Евтихий (Евтих; греч. Εὐτυχής) (378 - после 454), пресвитер и архимандрит, ересиарх, основатель ереси монофизитства
Византийские историки дают о нем крайне скудные сведения; его сочинения почти не сохранились и вряд ли имели значительный объем. Дата рождения Евтихия определяется на основании его свидетельства (в 448 он писал папе Льву I, что "70 лет прожил в воздержании и всякой чистоте" [1]). Большая часть сведений о Евтихии содержится в деяниях Соборов 448-451 годов и в связанной с ними переписке.
Евтихий стал монахом в юном возрасте, а впоследствии был настоятелем монастыря Иова в Евдоме, на побережье к западу от Константинополя. Братство насчитывало 300 монахов, но, как предполагает Р. Жанен, монастырь был распущен после осуждения Евтихия по причине солидарности монахов со своим архимандритом [2]. Учителем Евтихия называют некоего Максима [3]]; возможно, это борец против Нестория, неумеренное рвение которого пытался сдерживать свт. Кирилл Александрийский [4].
Когда разгорелся несторианский спор, Евтихий был одним из влиятельных вождей оппозиции столичному епископу. Свт. Кирилл отметил заслуги Евтихия, послав ему список деяний Эфесского Собора. В это же время Евтихий сблизился с Евсевием, чиновником, который публично выступил против Нестория во время его проповеди. Вскоре Евсевий стал епископом Дорилейским. Продолжая общаться со своим константинопольским соратником, он со временем обнаружил, что Евтихий впадает в ересь, противоположную несторианской, - монофизитство или по его имени - евтихианство, и после безуспешных уговоров начал его обличать. Положение было тем более серьезно, что Евтихий имел огромное влияние на политику через своего крестника Хрисафия, всесильного министра имп. Феодосия II. По недоброжелательному описанию Нестория, Евтихий, "не будучи епископом, благодаря императорской власти играл роль епископа епископов. Он управлял церковными делами, как слугою пользуясь Флавианом для исполнения приказаний двора. Он изгонял из Церкви как еретиков всех, кто не разделял его мнений" [5]. Впоследствии стало ясно, что свт. Флавиан Константинопольский при всем миролюбии и снисходительности к кающимся умел быть твердым и стал исповедником Православия.
Несмотря на свою фанатичность, Евтихий опасался пускать в обращение формулы, которые могли бы его легко изобличить, оставляя их для устной проповеди. Свт. Флавиан не был инициатором расследования ереси Евтихия. Вряд ли достоверно сообщение Факунда, еп. Гермианского, о том, что Домн II, еп. Антиохийский, в начале 448 года от лица своего Собора обратился к имп. Феодосию II с посланием, изобличающим Евтихия как аполлинариста [6].
В ноябре 448 года, когда заканчивались заседания σύνοδος ἐνδημοῦσα, постоянного совещательного органа при Константинопольском архиепископе, еп. Евсевий Дорилейский неожиданно выступил с обвинением Евтихия в ереси и Собор должен был приступить к расследованию. Еп. Евсевий требовал, чтобы Евтихий явился на Собор. Когда в монастырь Иова прибыла соборная делегация, Евтихий сообщил, что дал обет вечного затворничества. Вторично посланной делегации было сказано еще и о болезни, постигшей архимандрита. После возвращения третьей безуспешной делегации свт. Флавиан дал Евтихию отсрочку, но твердо потребовал его явки.
Тем временем Евтихий занимался организацией ответных действий. Его посланцы направились в константинопольские монастыри с призывами о поддержке: игуменам предлагалось подписывать какие-то петиции, и смута росла. 22 ноября Евтихий все же появился на Соборе, сопровождаемый множеством монахов, а также воинами и чиновниками. Силенциарий Магн зачитал Собору послание императора, в котором патрикий Флорентий назначался для присутствия на заседаниях Собора, где будут рассматриваться догматические вопросы. На вопросы о соединении природ во Христе Евтихий отвечал противоречиво, но решительно отказывался признавать две природы после соединения. Свт. Флавиан был готов все простить Евтихий, если бы тот отказался от своих еретических воззрений. Сам свт. Флавиан в своем исповедании нашел идеальный баланс между александрийским и антиохийским богословием: "Христос после вочеловечения - из двух природ, в единой Ипостаси и едином Лице, один Христос, один Сын, один Господь" [7]. Флорентий высказывался еще более "антиохийски": "...не признающий из двух естеств и два естества верует неправо" [8].
Евтихий не собирался смиряться и обращался за поддержкой во все концы христианского мира, в т. ч. в Рим. Благодаря энергии Евтихия дело заурядного еретика-экстремиста привело к конфронтации двух далеко расходящихся богословий и послужило важным моментом на пути к IV Вселенскому Собору. Собор свт. Флавиана отлучил Евтихия, лишив его священства и настоятельства. Евтихий апеллировал к предстоятелям важнейших кафедр: Римской, Александрийской, Иерусалимской, Фессалоникийской, Равеннской и др. Он взывал к императору, и Феодосий II просил свт. Флавиана поставить условием принятия Евтихия в общение всего лишь подписание им Никейского Символа веры и постановлений III Вселенского Собора. Свт. Флавиан отказал, чем вызвал недовольство императора.
Весной 449 года Евтихий предпринял новый ход, подав жалобу на свт. Флавиана по поводу будто бы имевших место многочисленных фальсификаций в деяниях Собора в ноябре 448 года. Для разбора этой жалобы Евтихий требовал у императора созыва нового Собора, который и состоялся в апреле 449 года в Великой константинопольской церкви с участием трех чиновников высокого ранга; никаких нарушений этот Собор не обнаружил. 27 апреля состоялось новое заседание для рассмотрения жалобы о том, что свт. Флавиан заранее подготовил постановление об осуждении Евтихия. Двукратная неявка Евтихия на ноябрьский Собор делала весьма вероятным его окончательный отказ явиться на суд, и в этих условиях предварительное составление документа также было вполне объяснимо.
В начале 449 года Евтихий потребовал созыва Вселенского Собора для рассмотрения его дела. Его поддержал находившийся с ним в контакте архиеп. Диоскор I Александрийский. 30 марта 449 года имп. Феодосий II пригласил епископов на Собор, который должен был состояться 1 августа того же года в Эфесе. На этом "разбойничьем" Соборе диктаторски председательствовал Диоскор. Свт. Флавиан был низложен и сослан, Евтихий - оправдан. Римским легатам не дали возможности прочитать послание папы Льва I, где Евтихий осуждался как еретик. 114 епископов добровольно или подневольно признали Евтихия православным. Вместе с Евтихием были оправданы монахи его монастыря.
Но вскоре произошло событие, изменившее ход церковной истории. Имп. Феодосий II внезапно скончался 28 июля 450 года, и его старшая сестра Пульхерия пришла к власти вместе с избранным ею в мужья Маркианом. От Хрисафия избавились, Евтихий был изгнан из своего монастыря и определен на жительство в окрестностях Константинополя. Новый архиеп. Константинопольский Анатолий, хотя и ставленник Диоскора, последовал политике императорской четы и анафематствовал Евтихия на столичном Соборе; по этой причине на Халкидонский Собор в октябре 451 года Евтихия уже не вызывали. Собор принял дифизитский орос, и даже отказавшиеся его подписать египетские епископы согласились анафематствовать Евтихия [9]. Еще до начала Халкидонского Собора папа Лев потребовал у имп. Пульхерии сослать Евтихия подальше от Константинополя [10].
По пути к новому месту ссылки Евтихий остановился в Иерусалиме, где некоторые отнеслись к нему весьма сочувственно. 15 апреля 454 года свт. Лев, встревоженный дошедшими до него известиями о том, что Евтихий продолжает распространять свою ересь, обратился с письмом к имп. Маркиану, прося его выслать Евтихия в такое место, где бы он никому не мог вредить [11]. После этого Евтихий не упоминается в сохранившихся источниках.
В 452 году император Маркиан приговорил сочинения Евтихия к сожжению. Антихалкидониты вскоре отреклись от Евтихия, признав его еретиком и утверждая, что он ввел в заблуждение архиеп. Диоскора.
Учение Евтихия
Будучи хорошо знакомым с полемической антинесторианской литературой, Евтихий нередко кажется православным последователем свт. Кирилла Александрийского: "После вочеловечения Бога Слова, т. е. после Рождества Господа нашего Иисуса Христа, поклоняемся единой природе Бога воплощенного и вочеловечившегося" [12]. Господь - "совершенный Бог и совершенный человек". Но в других высказываниях Евтихий дает богословию свт. Кирилла, остававшегося для него высшим образцом, монофизитскую интерпретацию: "...исповедую, что Господь наш был из двух природ до соединения; после же соединения исповедую единую природу" [13]. Эта формула вовсе не тождественна простому "из двух природ", приемлемому и для антихалкидонитов различных направлений, и для православных: если "из двух природ" свидетельствует о том или об ином (в зависимости от интерпретации) способе присутствия обеих природ в Богочеловеке, формула Евтихия однозначно говорит о слиянии природ. Свт. Кирилл признавал "двойное единосущие"; когда же свт. Флавиан спросил Евтихия: "Признаешь ли ты, что один и тот же Сын Господь наш Иисус Христос единосущен Своему Отцу по божеству и единосущен Своей Матери по человечеству?" - Евтихий ответил: "Доныне я не говорил, что тело Господа и Бога нашего единосущно нам, но исповедую, что Святая Дева единосущна нам и что от Нее воплотился Бог наш" [14]. Под давлением судей Евтихий согласился на несвойственный ему язык и признал, что "Христос от Девы и единосущен нам", но при этом сделал пояснение: "...доныне я не говорил [о единосущии], поскольку я исповедую Его тело телом Бога, я не говорил, что тело Бога - тело человека, но что оно - тело человеческое". Здесь, конечно, Евтихий исключает несторианское видение во Христе двух личностей - Бога и человека. Но отмежеваться от монофизитства Евтихий не пожелал. Когда ему было предложено анафематствовать положения: "Иисус Христос не единосущен нам; после соединения одна природа, а не две", он решительно отказался: "не нашел этого учения ясно выраженным в Писаниях, и все отцы этому не учили. Если я произнесу анафему, горе мне, ибо она падет на моих отцов" [15]. Нежелание Евтихия признать "двойное единосущие" привело к тому, что и те, кого мы обычно называем монофизитами, не признали в нем своего.
Евтихий навсегда стал эпонимом крайнего монофизитства. Прп. Иоанн Дамаскин, точно определяя смысл учения Евтихия, подчеркивает его сотериологическую несостоятельность:
Сочинения
- АСО II. Vol 1(1). р. 90-92, 94-96, 152-153, 177-178;
- Vol. 2(1). р. 33-35;
- PG. 84. Col. 854-856;
- PL. 54. Col. 714-718.
Литература
- Mansi. T. 6-7; Nestorius, Patr. of Constantinople. Le livre d'Héraclide de Damas / Trad. F. Nau. P., 1910.
- CPG, N 5945-5954.
- Jugie М. Eutychès et eutychianisme // DTC. Vol. 5(2). Col. 1582-1609;
- Schwartz E. Der Prozess des Eutyches. Münch., 1929. (SBA. Philos.-hist. Abt.; Hf. 5);
- Καρμίρνς ᾿Ι. Εὐτυχής // ΘΗΕ. 1964. Τ. 5. Σ. 1106-1109;
- Janin. Églises et monastères. 1969;
- Καλοϒήρου ᾿Ι. ᾿Ο. ῾Ιστορία τῶν δοϒμάτων. Θεσσαλονίκη, 1984. Τ. 2. Σ. 224-248;
- Χρήστου Π. Κ. ῾Ελληνικὴ. Θεσσαλονίκη, 1989. Τ. 4. Σ. 540-543;
- Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg u. a., 19903. Bd. 1. S. 731-733;
- Болотов. Лекции. Т. 4; Тьерри А. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий: Пер. с франц. Минск, 2006.
Использованные материалы
- Прот. Валентин Асмус. "Евтихий" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 348-350
[1] PL. 54. Col. 717
[2] Janin. 1969. P. 272
[3] АСО II. Vol. 1(2). р. 114 [310
[4] PG. 77. Col. 320-321
[5] Nestorius. 1910. p. 294-295
[6] Facundus Hermaniensis. Pro defensione trium capitulorum PL. 67. Col. 723, 849
[7] АСО II. Vol. 1(1). Р. 114
[8] АСО II. Vol. 1(1). Р. 172
[9] АСО II. Vol. 1(2). Р. 111 [307] sqq.
[10] Leo Magn. Ep. 84 // PL. 54. Col. 922
[11] Leo Magn. Ep. 134 // PL. 54. Col. 1095
[12] АСО II. Vol. 1(1). Р. 124
[13] АСО II. Vol. 1(1). Р. 143
[14] АСО II. Vol. 1(1). Р. 142
[15] АСО II. Vol. 1(1). P. 144
[16] Ioan. Damasc. De haer. 82