. Пульхерия также основывала монашеские обители, назначая для их содержания постоянную сумму денег и определённое количество хлеба. В частности, с её именем связано основание обителей на месте Афонских Эсфигмена и Ксиропотама. Дела империи не препятствовали её молитве, чтению, посещению бедных и прислуживанию больным.

Девственная императрица была почитательницей Божией Матери. Не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, она одно время хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя. Она также учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду [9].

Перед кончиной императрица Пульхерия завещала, чтобы всё её имущество было передано в пользу бедных. Она мирно почила 10 сентября 453 года. Император Лев Великий установил день памяти святой царицы. Даже внешние историки признают государственную мудрость Пульхерии: об императрице говорят, что она одна из всего потомства Феодосия I походила характером на своего великого деда [10].

Литература

  • Евагрий, Церковная история, СПб., 1853.
  • Созомен, Церковная история, СПб., 1851.
  • Феофан, Хронография, в кн. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта, М., 1884.
  • Гиббон, Э., Закат и падение Римской империи, М., 1997.
  • Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых, М.: Изд-во Эксмо, 2005, 628-632.
  • Дашков, С. Б., Императоры Византии, М., 1997.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: "Вече," 1999, 406-407, 536-537.

Использованные материалы

  • Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых, М.: Изд-во Эксмо, 2005, 628-632.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: "Вече," 1999, 406-407, 536-537.
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1503.htm
  • Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):



[1]  См. "Η Αγία ένδοξος, θεόστεπτος και Ισαπόστολος Βασίλισσα Πουλχερία η Παρθένος" ("Святая славная благоверная и равноапостольная царица Пульхерия дева", страница "Συναξαριακές Μορφές" на портале Διακόνημα, http://www.diakonima.gr/2019/09/10/η-αγία-ένδοξος-θεόστεπτος...-2/.

[2]  "Οἱ Ἅγιοι Μαρκιανὸς καὶ Πουλχερία οἱ βασιλεῖς", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2167/sxsaintinfo.aspx.

[3]  Согласно Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.) - http://www.saint.gr/2374/saint.aspx

[4]  Характеристика Евнапия, 87.

[5]  Так в житии у свт. Филарета (Гумилевского), где святителем назван Флавиан. Летописец Феофан приписывает удаление Пульхерии Евдокии. Так как Флавиан взошёл на Константинопольский патриарший престол несколько позднее, вероятно речь идёт о его предшественнике.

[6]  Феофан, 411, 440-442.

[7]  Феофан, 443.

[8]  Подобная судьба приписывается как Смоленской, так и Влахернской иконам Божией Матери. Обе именуются Одигитрией.

[9]  По свидетельству Никифора Каллиста.

[10]  Оценка Гиббона, 32.

Редакция текста от: 26.10.2019 14:45:51

"ПУЛЬХЕРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google