Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТИОХИЙСКИЙ СОБОР 432

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антиохийский Собор 432 года, созванный для обсуждения низложения Нестория с Константинопольской кафедры III Вселенским Собором (431)

Предыстория Собора

Епископ Иоанн I, поддерживавший антиохийца Нестория [1], с 40 восточными епископами прибыл на III Вселенский Собор 26 июня 431 года, когда Несторий был уже низложен.

Подчиняясь влиянию комита Кандидиана, назначенного для наблюдения за внешним порядком на соборе, и "восточных" епископов, епископ Иоанн обвинил Собор в Эфесе в неправомерности совершенного [2] и тотчас же составил свой собор (conciliabulum) из настроенных против Кирилла за Нестория епископов. После изложения Александром Иерапольским и Александром Апамейским сути происшедшего на Эфесском Соборе 43 епископа во главе с Иоанном приняли решение об отлучении святителя Кирилла Александрийского, архиепископа Мемнона Эфесского и других епископов, участвовавших в Соборе за смуты и ересь, которую восточные находили в анафематизмах Кирилла (сходство с нечестием Ария, Аполлинария и Евномия, до тех пор пока те не осудят 12 анафематизмов свт. Кирилла [3].

К Иоанну была направлена делегация Собора, однако она была задержана охраной перед дверями дома, где остановились антиохийцы. Когда делегацию допустили в помещение, ей позволили изложить решения Собора святителя Кирилла и тут же ознакомили с собственным решением. Впоследствии делегаты жаловались, что им пришлось выслушать брань и оскорбления. В ответ Собор святителя Кирилла анафематствовал Иоанна и его сторонников.

Отчуждение Антиохийской и Александрийской Церквей на Вселенском Соборе в Эфесе привело к открытому конфликту и разрыву общения [4].

Возвращаясь их Эфеса, епископ Иоанн Антиохийский созвал Собор в Тарсе Киликийском с теми, кто находились при нем из членов восточной делегации, и подтвердил решение об отлучении свт. Кирилла и его сторонников и отказ от согласия с низложением Нестория [5].

В Антиохии епископ Иоанн созвал Собор диоцеза Антиохия.

Состав Собора

В Соборе приняли участие около 200 епископов.

Известные участники Собора:

Деяния Собора

Собравшиеся епископы, в основном защищавшие Нестория, отказались поддержать определения III Вселенского Собора даже частично. Участники Собора подтвердили все учиненные ими действия в Эфесе и Тарсе. Так оформился полный разрыв с официальной, "Кирилловой", стороной.

В принятом Собором обращении к императору Феодосию епископы просили принять меры для окончательного осуждения "еретического учения" свт. Кирилла как противоречившего канонам I Вселенского Собора. Тогда же Иоанн отправил письмо дуксу Месопотамии Аппиниану, где подробно разбирал "ересь" свт. Кирилла. В Сирии действия Иоанна были одобрены епископом Акакием Веройским, которого Иоанн посетил в начале 432 года вместе с 6-ю епископами.

Император повелел еп. Иоанну Антиохийскому примириться с еп. Кириллом Александрийским и подписью своей и подчиненных ему епископов утвердить решения Эфесского Собора [6].

В середине 432 года в Антиохию был послан трибун и нотарий Аристолай с письмом к Иоанну; Иоанн должен был для мирных переговоров прийти в Никомидию, куда должен явиться и Кирилл; предполагалось, что Иоанн отречется от Нестория и его учений. К Кириллу император также обращался с письмом (не сохранившимся). Привлечены были к содействию в деле примирения подвижник Симеон Столпник и престарелый епископ Веррийский Акакий.

Согласно А. И. Бриллиантову,

Иоанн устроил совещание из нескольких епископов (...) , на котором были выработаны условия воссоединения в шести пунктах; требовалось держаться Никейского символа, авторитетным толкованием к нему считать лишь послание Афанасия Александрийского к Эпиктету - против аполлинарианства, а свои анафематизмы Кирилл должен был взять назад; низложение Нестория предполагалось в то же время совершенным незаконно. Аристолай предъявил затем эти требования Кириллу вместе с письмом Акакия.

Кирилл отвечал в письме Акакию, что его несправедливо обвиняют в аполлинарианстве или арианстве и других ересях, что он держится совсем иного учения, а эти ереси анафематствует; его анафематизмы направлены против лжеучения Нестория, и кто не согласен с последним, не может порицать их; он готов по восстановлении мира разъяснить в них то, что возбуждает недоумения, но отказаться от них не может. Акакий, отчасти также Феодорит и вслед за последним Андрей Самосатский более или менее удовлетворились ясным и решительным отвержением аполлинарианства Кириллом, хотя Александр Иерапольский и некоторые другие продолжали по - прежнему неприязненно относиться к нему, и решено было вести начавшиеся переговоры далее.

Общение Церквей было восстановлено лишь в апреле 433 года [7].

См. также Антиохийские Соборы.

Использованные материалы



[1]  Согласно А. И. Бриллиантову, Несторий нашел поддержку в восточных епископах, принадлежавших к тому же антиохийскому направлению и видевших у него разве лишь преувеличения и неточности в терминологии, но не еретическое заблуждение

[2]  "С точки зрения Иоанна речь шла не о вере, а о законности, то есть что Собор открыт раньше времени, до прибытия восточных, что вообще - де они, Кирилл и Мемнон, зарвались". См. Еремина В. М. Курс лекций по Истории Вселенской Церкви. Лекция № 11. III Вселенский Собор в Ефесе (продолжение). Постсоборный период после III Вселенского Собора.

[3]  ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 36-39; Pt. 5. P. 122-124; Vol. 4. P. 36-39; ДВС. Т. 1. С. 286-287

[4]  Socr. Schol. Hist. eccl. VII 34

[5]  ACO. Vol. T. Pt. 4. P. 90; PG. 84. Col. 654-656

[6]  Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 132-135

[7]  Mansi. V 1055-1060; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 176, 177; Simonetti M. Antioch: II. Councils // EEC. Vol. 1 (1). P. 49

Редакция текста от: 23.05.2016 20:52:47

"АНТИОХИЙСКИЙ СОБОР 432" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google