Книги Царств, четыре исторические книги Ветхого Завета.
Известные ныне четыре книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг составляли только две книги. Одна из них, в состав которой входили нынешние первая и вторая, называлась «Сефер Шемуел» — книга Самуила, или просто «Шемуел», потому что здесь средоточием рассказа служит пророк Самуил, при посредстве которого совершилась перемена правления в народе Божием и который помазал на царство двух первых царей — Саула и Давида. Другая книга, состоявшая из наших третьей и четвертой книг Царств, называлась «Сефер Мелахим» — книга Царей, или «Мелахим» — Цари.
Деление на четыре книги появилось прежде всего у александрийских переводчиков; впрочем, Православная Церковь в каноническом счислении книг удержала древнее еврейское деление на две книги. В греческой Библии 70 толковников все четыре книги носят общее название Βασιλείων, т.е. книги Царств, потому что в первой и второй книгах изображаются события непосредственно божественного (теократического) царства, какое свойственно было народу Божиему, и царства человеческого, какого возжелал Израиль по примеру языческих народов, а в третьей и четвертой изображается судьба царств Иудейского и Израильского.
Авторами книг Царств считаются пророки, которые преемственно записывали события своего времени. Так, напр., по свидетельству иудейского предания и первой книги Паралипоменон (1 Пар. 29, 29), авторами первой и второй книги Царств были пророки Самуил (24 главы), Нафан и Гад, а третьей и четвертой — Ахия Силомлянин (3 Цар. 11, 29), Адда и Исаия (2 Пар. 32, 32 и др.). Третья и четвертая книги Царств приведены в настоящий вид и состав писателем времен Вавилонского плена, как полагают — Ездрой, который пользовался «Историей Соломона» (3 Цар. 11, 41), «Летописью царей Иудейских» и «Летописью царей Израильских» (см. 3 Цар. 14:19,29; 3 Цар. 15:7; 3 Цар. 16:5,14; 4 Цар. 1:18; 4 Цар. 8:23; 4 Цар. 10:34 и мн. др.).
Летописи эти не надо смешивать с государственными актами и официальными записями, которые велись придворными чиновниками в Иудейском царстве (см. 3 Цар. 4:3; 4 Цар. 18:18,37), но едва ли существовали в Израильском царстве. Чиновники от правительства не могли так строго критически и обличительно относиться к деятельности царей, как это делают составители «летописей», послуживших основанием третьей и четвертой книги Царств.
Есть мнение, основанное на иудейском предании, по которому третья и четвертая книги Царств составлены пророком Иеремией, но этого мнения принять нельзя: обе эти книги Царств составлены во второй период Вавилонского пленения (см. 4 Цар. 25:27 и сл.) и в земле пленения, между тем как пророк Иеремия последние годы своей жизни провел не в Вавилоне, а в Египте.
Книги Царств обнимают около 600 лет жизни еврейского народа, от рождения пророка Самуила до освобождения Иехонии из темницы в 37 году по переселении его в Вавилон (1170-567 до Р. Хр.).
Книга первая, начиная историю еврейского народа от рождения Самуила, доводит ее до смерти царя Саула — 110 лет; вторая описывает царствование Давида — 40 лет; третья излагает историю от Соломона до Иосафата — 120 лет, четвертая — от смерти Ахава до плена Вавилонского — около 335 лет.
Общей целью написания всех книг Царств можно предположить изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях. В частности, авторы первой и второй книги Царств подробным изложением событий из жизни Самуила и Давида хотели начертать возможно точный образ еврейского пророка в лице Самуила, а царя — в лице Давида. Цель составителей третьей и четвертой книги Царств заключается в том, чтобы представить картину постепенного упадка царств Иудейского и Израильского в связи с причинами этого явления — презрением к слову пророческому и в особенности идолопоклонством.
См. также
Литература
- Епископ Михаил, "Исторические книги Ветхого Завета" (Тула, 1899);
- Д. Афанасьев, "Руководство по предмету Свящ. Писания. Книги исторические Св. Писания Ветхого Завета" (изд. 4, Ставрополь, 1896).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.