ДОСИФЕЙ (НОТАРА)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Патриарх Иерусалимский Досифей II
Патриарх Иерусалимский Досифей II
Досифей II (Нотара) (1641 - 1707), патриарх Иерусалимский.

Родился 31 мая 1641 года подле Коринфа в семье Нотара возводившей свою родословную к Константинопольским Нотара. Патриарх Иерусалимский Паисий, также уроженец Пелопоннеса, был другом родителей Досифея и предложил устроить ему образование в Константинополе.

Учителем его стал знаменитый философ Иоанн Кариофил, который, несмотря на приверженность к некоторым еретическим воззрениям, образовал немало ведущих греческих богословов своего времени. В Константинополе Досифей освоил латынь и итальянский, турецкий и арабский языки.

Патриарх Паисий взял его к себе в услужение и молодой Досифей сопровождал патриарха в качестве секретаря во время поездки на Кавказ, присутствовал при смерти патриарха на о. Кастелоризо в 1660 году.

Наследник Паисия на патриаршем престоле, Нектарий, вскоре назначил Досифея своим представителем в Молдавии.

В 1668 году Досифей возведен в сан митрополита Кесарийского.

В 1669 году, когда патриарх Нектарий отрекся от престола и удалился на покой, на его место был избран Досифей. 23 января 1669 года, 27-летний Досифей взошел на престол Святоградской Церкви.

На протяжении своего предстоятельства Досифей неустанно прилагал усилия для распространения православного просвящения, основывая и поддерживая школы и типографии. Так, в 1680 году он на свои средства основал типографию в Яссах в Молдавии которая сделалась ведущим центром книгопечатания в православном мире. По просьбе патриарха Московского Иоакима Досифей отправил в Москву ученых братьев Лихудов усилиями которых была создана первая русская духовная академия в 1685 году.

Трудами патриарха Досифея было издано огромное количество святоотеческих писаний и работ позднейших богословов, таких как его предшественник Нектарий. Благодаря своевременному опубликованию, многое удалось спасти от утраты. Из своих собственных работ три трактата с опровержениями католичества, - Томос Каталлагис, Томос Агапис и Томос Харас, - были опубликованны прижизненно. Его величайшее произведение, История Иерусалимских Патриархов , вышла в 1715 году в Бухаресте, под редакцией его племянника и наследника Хрисанфа. По сути, История представляет из себя исследование всего исторического пути Православной Церкви и ставит патриарха Досифея в ряд виднейших церковных историков.

Во время правления патриарха Досифея борьба католиков за контроль над Иерусалимскими святынями разгорелась с новой силой. Патриарху путем создания нового органа управления делами Патриархата – «Совета Старейшин» - удалось поправить финансовое положение и оплатить долги, начать восстановление Вифлеемского храма, но больному вопросу о Святой Земле не суждено было утихнуть. В водовороте политических интриг Досифей пребывал сторонником России, был важным советником для русских царей.

Патриарх Досифей явился выдающимся защитником православия от инославных и иноверных нападок и влияний, боролся с унией в Трансильвании и заботился о восстановлении церквей в Грузии.

Еще в 1670 году патриарх Досифей составил "Руководство по опровержению кальвинского помешательства, оклеветавшего Восточную Соборную и Апостольскую Церковь" которое легло в основу впоследствии выработанного Собором исповедания веры. Чувствуя необходимость четкого изложения веры и не удовлетворившись "Православным Исповеданием" Петра Могилы, в 1672 году Досифей обратился к патриарху Константинопольскому Дионисию IV за энцикликой которая могла бы слущить точным выражением веры. С помощью своих предшественников Парфения IV, Климента и Мефодия III Дионисий составил энциклику которая была зачитана и принята на поместном Вифлеемском Соборе 1672 года. После этого Дионисий подготовил её для публикации и выпустил в Яссах. Этот текст, широко известный как "Исповедание Досифея" или, в совокупности с другими документами, "Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере," приобрел большое значение в православном мире и до сих пор считается одним из символических текстов Церкви.

Добившийся столь многого за свой 39-летний срок предстоятельства в Иерусалимской Церкви, патриарх Досифей II (Нотара) почил 7 февраля 1707 года. Ревность за величие Православия, сильная воля, энергия, широкая образованность, талант политика и ученого, богослова и историка соединились в этом выдающемся патриархе, сделав его одной из самых выдающихся личностей Православного Востока в Османский период.

Труды

Литература

  • Runciman, Steven, The Great Church in Captivity (Великая Церковь в Плену), Cambridge: Cambridge University Press, 1968, p. 347-351.
  • Панченко, К. А., Османская Империя и Судьба Православия на Арабском Востоке (ХVI – начало XIX века), Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки, 1998, с. 88-91, 151.

Использованные материалы

  • Runciman, Steven, The Great Church in Captivity (Великая Церковь в Плену), Cambridge: Cambridge University Press, 1968, p. 347-351.
  • Панченко, К. А., Османская Империя и Судьба Православия на Арабском Востоке (ХVI – начало XIX века), Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки, 1998, с. 88-91, 151.

Редакция текста от: 20.04.2012 02:37:38

"ДОСИФЕЙ (НОТАРА)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google