| Блж. Ольга, княгиня Киевская. Русская икона (2020-е гг.) |
Память 11 июля, в Соборах Волынских, Киевских и Псковских святых
О происхождении ее делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену Ольгу из Плескова (Пскова?). На основании известия одной позднейшей летописи, Плесков отожествляли с болгарским городом Плискувой и Ольгу считали болгарской княжной; но это предположение, хотя оно и объясняет многие факты древней русской истории, нельзя считать доказанным.
По Иоакимовской летописи, она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Звали ее варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга).
| Царь Константин VII Порфирородный и княгиня Ольга в 955 году на константинопольском ипподроме. Фреска киевского Софийского собора (XI в.) |
После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Ольга стала управлять Киевской землей за своего малолетнего сына Святослава.
Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
| Св. блгв. княгина Ольга. Фреска в Архангельском соборе Московского Кремля (XVII в.) |
Житие так повествует о трудах Ольги:
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.
Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».
| Св. Ольга, княгиня Русская. Греческая икона |
В 955 г., по летописному счислению, княгиня Ольга отправилась в Константинополь, где и крестилась; но греческий император Константин Порфирородный рассказывает о пребывании Ольги в Константинополе в 957 г. и вовсе не упоминает о ее крещении там. Вероятно, Ольга крестилась раньше поездки в Константинополь, в Киеве, где уже тогда было много христиан-варягов.
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
По известиям (сомнительным) западных летописцев, в 959 г. Ольга отправила посольство к германскому королю Оттону I с просьбой прислать епископа и священников, что и было исполнено, но посланный епископ должен был возвратиться ни с чем.
11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией [1]. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.
| Св. княгиня Ольга. Эскиз М. В. Нестерова для иконостаса южного придела на хорах киевского Владимирского собора (1892 г.) |
Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает взоры на Запад — Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.
В 959 году немецкий хронист записывает: "Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников." Король Оттон I, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, но он вскоре скончался и в 961 году на его место посвятили Адальберта Трирского которого Оттон, "щедро снабдив всем нужным," отправил в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он "не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными." На обратном пути "некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности" [2].
| Св. великая княгиня Ольга. Икона, восходящая к образу, написанному В. М. Васнецовым для иконостаса киевского Владимирского собора |
Сын окончательно переселился в Переяславец-на-Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений.
| Блж. княгиня Ольга. Икона (Европа, XX-XXI в.) |
| Святая равноапостольная княгиня Ольга |
11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание. После её прославления её память стала со временем чтиться по всей Руси. Московский Собор в 1547 году подтвердил повсеместное почитание её на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Почитание
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке.
В течение многих веков Ольга именовалась в Церкви «святой блаженной княгиней Российской» (такое именование до сих пор сохранилось в богослужебных книгах РПЦЗ). Лишь с начала 1980-х годов по личной инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) [3] в Служебниках (под 11 июля в месяцеслове и в тексте молитвы «Спаси, Боже, люди твоя...») стали печатать: «святая равноапостольная великая княгиня Российская» [4] (однако в «зелёной» Минее, службы русским святым для которой готовил также о. Иннокентий, надписание службы 11 июля несколько иное: «Преставление святыя блаженныя и равноапостольныя Ольги, княгини Российския, во святом Крещении нареченныя Елены» [5]).
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Крила́ми Богоразу́мия впери́вши тво́й ум,/ возлете́ла еси́ превы́ше ви́димая тва́ри,/ взыска́вши Бо́га и Творца́ вся́ческих,/ и, Того́ обре́тши, па́ки рожде́ние Креще́нием прия́ла еси́:/ дре́ва живо́тнаго наслажда́ющися,// нетле́нна вове́ки пребыва́еши, О́льго присносла́вная.
Ин тропарь, глас 8
В тебе́, Богому́драя Еле́но,/ изве́стен спасе́ния о́браз бы́сть в Ру́сстей стране́,/ я́ко, прии́мши ба́ню свята́го Креще́ния,/ после́довала еси́ Христу́,/ творя́щи же и уча́щи, е́же оста́вити и́дольскую пре́лесть,/ восприя́ти же попече́ние о души́, ве́щи безсме́ртней,/ те́мже и со А́нгелы ра́дуется,// равноапо́стольная, дух твой.
Ин тропарь, глас 4
Оста́вивши ле́сть и́дольскую,/ после́довала еси́ Христу́, Безсме́ртному Жениху́,/ О́льго Богому́драя,/ в Его́же черто́зе ра́дующися, непреста́нно моли́ся// о чту́щих ве́рою и любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Ин тропарь, е́ллинский (из Минеи МП), глас 3
Свята́я равноапо́стольная избра́ннице Христо́ва,/ княги́не О́льго,/ наро́д твой слове́сным и чи́стым Христо́вым млеко́м напои́вшая,/ моли́ся Ми́лостиву Бо́гу,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Ин тропарь (из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой), глас 3
Боже́ственныя ве́ры нача́ло свято́е/ в Росси́и показа́лася еси́,/ ко благода́ти Спа́сове прише́дши/ и к ней лю́дие твоя́ приве́дши,/ я́ко и́стинная цари́ца и богоприя́тная./ О́льго сла́вная,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Воспое́м днесь Благоде́теля всех Бо́га,/ просла́вльшаго в Росси́и О́льгу Богому́друю,/ да моли́твами ея́/ пода́ст душа́м на́шим грехо́в оставле́ние.
Ин кондак, глас 4
Яви́ся дне́сь благода́ть всех Бо́га,/ просла́вльши в Руси́ О́льгу Богому́друю,/ моли́твами ея́, Го́споди,// лю́дем пода́ждь грехо́м оставле́ние.
Величание
Велича́ем тя,/ блаже́нная и равноапо́стольная княги́не О́льго,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшую/ и мно́гия лю́ди росси́йския святы́м Креще́нием просвети́вшую.
Ино величание
Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная княги́не О́льго,/ я́ко зарю́ у́треннюю в земли́ на́шей возсия́вшую/ и свет ве́ры Правосла́вныя/ наро́ду своему́ предвозвести́вшую.
Литература
- О происхождении Ольги
- арх. Леонид, "Откуда родом была св. великая княгиня русская Ольга?" ("Русс. Старина", 1888, кн. 7)
- И. И. Малышевский, "Происхождение русской великой княгини Ольги св." ("Киевская Старина", 1889, 7 и 8 и отд.).
- Жития св. Ольги:
- проложные (см. "Чтения в ист. общ. Нестора лет.", II, и Макария, "История русской церкви"),
- в Четьи-Минее Макария и в Степенной книге,
- в переработке — у Филарета, "Русские святые", под 11 июля.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Страницы портала Православие.ru:
- Минея-июль, ч. 1, сc. 12, 13, 15, 18 (молитвословия):
- http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul212.html
- http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul213.html
- http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul215.html
- http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul218.html
- Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г. // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n):
[1] Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его месте Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне».
[2] Брокгауз относит к сомнительным западные свидетельства о посольстве к Оттону.
[3] Первая публикация, в которой Ольга была безоговорочно названа равноапостольной: Просвирнин А. [архим. Иннокентий.] Равноапостольная великая княгиня Российская Ольга // ЖМП № 7, 1967, с. 56-66, http://mmedia.nsu.ru/culture/DATA/obj5439/NEW_VIEW_2.htm
[4] "Блаженный" / Православная энциклопедия, т. 5, с. 352, http://www.pravenc.ru/text/149361.html.
[5] Минея-июль, ч. 1, с. 6, http://korolev.msk.ru/minea/jul2/jul25.html.