Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДОМН II АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Домн II (Домнин I) (+ после 452), архиепископ Антиохийский (441/2 - 449)

Племянник и преемник еп. Иоанна I (428-441/2). Воспитывался в Палестине под руководством знаменитого подвижника прп. Евфимия Великого в его лавре. В 429 году, во время посещения лавры свт. Ювеналием Иерусалимским, Домн был рукоположен им в сан диакона. Два года спустя, как известно из Жития прп. Евфимия, Домн умолял своего наставника отпустить его в Антиохию, поскольку узнал, что его дядя вовлечен в несторианство и его нужно вернуть к истинной вере. Прп. Евфимий, зная слабость характера своего ученика, тщетно убеждал его остаться, предсказывая ему трагическую судьбу, но Домн не внял наставлениям подвижника и ушел, даже не попрощавшись. В Антиохии после смерти дяди Домн был избран его преемником на кафедре. Из-за напряженных отношений, существовавших со времени еп. Иоанна I между Антиохийской и Александрийской кафедрами, Домн II был вынужден в церковно-политических и догматических вопросах противостоять Диоскору (444-451), преемнику свт. Кирилла Александрийского.

Одним из важных церковно-административных дел, решенных Домном II, было дело Афанасия, еп. Перрского, обвиненного клириками в расхищении священных сосудов. Сначала архиеп. Домн приказал провести расследование Панолвию, митр. Иерапольскому, который три раза приглашал Афанасия явиться в суд, однако последний скрывался близ г. Самосата и, согласно канонам, был низложен за неявку. Вскоре благодаря вмешательству святителей Кирилла Александрийского и Прокла Константинопольского (434-446) Афанасий был восстановлен, но на него были поданы новые жалобы, для рассмотрения которых Домн собрал в 445 году в Антиохии Поместный Собор. Афанасию было приказано явиться на заседание, однако вместо этого он вновь покинул свою кафедру и уехал в Константинополь, в результате чего был окончательно низложен и замещен Савинианом. Вскоре после этого скончался еп. Помпиан Эмесский. Несколько епископов пров. Финикия Вторая избрали новым епископом некоего Петра, другие же избрали Урания. Кандидатура Урания была одобрена Домном II и Феодоритом, еп. Кирским.

Домн II в свою очередь поддерживал Феодорита, подвергшего жесткой критике богословие 12 "глав"-анафематизмов свт. Кирилла Александрийского, на что свт. Кирилл был вынужден ответить "Апологетиком против Феодорита". В 438 году Феодорит выступил с опровержением критики Кириллом учения Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского. Т. о., после смерти свт. Кирилла основной задачей его преемника Диоскора было нейтрализовать влияние Феодорита. Для этого им была привлечена оппозиция из числа клириков и монахов Антиохийской Церкви.

В 435 или 436 году, после смерти еп. Раввулы Эдесского, сторонника свт. Кирилла, кафедру Эдессы занял Ива, его противник. Против Ивы восстали монахи монастыря Басмул под предводительством архим. Бар Саумы (Варсумы), пользовавшегося покровительством византийского имп. Феодосия II (408-450), и им удалось изгнать Иву. Взойдя на Антиохийскую кафедру, Домн II приказал Бар Сауме явиться на Поместный Собор с отчетом. Вместо этого Бар Саума и некоторые из его сторонников бежали в Константинополь, где подали императору жалобу на Домна и Феодорита, обвиняя их в несторианстве. Одновременно часть монахов во главе с неким Феодосием отправилась в Александрию к архиеп. Диоскору, где они также интриговали против Домна и Феодорита.

После того как в 447 году Феодорит составил соч. "Эранист", имп. Феодосий под влиянием партии сторонников свт. Кирилла издал указ, согласно которому следовало сжечь все сочинения, противоречащие вере Вселенских Соборов и свт. Кирилла. Феодорит попытался публично отстоять свою точку зрения, но ему было приказано покинуть Антиохию и пребывать на своей кафедре. Монашеские демонстрации против "антиохийских еретиков" прошли и в Александрии. Архиеп. Диоскор в послании потребовал от Диодора низложить Феодорита и признать 12 анафематизмов свт. Кирилла. Домн II отказался это сделать, сославшись на объединительную формулу 433 года.

В новом послании архиеп. Диоскор выразил недовольство позицией Домна II. Вслед за этим он отрядил делегацию в Константинополь, поручив ей представить императору обвинение против Домна II и Феодорита. Домн также направил в Константинополь епископов, которых Феодорит снабдил письмами к влиятельным людям столицы. В Константинополе в оппозицию Домну встал архим. Евтихий, поддерживавший тесные контакты с противниками Домна: еп. Уранием Имерийским, мон. Максимом из Антиохии, а также с архим. Бар Саумой и его монахами. Согласно письму Домна, сохранившемуся в передаче Факунда, еп. Гермианского, он был первым, кто обвинил Евтихия в аполлинарианстве перед имп. Феодосием [1]. Впрочем, достоверность этого сообщения сомнительна [2].

В 447 году Домн II рукоположил во епископа Тирского Иринея, однако император приказал отменить рукоположение Иринея как второбрачного и сторонника Нестория. Защищая против обвинений в распространении учения Нестория Иву Эдесского, Домн II в 448 году созвал Собор в Антиохии, который восстановил Иву на его кафедре и низложил его противников, поскольку те, не дожидаясь конца Собора, тайно отправились с жалобой в Константинополь. Хотя это решение и не было принято свт. Флавианом Константинопольским (446-449), епископская комиссия, назначенная императором для рассмотрения данного дела, признала правоту Домна II.

Тем не менее 22 августа 449 года на "разбойничьем" Соборе Ива был низложен. Домн II предпочел не явиться на это заседание, и в результате осуждению подверглись Ива, Феодорит и некоторые из его сторонников. Домн был вынужден согласиться с этим решением, надеясь, вероятно, что тем самым он спасет свое положение. Однако против него монахами Симеоном из Эмесы, а также Авраамом и Геронтием из Антиохии были выдвинуты обвинения, - в частности, ими были зачитаны письма Домна к архиеп. Диоскору, в которых Домн отказывался принять 12 анафематизмов свт. Кирилла. За это Домн был низложен и сослан. Поддавшись давлению архиеп. Диоскора и монашеской оппозиции во главе с Бар Саумой, Домн отозвал свое осуждение Евтихия и проголосовал за осуждение свт. Флавиана, однако это ему не помогло. В результате он остался единственным из епископов, осужденных на "разбойничьем" Соборе, не восстановленным на кафедре на IV Вселенском Соборе, где его преемнику архиеп. Максиму Антиохийскому (451-455) позволили выделить на его содержание часть церковных доходов. Т. о. 449 год можно считать конечной датой правления архиеп. Домна II.

Получив разрешение вернуться из ссылки, Домн вновь обосновался в лавре прп. Евфимия, не принявшего постановлений "разбойничьего" Собора, и провел там остаток дней. Согласно "Хронографии" Феофана Исповедника [3], в 452 году Домн находился в лавре вместе со свт. Иувеналием Иерусалимским, изгнанным с престола неким мон. Феодосием.

Помимо послания Домна к имп. Феодосию в составе актов Собора 449 года сохранились на сирийском языке два его послания к Диоскору Александрийскому и фрагмент проповеди.

Сочинения

  • CPG, N 6508-6511;
  • Akten der ephesinischen Synode: Vom Jahre 449: Syrisch / Hrsg. J. Flemming, G. Hoffmanns. B., 1917. Gött., 1970r. S. 118-119, 138-141, 144-147;
  • Facundi Episcopi Ecclesiae Hermianensis Pro defensiane trium capitulorum // Opera omnia / Ed. J.-M. Clement, R. Vander Plaetse. Turnholti, 1974. Р. 244-245. (CCSL; 90A).

Литература

  • Kyrillos von Skythopolis. Vita Euthymii / Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 29, 33. (TU; Bd. 49. H. 2).
  • Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2(1). P. 479-480, 490-493, 508-511, 603, 517, 606-609;
  • V[enables] E. Domnus II // A Dictionary of Christian Biography and Literature to the End of VI Cent. A. D. / Ed. H. Wace, W. C. Piercy. L., 1911. P. 274;
  • Devreesse R. Le Patriarcat d'Antioche depuis la paix de l'Église jusqúà la conquête arabe. P., 1945. Р. 54-62;
  • Bacht H. Die Rolle des orientalischen Mönchtums in den kirchen-politischen Auseinandersetzungen um Chalkedon (431-519) // Das Konzil von Chalkedon. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 203-230;
  • Patrology: The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus († 750) / Ed. A. di Berardino. Camb., 2006. P. 183-184.

Использованные материалы



[1]  Facundus Hermianensis. Pro defensione trium capitulorum. VIII 5, XII 5

[2]  См. Прот. Валентин Асмус. "Евтихий" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 348-350 - http://www.pravenc.ru/text/187577.html

[3]  Theoph. Chron. P. 107

Редакция текста от: 08.03.2021 14:00:12

"ДОМН II АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google