Антиохийский Собор 432 года, созванный для обсуждения низложения Нестория с Константинопольской кафедры III Вселенским Собором (431)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Предыстория Собора
Епископ Иоанн I, поддерживавший антиохийца Нестория [1], с 40 восточными епископами прибыл на III Вселенский Собор 26 июня 431 года, когда Несторий был уже низложен.
Подчиняясь влиянию комита Кандидиана, назначенного для наблюдения за внешним порядком на соборе, и "восточных" епископов, епископ Иоанн обвинил Собор в Эфесе в неправомерности совершенного [2] и тотчас же составил свой собор (conciliabulum) из настроенных против Кирилла за Нестория епископов. После изложения Александром Иерапольским и Александром Апамейским сути происшедшего на Эфесском Соборе 43 епископа во главе с Иоанном приняли решение об отлучении святителя Кирилла Александрийского, архиепископа Мемнона Эфесского и других епископов, участвовавших в Соборе за смуты и ересь, которую восточные находили в анафематизмах Кирилла (сходство с нечестием Ария, Аполлинария и Евномия, до тех пор пока те не осудят 12 анафематизмов свт. Кирилла [3].
К Иоанну была направлена делегация Собора, однако она была задержана охраной перед дверями дома, где остановились антиохийцы. Когда делегацию допустили в помещение, ей позволили изложить решения Собора святителя Кирилла и тут же ознакомили с собственным решением. Впоследствии делегаты жаловались, что им пришлось выслушать брань и оскорбления. В ответ Собор святителя Кирилла анафематствовал Иоанна и его сторонников.
Отчуждение Антиохийской и Александрийской Церквей на Вселенском Соборе в Эфесе привело к открытому конфликту и разрыву общения [4].
Возвращаясь их Эфеса, епископ Иоанн Антиохийский созвал Собор в Тарсе Киликийском с теми, кто находились при нем из членов восточной делегации, и подтвердил решение об отлучении свт. Кирилла и его сторонников и отказ от согласия с низложением Нестория [5].
В Антиохии епископ Иоанн созвал Собор диоцеза Антиохия.
Состав Собора
В Соборе приняли участие около 200 епископов.
Известные участники Собора:
- Иоанн Антиохийский
- Акакий Веррийский (?)
- Александр Иерапольский
- Андрей Самосатский
- Макарий Лаодикийский
- Феодорит Киррский
- …
Деяния Собора
Собравшиеся епископы, в основном защищавшие Нестория, отказались поддержать определения III Вселенского Собора даже частично. Участники Собора подтвердили все учиненные ими действия в Эфесе и Тарсе. Так оформился полный разрыв с официальной, "Кирилловой", стороной.
В принятом Собором обращении к императору Феодосию епископы просили принять меры для окончательного осуждения "еретического учения" свт. Кирилла как противоречившего канонам I Вселенского Собора. Тогда же Иоанн отправил письмо дуксу Месопотамии Аппиниану, где подробно разбирал "ересь" свт. Кирилла. В Сирии действия Иоанна были одобрены епископом Акакием Веройским, которого Иоанн посетил в начале 432 года вместе с 6-ю епископами.
Император повелел еп. Иоанну Антиохийскому примириться с еп. Кириллом Александрийским и подписью своей и подчиненных ему епископов утвердить решения Эфесского Собора [6].
В середине 432 года в Антиохию был послан трибун и нотарий Аристолай с письмом к Иоанну; Иоанн должен был для мирных переговоров прийти в Никомидию, куда должен явиться и Кирилл; предполагалось, что Иоанн отречется от Нестория и его учений. К Кириллу император также обращался с письмом (не сохранившимся). Привлечены были к содействию в деле примирения подвижник Симеон Столпник и престарелый епископ Веррийский Акакий.
Согласно А. И. Бриллиантову,
Общение Церквей было восстановлено лишь в апреле 433 года [7].
См. также Антиохийские Соборы.
Использованные материалы
- Э. Г. П. "Антиохийские соборы (III-VI вв.)" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 530-534
- Бриллиантов А. И. Лекции по истории древней Церкви / СПб.: "Издательство Олега Абышко", 2007, с. 350-357:
- Зайцев Д. В., "Иоанн I архиеп. Антиохийский" // Православная Энциклопедия, т. 23, с. 505-508:
- http://www.pravenc.ru/text/469618.html (материал использован частично)
[1] Согласно А. И. Бриллиантову, Несторий нашел поддержку в восточных епископах, принадлежавших к тому же антиохийскому направлению и видевших у него разве лишь преувеличения и неточности в терминологии, но не еретическое заблуждение
[2] "С точки зрения Иоанна речь шла не о вере, а о законности, то есть что Собор открыт раньше времени, до прибытия восточных, что вообще - де они, Кирилл и Мемнон, зарвались". См. Еремина В. М. Курс лекций по Истории Вселенской Церкви. Лекция № 11. III Вселенский Собор в Ефесе (продолжение). Постсоборный период после III Вселенского Собора.
[3] ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 36-39; Pt. 5. P. 122-124; Vol. 4. P. 36-39; ДВС. Т. 1. С. 286-287
[4] Socr. Schol. Hist. eccl. VII 34
[5] ACO. Vol. T. Pt. 4. P. 90; PG. 84. Col. 654-656
[6] Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 132-135
[7] Mansi. V 1055-1060; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 176, 177; Simonetti M. Antioch: II. Councils // EEC. Vol. 1 (1). P. 49