Блаже́нный (греч.: μαχάριος).
- Наименование («блаженный Василий») или первая часть наименования («блаженный Василий, Христа ради юродивый») лика (чина) юродивых. См. Юродство.
- Именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника благочестия (независимо от его лика святости или вида подвига) в качестве прилагательного со значением «стяжавший евангельские блаженства», «живущий по заповедям евангельских блаженств» («От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев...» — тропарь прп. Серафиму Саровскому).
- Именование, прилагаемое ко всякому человеку, стремящемуся вести праведную жизнь, в качестве прилагательного со значением «счастливый, благополучный» («Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха"» (Рим. 4, 6–8); «Блажен человек, который переносит искушение; потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1, 12).
- утвердившееся именование некоторых святых («блаженный Никита, тайный угодник Божий»; «блаженная княгиня Ольга»; «блаженный Иероним»; «блаженный Августин») и церковных писателей («блаженный Феодорит, епископ Киррский»). Причины, по которым за теми святыми, чей подвиг не относится к юродству и чей лик может быть легко выявлен, утвердилось именование блаженный(ая), могут быть названы лишь предположительно. Некоторые жития и проложные памяти начинались этим прилагательным (в значении 2 и 3) и часто употребляли его, так что оно стало восприниматься как особое именование (например: «Сия блаженная Ольга...», «Ольга блаженная, аки денница...»; «Угодник Божий сокровенный блаженный Никита...»).
Прилагательное «блаженный», без специального значения, употребимо перед именем святого, если речь идет о том времени его жизни, когда он еще не был рукоположен в епископский сан (святитель), еще не вышел на подвиг служения (равноапостольный, исповедник), еще не претерпел мученической кончины (мученик) или еще не стяжал той святости лика, которую явил в конце жизни (преподобный и др.).
Использованные материалы
- Андроник (Трубачёв), игум., «Блаженный [греч. makarios]», Православная энциклопедия, том V, Москва, 2002:
- Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов
[1] Этого мнения придерживается Живов. По его объяснению наименование блаженного в последнем смысле стали прилагать в России в XIX веке к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях (прежде всего, у римо-католиков), в тех случаях, когда почитание их установилось до т.н. "разделения Церквей" и тем самым признается Православной Церковью. См. Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов, http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm