ИЗМАИЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Измаильский Покровский собор.  Фото Ильи Буяновского 2011 года с блога varandej.dreamwidth.org
Измаильский Покровский собор. Фото Ильи Буяновского 2011 года с блога varandej.dreamwidth.org
Кафедральный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Измаиле Одесской епархии

Колоннада и портик над центральным входом собора являются одним из главных элементов современного ансамбля проспекта Суворова.

Строительство

На 1 января 1813 года на месте будущего собора стояла деревянная "Тучковская малороссийская Николаевская форштадтная церковь". К 1820 году церковь состарилась и обветшала настолько, что встал вопрос о её замещении. В том году прихожане Николаевской церкви направили на имя Бендерского владыки Димитрия прошение о том, чтобы выстроить "на место старой Николаевской церкви новую каменную трехпрестольную церковь на главной площади во имя первый - Покрова Пресвятой Богородицы, второй - Святителя Христова Николая и третий - святых мучеников Сергия и Вакха". В том же году прошение было удовлетворено и православные христиане города получили от владыки Димитрия план и профили новой каменной трехпрестольной церкви. Внушительный храм предполагал возведение огромных столпов, которые ограничивали вместимость церкви 400 молящихся. 8 июля состоялась закладка новой церкви.

Через два года усердием общества на постройку церкви было собрано "до 400 кубических саженей камня, 100 четвертей извести и 6000 левов". Однако тогда же стало понятно, что выстроить капитальную церковь не по силам: чтобы выстроить новую церковь, нужно было 300 тысяч, а год выпал неурожайный и коммерция в городе упала. В новом прошении от 13 июля 1822 года на имя владыки Димитрия, тогда уже архиепископа Кишиневского, прихожане просили "переменить план на однопрестольную церковь во именование Покрова Пресвятой Богородицы", которая стоила бы не более 80 тысяч левов.

Начертить другой план "по сношению с архитектором" было поручено архиепископом Димитрием архимандриту Иоанникию. При этом историки считают автором архитектурного проекта собора ректора Московской академии художеств Авраама Ивановича Мельникова. Строительные работы начались под руководством архитектора Ионицы. Был заложен прочный фундамент и возведены стены высотой до половины окон. После смерти архитектора в 1825 году строительство велось под наблюдением областного архитектора Спета и под непосредственным руководством инженера-полковника Близнина. В июне того же года городской строительный комитет заключил контракт с аккерманским жителем Калфой Евстратом Константиновичем по достройке собора. Стоимость работ была оценена в 41 тысячу левов. 67 мастеровых работников возводили стены собора. Бутовый камень добывали из каменоломен Катлабуга, пиленый камень привозили из колонии Кирнички. План предполагал восьмиугольный купол, но "по требованию комитета попечителей и господина градоначальника генерал-лейтенанта Тучкова и инженера-полковника Близнина" был сделан круглый.

На производство штукатурных и лепных работ Калфа заключил контракт с российско-подданным Гуляевым Лукой Ивановичем. Эти работы были начаты 3 мая 1829 года и оценены в 1917 рублей. "По окончании штукатурных работ Гуляев поднимал сам с работниками искусством своего знания на купол церкви вызолоченный крест, а после сего занимался и лепною, по договору общества и попечителей церкви, работою". Иконописные работы в соборе выполнялись иконописцами Михаилом, Петром и Дорофеем Кособрюховыми, израсходовав на покупку золота для золочения образов и рам 1042 рубля 75 копеек. Иконостас в соборном храме был построен в 1831 году; иконы в нём были "изящной московской живописи". Также в соборе было восемнадцать икон в ценных металлических окладах.

Собор сооружался на деньги прихожан и пожертвования купцов и, вообще, всем миром. Десять тысяч рублей в виде беспроцентного займа выделила в 1826 году Бессарабская казенная палата. Граф Михаил Семенович Воронцов пожертвовал огромную по тем временам сумму в 30 тысяч левов. Русские императоры Александр I и Николай I также внесли свою лепту: первый вложил 12 тысяч рублей, а его престолонаследник предоставил часть трофейных пушек (2 тысячи пудов), взятых в войне с турками для отлива колоколов. Генерал Сергий Тучков оказал как денежное, так и нравственное влияние при постройке собора; генерал лейтенант Павел Иванович Федоров (Бессарабский Военный Губернатор Управля-ющий Гражданской Частью и Измаильским Градоначальством) уплатил 10 тысяч рублей, занятые у городского управления; протоиерей Никита Глизян и церковные старосты Кириак Гуш и Иустин Шапочник особенно отличились своим усердием при постройке церкви; также нравственной и материальной помощью и трудами по благоукрашению храма отличились прочие церковные старосты и другие. На постройку и оснащение собора, приобретение церковной утвари, свечей, ладана, масла и других необходимых вещей в общей сложность было потрачено 40224 рубля 50 копеек.

14 мая 1831 года совет попечителей новостроящегося собора рапортовал об окончании строительных и отделочных работ. Освящение 12 сентября того года было совершено архиепископом Кишиневским Димитрием в присутствии Бухарестского митрополита святителя Григория.

Собор до революции

Перед собором, на месте будущей колоннады, были устроены две хозяйственные пристройки и ограда, выстроенная с использованием кирпича и металла. С южной стороны были железные ворота. За оградой росли деревья и цветы.

Изначально при соборе была устроена временная деревянная колокольня. 22 июня 1832 года измаильский градоначальник получил из управления Новороссийского и Бессарабского генерал губернатора план постоянной колокольни собора, составленный Одесским городским архитектором И. Козловым. В 1833 году план был утвержден и при вершине Катлабуга и в колонии Кирничках пошла добыча строительного камня.

Тем временем, в июле 1833 года, градоначальник генерал-лейтенант Тучков писал что прибавил к пожалованным государем пушкам 800 пудов меди для отливки колоколов. Согласно рапорта протоиерея Никиты Глизяна от 26 февраля 1834 года попечители церквей города заключили контракт с Одесским купцом Зиньковичем лить колокола из двух тысяч пудов меди. Была построена литейная печь, в которой в 1833 и 1835 годах были отлиты первые колокола для соборной церкви. Всего было отлито одиннадцать колоколов, причём главный - весом 650 пудов, один из самых больших на Украине; второй - 500 пудов (в 1880 году перелит и ныне составляет 327 пудов 15 фунтов). Все колокола были украшены иконами Пресвятой Богородицы, шестикрылыми херувимами и серафимами и образами святых.

В 1848 году деревянную колокольню заменили на трехъярусную из камня, высотой 65 метров. С северной, южной и западной сторон фасада собора (на стыке последних ярусов колокольни) была надпись на церковно-славянском языке: "Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии..." (Мф. 11, 28). В том же году, по устроении крытой галереи, соединяющей собор с колокольней, в ней, над притвором собора, церковным старостой купцом Петром Климентьевичем Сорокалетовым на его собственные средства (4000 рублей) был устроен верхний храм во имя святителя Николая Чудотворца.

В документах Синода о кафедральном соборе осталась запись, которая отмечает что: "иконы и ризница собора при пожертвовании усердных к церкви жителей Измаила благолепны". В 1907 году иконостас собора был обновлён, причём в его архитектурном обрамлении появились золоченные колонны с богато украшенными капителями.

Первоначально собор не был расписан, алтарь и стены были покрыты побелкой. Впоследствии Кишиневская епархия позаботилась о том, чтобы настенные росписи достойно украсили храм, подчеркивая, что Измаил должен стать духовным и культурным центром юга Бессарабии. Живописные работы поручено было осуществлять Павлу Пискареву, принадлежавшему к школе Васнецова. Пискарев выполнил работу в 1913-1915 годах, причём основной объем был сделан всего за год, что указывает на опыт художника и наличие уже готовых эскизов, а также на следование примерам Васнецова. В настенных росписях Покровского собора обращает на себя внимание обилие выразительных орнаментов и любимый Васнецовым синий фон. Центральное место в храме занимает несколько сюжетов Васнецова: образ Богоматери в центральной апсиде, а также образы равноапостольной княгини Ольги и равноапостольного князя Владимира. Расположение сюжетов из церковной истории традиционно: под куполом изображен Бог Саваоф, ниже на парусах - евангелисты Иоанн, Матфей, Марк и Лука, далее - земная жизнь Господа Иисуса Христа, фигуры святых первой эпохи истории Церкви и русские святые. Завершают нижний ряд евангельские притчи.

В межвоенной Румынии

В 1931 году собор ремонтировался и украшался в связи с подготовкой празднования его столетнего юбилея. В верхней башенке часовни, на 5-м ярусе, на столетие собора были установлены часы с тремя наружными циферблатами с боем каждые полчаса.

В 1936 году Павел Пискарев был вновь приглашен в собор - теперь для обновления и дополнения росписей. На сей раз к работе он привлек и пошедших по его стезе сына Павла и дочь Анну.

В 1937-1938 годах на народные средства по проекту итальянца Анжело де Векки (Vecchi) были сооружены колоннада тосканского ордера и портик над центральным входом собора. В новых пристройках угадывается известная колоннада Санкт-Петербургского Казанского собора.

После землетрясения 1940 года в 1940-1945 годах на сводах алтаря, в центральном барабане, западной части собора и в верхнем храме проводились ремонтные работы.

В 1942 году по плану благоустройства города Измаила было предусмотрено: снаружи собору придать "белый цвет, как у собора города Кишинева", а зеленый цвет на куполе заменить на небесно-голубой. В то же время вокруг собора был сооружен постамент из цемента высотою в 30 сантиметров с железной оградой высотою в 20. Неиспользованные на строительство колоннады "дома, склады и другие старые неэстетичные строения" были разрушены и вместо них посажены деревья и разведены цветочные клумбы. Кроме этого по указанию префектуры в течение 12 дней по городу были собраны денежные средства на ремонт собора и по распоряжению примарии, в порядке исключения открыт кредит в сумме 10000 лей.

Со слов старожилов, в румынский период главный колокол собора хотели отдать в другой храм, но это известие настолько встревожило прихожан, что у собора собралось своеобразное "вече" и колокол не отдали.

Советский период и новейшее время

Собор служил кафедральным для Измаильской епархии, а затем - вторым кафедральным для Одесской епархии.

В 1975 году выполнялась реставрация отдельных участков живописи - в основном, восстановление отслоения и шелушения красочного слоя и расчистка поверхностных загрязнений.

В 2004-2006 годах были завершены семилетние реставрационные работы облицовки, кровли, куполов и купольных крестов, фасадов, фундамента, колоннады собора, его притвора и верхнего храма святителя Николая. Такая объемная работа была выполнена впервые, так как впервые за многие годы материальную помощь оказало государство. Реставрация росписей храма была выполнена под руководством и с личным участием художника Виктора Васильевича Коренька, при участии ряда других художников.

Измаильский Покровский собор.  Фото 2011 г. Ильи Буяновского с блога varandej.dreamwidth.org
Измаильский Покровский собор. Фото 2011 г. Ильи Буяновского с блога varandej.dreamwidth.org

Настоятели

Святыни

Использованные материалы

Редакция текста от: 19.01.2014 16:08:26

"ИЗМАИЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google